Главная История и География Истории пророков: Адам-первый человек, первый пророк (Часть 1-ая)

Истории пророков: Адам-первый человек, первый пророк (Часть 1-ая)

через Времея и Мир
0 комментарий 180

Рассказ о сотворении пророка Адама присутствует в божественных Писаниях иудеев, христиан и мусульман. Она  примерно одинакова в иудейских и  христианских источниках. Так в Книге Бытия говорится о создании Адама  «праха земного», Талмуд же ( эта книга, правда, не является Священным Писанием, а лишь сводом правовых и поведенческих норм, сформированных на основе религии)утверждает, что Господь слепил тело Адама из грязи. Исламская версия сотворении Адама отличается от христианской и иудейской многими своими деталями.  В Коране говорится:

«И когда сказал Владыка твой ангелам: «Воистину Я Тот, кто устанавливает на земле наместника (халифа в оригинале, они сказали: «Разве ты установишь на земле того, кто будет сеять смуту и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой Твоей и превозносим святость Твою?» . Он сказал: «Воистину Я знаюто, чего вы незнаете»(Коран 2:31)

Аллах Всевышний повелел ангелам спустится  на землю, чтобы собрать все виды почвы, существующие на ней: красной, белой, коричневой, черной; мягкой и податливой, твердой и песчаной… Затем из горсти собранной почвы Господь сотворил Адама. Его потомкам было суждено стать такими же разновидными, как горстка почвы со всех уголков света, из которой был создан их предок, то есть с разной внешностью и чертами характера.

В Коране почва, из которой был создан Адам, имеет множество названий, что в  помогает нам представить процесс его сотворения. Для каждого этапа используется отдельное название почвы. То, что ангелы собирали по всей Земле, названо почвой, иногда Господь называет это глиной. После смешивания с водой глина или почва превращается в грязь. Затем оставленная сохнуть она превращается в «вязкую глину». По прошествии некоторого времени она темнеет и источает запах, это называется « черная гладкая глина». Именно из этого вещества Господь сделал  тело Адама. Его бездушное тело сохло еще некоторое время и превратилось в то, что известно в Коране как «звучащая глина». Адам был создан из вещества, близкого к гончарной глине, которая звенит при легком постукивании.

«Когда сказал Владыка твой ангелам: «Воистину Я – Создающий человека из глины. Когда же я соразмерю его и вдохну в него от духа Моего, то падите передним, простираясь ниц» (Коран 8:71-72)

Господь оказал великий почет Адаму – первому человеку. Он вдохнул в него от Своего дух, придал ему облик Своими руками и повелел ангелам пасть ниц перед ним. Господь приказал ангелам:

«…Потом Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму»!» И поклонились они все, распростершись ниц, кроме Иблиса, он  был не поклонившихся» (Коран 7:12)

Поскольку поклонение может быть обращено только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. Как только душа вошла в тело Адама, он чихнул и произнес «хвала Аллаху». В ответ Господь наделил его Своей Милостью. Хотя это сообщение не приходит в Коране и достоверных хадисах пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, оно упоминается в некоторых комментариях к Корану. Так, в первые же секунды своей жизни Адам был признан почтенным созданием, одаренным беспредельной милостью Господа.

По преданию Благословенного пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Господь сотворил Адама подобным Себе. Но это ни в коем случае не означает, что Адам выглядит как Господь. Ведь Он уникален во всем. Из этого предания мы понимаем, что Всевышний наделил Адама некоторыми из своих качеств: милосердие, любовь, свобода воли… Хотя, милосердие (как и другие качества) первого человека (и людей в общем) никогда даже близко не подойдут к милосердию Всевышнего.

По наставлению Господа Адам поприветствовал сидевших рядом ангелов словами «Ассаляму алейкум» (Мир вам). Ангелы ответили: «И тебе мир и милость и благословение Аллаха». С этого дня преданные Всевышнего приветствуют друг друга именно таким образом. С момента создания Адама, нам, его потомкам, было поручено распространять мир. Среди людей.

Аллах Всевышний сообщил людям, что создал их только для поклонения. Все в этом мире сотворено для Адама и его потомков, чтобы облегчить им поклонение Всевышнему и познание Его. Господь по Своей Безграничной Мудрости доверил Адаму (а впоследствии и всему человечеству) заботу о Земле и научил всему необходимому:

« И Он научил Адама всем именам творений» (Коран 2:3)

Господь дал Адаму возможность назвать имена всего, существующего на Земле. Обучил его языку, речи, общению. Господь вложил в него неутолимую потребность и любовь к познанию. Когда Адам узнал название и предназначение всего, Всевышний сказал ангелам:

« Возвестите мне имена их, если вы правдивы». Они ответили: «Пречист Ты! Нет у нас никакого знания, кроме того , чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Всезнающий, Мудрый» (Коран 2:32-33)

Господь обратился к Адаму со словами:

«…О Адам! , возвести им имена их!»И когда Адам возвестил им имена их, то Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что воистину Я знаю сокровенное небес и земли, и Я знаю то, что являете вы ичто скрываете?» (Коран 2:34)

Адам пытался заговорить с ангелами, но они были слишком заняты поклонением. Господь не дал им какого-то особого знания или свободу воли, единственная цель их существования – поклонение и служение Всевышнему. В отличие от них Адам мог размышлять, делать выбор, давать названия различным предметам и определять их предназначение. Это приготовило  Адама к земной жизни и деяниям. Адам узнал имена всего, но в садах Рая он был один. Но однажды утром он проснулся и увидел взирающую на него женщину.

17

 

 

Адам открыл глаза и увидел прекрасное лицо женщины, взирающей на него. Он удивился и спросил, для чего Господь создал ее. Ева ответила: чтобы скрасить одиночество Адама и привнести спокойствие в его жизнь. Ангелы спросили Адама: «Кто это?» (ведь им было известно, что Адам обладает знанием, недоступным для них и необходимым для проживания на Земле). Адам ответил: «Это – Ева».

Ева (Хава на арабском) имеет корень «хай» – живой. Русский вариант – Ева – также происходит от древнееврейского имени Хавва, что означает «жизнь, живая». Женщина была частью Адама, а он – живым существом. Так появилось имя Евы.

И христианские, и иудейские источники сходятся на том, что Господь создал Еву из ребра Адама, хотя согласно еврейским традициям, иногда слово ребро используется в значении бок.

«О люди! Бойтесь Владыку вашего, Который создал вас из единой души, и создал из нее пару ей и распространил он от них двоих много мужчин и женщин» (Коран 4:2).

Как рассказывают хадисы пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, пока Адам спал, Господь создал Еву из левого, самого короткого ребра. Через некоторое время кость была обложена плотью. Рассказывая историю сотворения Евы из ребра, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркивал важность бережного отношения к женщине:

«Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра — верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо» (Сахих аль-Бухари).

В садах Джаннанта  Адам и Ева обитали в полном спокойствии. Здесь нет расхождения между иудеями, христианами и мусульманам. Согласно исламу, весь Рай был в их распоряжении. Господь сказал Адаму:

«О Адам! Поселись ты и жена твоя в Саду. И питайтесь оба из него в довольствии…» (Коран 2:36).

Коран не раскрывает точное место расположения Рая, однако толкователи единогласно считают, что он не на Земле, и что знание о местонахождении не столь важно для человека. Важно то, чтобы произошедшее там послужило людям уроком.

Всевышний Аллах продолжает:

«…но не приближайтесь вы оба к этому дереву, иначе станете вы оба из неправедных» (Коран 2:36).

В Коране не встретишь описания того дерева, ведь знание о нем не несет ни малейшей пользы. Все, что имеет значение – это спокойная жизнь Адама и Евы в раю и запрет приближаться к дереву. Но о человеческой слабости ведал Сатана и с нетерпением ожидал возможности ею  воспользоваться.

Иблис (Сатана) –  это один из джиннов, созданых Аллахом их из огня. Джинны не похожи ни на людей, ни на ангелов. Тем не менее, как и люди, они способны размышлять и делать выбор между добром и злом. Мир джиннов существовал задолго до сотворения Адама, а Иблис был самым праведным из них. Настолько праведным, что занимал высокое положение среди ангелов.

« И поклонились ангелы все до единого, кроме Иблиса, он отказался быть вместес поклонившимися. Сказал Он: «О Иблиз, что с тобой, что ты не вмечте с поклонившимися?». Сказал он: « Я не стану поклонятся человеку,э которого Ты создал из глины звонкой, образовавшейся из преображенной тины». Сказал Он: «Тогда изыди отсюда, воистину Ты – изгоняемый»  (Коран 15:30-35).

Там, в Раю, Иблис поклялся сбить с прямого пути Адама с Евой, а также их потомков. Сказал Иблис:

«За то, что Ты приговорил меня к заблуждению несомненно, я засяду против них на Твоем прямом пути. И потом несомненно, я приду к ним и спереди их, и сзади их, и справа от них, и слева от них. И Ты не найдешь их благодарными.» (Коран 7:17-18).

Надменный Иблис посчитал себя лучше Адама и всех людей. Он знал, в чем заключается человеческая слабость. Его коварство и хитрость умело направляли человеческие желания в нужное Иблису русло. Иблис страстно желал, чтобы Адам и Ева ослушались Всевышнего, однако подойти и сказать напрямую: «Отведайте от плодов дерева» было не в его правилах. Иблис поступил иначе. Постепенно нашептывая, он посеял тревожные мысли в сердцах Адама и Евы: «…Запретил вам Владыка ваш это дерево только потому, что бы не стали Вы ангелами, или не стали бессмертными» (Коран 7:20).

Он нашептывал до тех пор, пока мысли о дереве полностью не овладели сознанием Адама и Евы, и они, под влиянием наущений Иблиса, решили отведать плод запретного древа – тем самым, они ослушались Господа. Адам и Ева были людьми, а ошибаться свойственно всем людям.

Искушение Адама и Евы – момент, в котором расходятся учение ислама с учением христианства и иудаизма. Ни Коран (слова Аллаха), ни изречения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не говорят о принятии Иблиса (Сатаны) облика змея.

Ислам не говорит, что Ева была слабее Адама или убедила его ослушаться Бога. Отведав запретный плод, они оба совершили ошибку. Ответственность за этот поступок несут оба в одинаковой степени. В исламе нет понятия первородного греха как в христианстве. Потомки Адама не могут быть осуждены за поступок, совершенный  их предками. Это была великая ошибка, которую по Своей безграничной Милости Господь простил им обоим.

1

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«И ни одна душа, несущая бремя, ни понесет бремени другой души» (Коран 35:19).

Люди приходят в этот мир безгрешными и понесут ответственность только за то, что совершили сами. Адам и Ева оступились, но по Своей безграничной мудрости Господь простил их.

«И оба они вкусили от него(древа) и стала явной для них мерзость поступка их, и стали они оба сплетать на себе одежды из листьев Рая. И ослушался Адам Владыки своего и сбился с пути. Затем избрал его Владыка его, и обратился Он к нему, приняв покаяние его и наставив» (Коран 20:122-123).

Да, человеку свойственно ошибаться и забывать свои проступки. Но как мог Адам, человек, которого почтил Великий Господь, совершить такую оплошность?! Дело в том, что Адам ранее не обманывался сатаной. Хотя он видел, как из-за высокомерия сатана отказался подчиниться Богу и считал сатану своим врагом, но к его козням Адам готов не был – он не знал, как защититься от него. Всевышний Аллах говорит:

« Так низвел он их обманом» (Коран 7:23).

По воле Господа, через такое испытание Адам приобрел опыт. Таким образом, Всевышний подготовил его к жизни на Земле, заботе о ней и к миссии пророка. Печальный опыт Адама раскрыл ему сущность сатаны – коварного, злого, явного врага всех людей. Адам, Ева и их потомки осознали, что именно сатана стал причиной изгнания их из рая. Подчинение Всевышнему и не подчинение сатане – вот единственный путь возвращения в прекрасные сады рая.

Господь приказал Адаму:

«Изыдите вы оба из Него (Рая) вместе, одни из вас – враги другим. И если придет к вам наставление от Меня,то тот, кто последует наставлению Моему, тот не собъется с пути и не будет несчастным.» (Коран 20:123).

Коран сообщает, что впоследствии Господь внушил Адаму слова – молитву, дабы взывать к Нему о прощении. Любой человек может обратиться к Богу с этими словами:

«Владыка  наш! Мы причинили вред самим себе, если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, воистину мы окажемся одними из потерпевших убыток » (Коран 7:23).

Люди продолжают ошибаться и грешить, забывая, зачастую, что наносят ущерб только себе. Их ошибки никогда не вредили и не повредят Господу. Если  Он не простит и не проявит милости к нам, то единственными, кто пострадает, будем мы сами. Это мы нуждаемся в Боге, а не Он в нас!

«…Для вас будет на земле пребывание и питание на первое время на время…. «На ней вы будете жить, и на ней будете умирать, и из нее будете выведены» (Коран 7:25-26).

Итак, Адам и Ева покинули рай и спустились на Землю. Здесь позволим себе сделать небольшое отступление. Дело в том, что в отличие от русского языка, в грамматике которого существует два числа: единственное и множественное, в арабском языке есть еще и третья категория – это двойственное число. употребляемое, если речь идет о двух людях или предметах.

Так вот, если бы, говоря: «Низвергнитесь отсюда вместе…», Господь обращался только к Адаму и Еве, наверняка использовалось бы двойственное число, которое в данном случае более уместно. Однако глаго в Коране л используется во множественном числе, из чего мы можем понять, что Господь имеет в виду не только Адама с Евой, но и их потомство – все человечество. Мы (потомки Адама) не принадлежим этой земле. Мы здесь лишь на время. Об этом свидетельствуют слова «пользование на время». Наш дом – это вечность, где мы когда-нибудь займем свое место: либо в Раю, либо в Аду.

Опыт Адама стал выражением свободы выбора и уроком на будущее. Теперь Адам и Ева остерегались козней сатаны, зная не только  последствия греха, но и Милость и Прощение Всевышнего. Господь прекрасно знал, что люди ослушаются Его и отведают от запретного древа. Он знал также, что сатане удастся пошатнуть их целомудрие.

Важно понимать, что хотя Всевышний Аллах заранее ведает  исход всех дел, это не означает, что человек не может сам принимать решения. Адам принял решение самостоятельно и понес ответственность за свой грех. Каждый из нас свободен выбирать. Мы можем подчиняться или не подчиняться Господу, но любой выбор влечет за собой последствия. Покорных Господу ожидает награда, а тех, кто не желает подчиняться, Господь подвергает наказанию.

Где и когда сошли первые люди на землю. Версий на этот счет немало, однако ни одна из них не основана на Священном Коране и  Сунне. А значит, вопрос о месте сошествия для нас не столь важен.

Тем не менее, нам известно, что это произошло в пятницу. В хадисе о превосходстве пятницы Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам:

«Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо восходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю и в этот день он был изгнан из Рая…» (Сахих аль-Бухари).

Подготовлено ВиМ

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать