Главная История и География Время и мир в лицах: мусульманский  ученый-энциклопедист Абу-Ханифа Ахмад ибн Дауд ад-Динвари.

Время и мир в лицах: мусульманский  ученый-энциклопедист Абу-Ханифа Ахмад ибн Дауд ад-Динвари.

через Времея и Мир
0 комментарий 109

   

Характерной чертой так называемого «золотого века» ислама ( VIII-XII  н.э) было распространение энциклопедическоой учености. В лице одного человека можно было встретить множество ученых личностей различных профессий- от алима-богослова, до врача, математика и металлурга. И одним из первых таких интеллектуалов и энциклопедистов был уроженец Восточного (Иранского Курдистана) Абуханифа Ахмад ибн Дауд  ад-Динвари.

Ад-Динвари родился в 815 году в регионе Динвар, близ города Хамадана, возникшего на месте  древней столицы протокурдской Мидийской империи  Экбатаны. О жизни его мало что известно.

Его первым образованием была дисциплина, которую можно назвать арабскую грамматику в наиболее авторитетных грамматических школах того времени, находившихся в Басре и Куфе ( ныне на территории Ирака). Одним из его учителей был собственный отец, а  другим – Якуб ибн ас- Сиккит, араб из Хузестана, обучавший грамматике сына аббсидского халифа аль- Муттавакиля. Его знание арабской грамматики и языка считались в Иране эталонными. Позднее он изучил филологию, геометрию, арифметику и астрономию, а также исламскую теологию. Дух и буква сочинений ад-Динавари показывают, что он был ортодоксальным мусульманином, что не помешало его работе на «переднем крае» естественных наук того времени.

Как мы уже говорили о жизни ученого мало что известно. Однако сам список  созданных ученым трудов более, чем красноречиво говорит о широком охвате его знаний.

Математика и естественные науки

«Китаб аль-кусуф» (книга движения солнца)

« Китаб ан-набатйофайдулух аль-улама фи талифих» ( Книга о растениях, ценимых учеными за их состав и строение)

«Китаб аль-анва» (Книга погоды)

«Китаб аль-Кибла аз-заваль» ( Книга ориентации по небесным светилам)

« Китаб Хазб ад-дур»  (Арифметика. Книга расчетов циклов)

« Китаб ар-руд, ала расд аль Исбани»

«Китаб аль бахс фи хуса аль-Хинд  ( Анализ  индийской арифметики)

« Китаб аль джам, вуа ль тафрик» (Книга арифметики. Сложение и вычитание)

«Китаб аль-джабр вуаль мукабала» ( Книга алгебры и уравнений)

«Китаб нувадар аль-джебр» ( О редких алгебраических вычислениях)

 

Гуманитарные науки

«Китаб аль-Акбар ат-тиваль аль-Акбар»  (Всеобщая история)

«Китаб кабир» (Большая книга. История научных знаний).

«Китаб аль-фасаха» (Книга о литературном языке (риторика)

«Китаб аль булдан» ( Книга городов. География).

«Китаб аш-ширва вуа шуара» ( Книга о поэзии и поэтах)

«Китаб аль-Васая» ( Книга заповедей).

«Китаб ма йулахан филь амма» (Книга о заблуждениях простого народа)

«Ислях аль-мантих»  (совершенствование речи)

«Ансаб аль Акрад»   ( Предки курдов).

Все эти труды целиком до нас не дошли, а лишь сохранились в изложении или цитатах трудов более поздних мусульманских ученых. Но достаточно обширные фрашменты дошли до нас из «Книги растений», которую активно цитировали и переписывали интеллектуалы поздних поколений. И даже эти разрозненные фрагменты дают основание считать ад-Динвари  одним из предтечи современной ботаники и агротехники. В труде этом не только исследовалось  строение цветов, но также условия в которых они растут с точки  зрения состава почвы, погодной ситуации и положения небесных светил. Книга написана в форме энциклопедического словаря с описанием растений в порядке букв арабского алфавита от «алиф» до  «син».

И все-таки один труд ученого дошел до нас целиком. Это – «Китаб альакбар  аль-Кивал» (Всеобщая история).  Она была первой попыткой интегрировать персидскую и исламскую историю с персидскоцентричных позиций. Динвари первый  из мусульманских историков попытался подчеркнуть важность «ираншахра» (иранской земли), как своеобразного центра мира.  Поэтому в «Истории мало места уделено  пророку Мухаммаду и его миссии, зато много говорится об Иране ( в том числе зороастрийском), а также излагается история семитских пророков, разумеется, в мусульманском ракурсе. Написана история в жанре «портретов» ее выдающихся деятелей.

Скончался ад-Динавари в 896 году в возрасте примерно 80 лет.

Предлагаем читателю несколько фрагментов из «Всеобщей истории» ад-Динавари, посвященных ключевым пророкам Религии Единобожия.

Пророк Ибрагим (Авраам)

В конце правления Нимрода ( Нимрод- полулегендарный правитель Месопотамии, внук Ноя ( сын его сына Сима) которого персы называют Фаридуном, Нимрод был деспотичным и надменным, и был предан науке о звездах, и привозил звездочетов с отдаленных уголков земли и одаривал их богатствами, и выбрал семерых мужчин из народа своего дома и назвал их Кавабаруном. Он сделал их управляющими своими делами и наделил каждого из них индивидуальным заданием. Азар, отец Ибрахима, был одним из семи, которых он выбрал, и он отмерил ему восток и запад. Среди дел прародителя Ибрахима было [определение] того, что могут сказать [небесные] знамения. Первой, кто поверил в Ибрахима, была его жена Сара, и она была одной из самых красавиц среди людей своего возраста. Лут был сыном его сестры. Ибрахим вместе со своим отцом оставался столько, сколько пожелал Бог, а затем отправился  в странствия, и Сарра отправилась с ним. Отец Лута был из народа города Садум, а его мать была дочерью Азара. Он только что отправился в Бабиль навестить своего деда Азара, и он верил в Ибрахима, и он жил с ним в Бабиле, помогая ему в его делах. Когда Ибрахим, да пребудет с ним мир, отправился в путь, Лут отправился с ним, и он догнал своего отца и народ своего дома в Садуме (который находится между землей Урдун  ( нынешней Иорданией) и границей земли арабов), и Ибрахим шел, пока не пришел в землю Египетскую. ( Очевидно, что перед нами не точный и довольно «фольклоризированный пересказ ветхозаветных сюжетов- ВиМ)

Иисус- Иса

 «Говорят: когда Бог послал Ису, сына Марьям к иудеям,  они вознамерились убить его. Но Бог взял его к себе, и тогда они пошли к Яхье, сыну Закарии ( Иоанну Крестителю), и убили его. Бог поставил над ними царем одного из местных провинций  из потомков Бут Нашшара первого. Он убил детей Израиля, и им были навязаны низость и нищета ( по видиму, перед нами – мусульманская интерпретация  евангельского  сюжета о царе Ироде и его «избиении младенцев- ВиМ).

Подготовил  ИАЦ «Время и мир»

.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать