Главная История и География Мусульманский экономист: Запрет ссудного процента – немного истории

Мусульманский экономист: Запрет ссудного процента – немного истории

через Времея и Мир
0 комментарий 61

 

Мусульмане верят, что каждое слово и каждая буква Священного Корана – это слово Аллаха, ниспосланное Благословенному  Мухаммаду , Печати Пророков.Действие этого откровения распространяется на весь период его пророчества,  длившегося  двадцать три года. Другими словами, откровение первого фрагмента Корана ознаменовало начало его пророчества, а последняя часть была открыта незадолго до его кончины. Поэтому, если сравнить совокупные дни его пророчества с общим количеством стихов Корана, то среднее ежедневное откровение эквивалентно примерно девяти словам в день.  На основании этих расчетов становится очевидным, что Коран был ниспослан медленно, но стабильно  прогрессивными темпами. Сам Коран ничего не подразумевает, когда говорит: «И мы разделили Коран на части, чтобы ты мог читать его человечеству медленно и с интервалами; и Мы ниспослали его по частям»  ( Коран 17: 107).

Мудрость, стоящая за этим, заключается в том, что сначала было необходимо позволить мусульманам, особенно ранним приверженцам учения ислама, изучить и запомнить его. Более того, есть много стихов, призывающих изменить обычную схему некоторых практик, в которые были вовлечены многие арабы.  Так, например,  в социально-экономической сфере ко времени пришествия  Благословенного Пророка Мухаммеда  в Мекке наметилась явная тенденция к индивидуализму.

На самом деле, сказать, что Священный Коран полон cур,  демонстрирующих Божественное недовольство  мекканским обществом, не является преуменьшением. Их экономическая культура концентрировала богатство в руках немногих, исключая самых бедных. Классовое разделение в Мекке явилось результатом и усилило концентрацию богатства в руках богатых торговцев. Эти торговцы начали использовать свой избыточный капитал в другой форме банковской практики:  выдаче займов под проценты (Риба). С ростом коммерческой активности и снижением рисков, связанных с такими инвестициями, тех, у кого не было первоначального капитала, поощряли брать взаймы у торговцев, которые это делали, и ростовщичество стало для них еще одним способом дальнейшего увеличения капитала и накопления богатства.

Таким образом, мекканцев, естественно, призывали к большей умеренности и гибкости, особенно по отношению к бедным, сиротам, вдовам и всем, кто был слаб и нуждался в помощи. Такие лишения также не были экономически обоснованными, поскольку увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными не только создавал социальную напряженность, но и вынуждал торговцев отказываться от большей части своего богатства. В результате их попросили сделать свое богатство более мобильным, распределяя его, а не накапливая чрезмерно в собственных руках.

Возвращаясь к  ссудному проценту, давайте иметь в виду, что термин, используемый в Священном Коране, – «Риба», и его значение в то время было намного шире, чем сегодня. Одним из его значений было получение процентов по кредиту денег — неважно, сколько именно. Тем не менее, порядок, в котором были  ниспосланы   аяты  о процентах, показывает, что их запрет был введен постепенно, чтобы подготовить  к этому  население:

Шаг 1:‘»Что бы вы ни вкладывали в проценты, чтобы это могло увеличить богатство людей, это не увеличивается в глазах Аллаха; но что бы вы ни давали в виде закята, стремясь к удовольствию Аллаха, — это те, кто многократно увеличит свое богатство» ( Коран 30:40) .

Этот fzn появляется в главе 30 (Сура Аль-Рум),  полностью  ниспосланной  в Мекке. Внутреннее содержание первых  аятов этой суры указывает на то, что оно было открыто в течение шестого или седьмого года миссии Святого Пророка (са), поскольку в тот год волна персидского завоевания была в самом разгаре. Персидские армии стучались в самые ворота Константинополя, и деградация византийцев коснулась и императора  . Неудивительно, что  «Риба» осуждается в самом начале откровения; скорее отсутствие такого быстрого  осуждения могло бы показаться  не только удивительным, но и противоречащим мудрости Корана.

Это  осуждение, как и   аяты Священного Корана, явленные в Мекке, изобилуют осуждением экономической несправедливости современного мекканского общества, спекуляции и скупости богатых, а также их неэтичных коммерческих практик, таких как обман в весе и измерениях  и т.д. Здесь важно отметить, что этот стих содержит только моральное ограничение на проценты; он еще не объявляет его юридически запрещенным, поскольку ислам еще не достиг политической власти, с помощью которой он мог бы искоренить это зло.

Шаг 2:

«Итак, из-за преступления иудеев Мы запретили им чистые вещи, которые были им разрешены, а также из-за того, что они препятствовали многим людям на пути Аллаха. И из-за того, что они проявляли интерес, хотя им это было запрещено, и из-за того, что они неправомерно пожирали богатство людей”  (Коран 4 161:162).

Эти аяты   суры 4 Священного Корана (Сура Аль-Ниса) были ниспосланы примерно через год после переселения в Медину, когда Аиша (ра) вошла в дом Святого Пророка (са) после свадьбы. Эти аяты решительно осуждают ростовщическую практику еврейского народа, напоминая, что это было запрещено в их собственных Священных Писаниях. Действительно, как указано во Второзаконии, еврейскому народу было запрещено брать проценты друг у друга, но им было разрешено брать их у тех, кто не был евреем: «Не взимайте с собратьев-израильтян проценты, будь то за деньги, еду или что-либо еще, что может принести проценты. Вы можете взимать проценты с иностранца, но не с соотечественника-израильтянина, чтобы Господь, ваш Бог, благословил вас во всем, к чему вы приложили руку в земле, в которую вы вступаете, чтобы завладеть».  (Втор. 23 19:20) Мы также находим в Исходе: «Если вы одолжите деньги одному из моих людей среди вас, который нуждается, не относитесь к этому как к деловой сделке.; не взимайте никаких процентов» ( Исх.22:25).

Позже иудеи пообещали Неемии ( пророк, высший  духовный авторитет тогдашнего Израиля отказаться от этой  порочной  практики], но некоторые из них нарушили свое слово; и в соответствии с пророчеством Иезекииля они подверглись преследованиям со стороны своих врагов: «Он дает взаймы под проценты и получает прибыль. Будет ли жить такой человек? Он этого не сделает! За то, что он совершил все эти отвратительные поступки, он должен быть предан смерти; его кровь будет на его собственной голове ( Иез 18:13) .

Кроме того, поскольку   Благословенный Пророк Мухаммад (са) был в союзе с еврейскими племенами в первые годы в Медине, он должен был призвать их  делать пожертвования либо для поддержки эмигрантов из Мекки, либо для военных расходов и подготовки. [ Это было особенно необходимо, когда нападение мекканцев было неминуемо. Призыв к взносам был обращен как к еврейским племенам, так и к мусульманам, но первые отказались и заявили, что готовы предоставить ссуды с процентами.   Благословенный  Пророк  знал, что заниматься такой практикой по отношению к единоверцу противоречит еврейскому закону. В его глазах еврейский народ и мусульмане были единоверцами, и поэтому евреи также должны вносить свой вклад в национальное дело или, по крайней мере, предоставлять беспроцентные кредиты. Таким образом, интересующий нас вопрос стал еще одним камнем преткновения в религиозных учениях между Священным Кораном и экономической культурой современных евреев.

Шаг 3:

«О вы, которые уверовали! Не поглощайте интерес, включающий в себя многочисленные дополнения, и бойтесь Аллаха, чтобы вы могли преуспеть»  (Коран 3:131).

Этот  аят суры  3 (Аль-Имран) был раскрыт после битвы при Ухуде (3 г.н. э. или 625 г.н. э.) [15], и он запрещает «сложный  процент» для верующих. Последние отличаются от простых процентов тем, что они основаны на  « среднем арифметическом» основной суммы и процентов, которые накапливаются на ней в каждом периоде. Такая практика была распространена во времена Благословенного Пророка, и  представляла собой штраф, налагаемый за просрочку погашения долга или невыполнение обязательств, когда кредиторы затем удваивали сумму непогашенного долга, если платеж не был произведен вовремя.

Самое раннее документально подтвержденное утверждение о Рибе в доисламское время содержится в Муватте имама Малика:  «Риба в Джахилийе [доисламская эпоха] заключалась в том, что у человека был долг (хакк) перед  другим на определенный срок. Когда срок подходил, он говорил: «Вы выплатите его или увеличите мне (‘атакди ав турби)?»Если мужчина платил, он брал это. Если нет, он увеличил его долг (зада ху фи хакк хи) и продлил срок для него»].

Шаг 4:

«Те, кто пожирает проценты, поднимаются только так, как поднимается тот, кого сатана поразил безумием. Это потому, что они говорят: “Торговля также подобна процентам”, тогда как Аллах сделал торговлю законной и сделал проценты незаконными. Итак, тот, к кому приходит предостережение от его Господа, и он воздерживается, тогда то, что он получил в прошлом, будет его; и его дело зависит от Аллаха. А те, которые возвращаются к нему, – они обитатели Огня; в нем они пребудут вечно. Аллах уничтожит интерес и увеличит благотворительность. И Аллах не любит тех, кто является убежденным неверующим и закоренелым грешником. Воистину, те, которые уверовали и совершали добрые дела, соблюдали Молитву и платили Закят, получат награду от своего Господа, и на них не снизойдет страх, и они не будут опечалены. О вы, которые уверовали! бойтесь Аллаха и откажитесь от того, что еще представляет интерес, если вы верующие. Но если вы не сделаете этого, то остерегайтесь войны от Аллаха и Его Посланника. И если вы покаетесь, то получите свои первоначальные суммы. Таким образом, вы не будете неправы, и с вами не поступят несправедливо. И если должник находится в стесненных обстоятельствах, то предоставьте ему отсрочку до времени облегчения. И то, что вы перечисляете это как милостыню, будет лучше для вас, если бы вы только знали» ( Коран 2 276: 281) .

Эти  аяты  второй суры Священного Корана (Аль-Бакара) были ниспосланы в конце жизни  Благословенного  Мухаммеда (са). Это подтверждается следующей традицией, в которой рассказывается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (ра) сказал:

«Последним, что было открыто, был аят о ростовщичестве, но Посланник Аллаха (са) умер, прежде чем он объяснил это нам. Поэтому откажитесь от ростовщичества (Риба) и сомнительных вещей » .

Что касается других  аятов, то они запрещают интерес во всех его формах, и всякое экономическое зло, являющееся порождением интереса, было объявлено экономическим преступлением. Более того, они заявляют, что проявление интереса разрушительно для мира во всем мире и равносильно ведению войны против Бога.

Опять же, тщательное изучение общей ситуации в Аравии показывает, что еще до пророчества  Благословенного  Пророка Мухаммеда (са) взимание процентов было широко распространенной практикой в Мекке [19] и создавало значительные трудности для бедных классов. В результате многие сделки не поощрялись, главным образом для того, чтобы предотвратить практику  скрытого использования ссудного процента. Так было в случае мухакалы (аренда земли за золото) и мухадары (продажа зеленой пшеницы до ее сбора, как  уже собранной пшеницу). Существовали также практики м’авама (продажа урожая за несколько лет вперед), кира (покупка урожая до того, как он созрел или был собран в обмен на другой урожай) и музабана (продажа винограда в обмен на изюм/пшеницу, а также  в обмен на готовые продукты питания).

Вывод

Цель ислама не может быть отражена в чисто экономических терминах; его цель состоит в том, чтобы улучшить моральное и духовное состояние человека. Два вида обязанностей, возложенных на мусульман, – это обязанности по отношению к Богу и обязанности по отношению к человечеству.  Можно сделать вывод, что мусульманам приходится отказываться от своих собственных интересов в тех случаях, когда речь заходит об улучшении состояния общества в целом.

Интересующий нас случай относится именно к этой категории, потому что ислам возлагает на человека обязанность  помогать нуждающимся. Что касается сумм, взятых взаймы для удовлетворения основных потребностей или для неотложного случая, ислам идет дальше, призывая предоставить дополнительный льготный период или даже полностью отменить сумму, взятую взаймы тем, кто не смог ее вернуть. Поэтому цель запрета на проценты не была символической, а была направлена на то, чтобы создать в верующем  благородные чувства по отношению к своему ближнему. Основополагающая идея универсализма запрета на проценты заключалась в том, что все люди являются братьями и, следовательно, должны помогать друг другу как финансово, так и другими способами.

Вместо того, чтобы поощрять неравенство через проценты, метод, представленный исламом для поддержания движения экономического колеса, называется Закят. Эта система налогообложения незанятого капитала была реализована за счет состоятельных людей и перераспределена для удовлетворения потребностей беднейших слоев населения и удовлетворения потребностей социального обеспечения. Как упоминалось в приведенном выше стихе ( Коран 30:40), предписание Корана противопоставляет плохое  использование  богатства (Риба) хорошему использованию (Закят). Другой важный пример обращения встречается в Священном Коране в следующих словах: «Все, что Аллах дал Своему Посланнику в качестве добычи от жителей городов, предназначено для Аллаха и для Посланника, и для близких родственников, и сирот, и нуждающихся, и путников, чтобы это не распространялось среди тех из вас, кто богат  ( Коран 9: 58).

Будучи фундаментальным столпом исламской веры, система закята выделяется как полярная противоположность интересам. Как объяснил Четвертый халиф  ахмадийской общины , он “установил, что каждый человек имеет право на определенные основные жизненные потребности, предоставляемые ему в каждой стране и обществе, и те, на кого возложена ответственность за выполнение этого обязательства, – это те, у кого есть больше, чем их основные потребности, оставляя государству право решать порядок действий, который заключается в обеспечении того, чтобы система была справедливой, справедливой и равноправной и адекватно выполняла свою основную цель».

Автор Ахмед Даньял Ариф, французский экономист, работающий в Лондоне. Автор книг по исламской экономике и экономической истории мусульманского мира.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать