Главная История и География Деятельность выдающегося дипломата  сэра Зафруллы Хана Сахиба  по палестинской проблеме

Деятельность выдающегося дипломата  сэра Зафруллы Хана Сахиба  по палестинской проблеме

через Времея и Мир
0 комментарий 43

  

Автор:Ата-уль-Хайе Насир,

Всемирная община «Ахмадия» всегда была на переднем крае борьбы за права мусульман. В последнее время палестино-израильский конфликт интенсивно разгорается, но это не новая проблема. У него долгая история, и  она очевидно  демонстрирует, что  ахмадийят всегда выступал за права угнетенных палестинцев.

Когда вопрос о разделе Палестины обсуждался в Организации Объединенных Наций, Хазрат сэр Чаудри  Зафрулла Ханра представил реальные аспекты этого вопроса самым впечатляющим и убедительным образом.

Так он  отметил в своих воспоминаниях, что, поскольку Пакистан стал членом Организации Объединенных Наций всего за несколько дней до его первого выступления, арабские делегации не придали никакого значения пакистанской делегации, и, похоже, у них не было никаких ожиданий от нас по этому вопросу. (Тахдис-и-Немат, стр.520-521). Однако,  после его речи 7 октября 1947 года арабы были очень довольны и вне себя от радости, так как она наилучшим образом отражала их эмоции и точку зрения.

Ведущая индийская ежедневная газета “Стейтсмен” написала на следующий день в своей редакционной статье: «Впервые голос Пакистана был услышан в советах Организации Объединенных Наций по актуальной теме мирового значения, когда глава делегации этой страны Чаудри Зафарулла Хан выступил во вторник в Палестинском комитете Организации Объединенных Наций на озере Успех. Это была красноречивая речь, которая разорвала в клочья благовидные призывы, выдвинутые сторонниками раздела Палестины.

Чаудри Зафарулла не просто предавался риторике, когда описывал план раздела как “физически и географически чудовищный”, он продолжал доказывать это неопровержимыми аргументами.

Отвечая на утверждение о том, что миграция большего числа евреев в Палестину должна быть разрешена, потому что перемещенный еврейский народ желает отправиться в эту страну, представитель Пакистана спросил, согласятся ли американцы ослабить или отменить свои собственные иммиграционные законы, если перемещенные лица различных других национальностей пожелают въехать в Соединенные Штаты и поселиться там?

“Согласится ли Америка, – спросил он далее, – принять пять миллионов перемещенных лиц Пенджаба, если они пожелают покинуть место своих страданий и перебраться в Соединенные Штаты?»

“Мы почти не сомневаемся в том, что арабы будут рады услышать столь мощный голос Пакистана в Организации Объединенных Наций в защиту их дела. Присоединение независимого суверенного государства Пакистан к сообществу свободных мусульманских народов мира уже начинает оказывать свое влияние на международные дела”. («Стейтсмэн», 8 октября 1947 года)

Затем та же газета процитировала арабского представителя в своем номере от 11 октября 1947 года:

Это был самый блестящий и исчерпывающий обзор арабского дела в отношении Палестины, который я когда-либо слышал».

Хазрат сэр Мухаммад Зафрулла Ханра утверждал:

«Организация Объединенных Наций не может согласиться с принципом, согласно которому расовое или религиозное меньшинство, независимо от того, возникло ли оно в результате национального развития или возникло в результате иммиграции, может настаивать на разделении родины или разрушении политического, географического и экономического единства страны без согласия и вопреки желанию большинства». (Т.Г.Фрейзер, Раздел в Ирландии, Индии и Палестине: Теория и практика, Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина [1984], стр.176)

Доктор Хаим Вейцман – сионистский лидер, ставший первым президентом Израиля, – привел раздел Индийского субконтинента в качестве прецедента для раздела Палестины. Но Хазрат сэр Зафрулла Хан заявил в своей речи от 7 октября 1947 года, что было бы неправильно сравнивать эти два вопроса.  Он  утверждал, что, хотя  большинство населения  индийского субконтинента [индусы] не стремилась к этому, обе стороны в конечном итоге согласились на раздел Индии, и если бы и евреи, и арабы согласились с тем, что раздел является единственным решением, Пакистан был бы первой страной, проголосовавшей за такой курс. В Индии мусульманское меньшинство было неотъемлемой частью населения, в то время как в Палестине меньшинство было создано искусственно путем заселения евреев вопреки воле народа. (С.М. Берк, Внешняя политика Пакистана: Исторический анализ, Лондон: Издательство Оксфордского университета [1973], стр.138)

 

Во время своего выступления в ООН 28 ноября 1947 года Хазрат сэр Зафрулла Хан заявил:

«Это торжественный момент, торжественный в истории мира, в истории этой великой – будем надеяться, по крайней мере, – великой организации. Организация Объединенных Наций сегодня находится на процессе. Мир наблюдает и увидит, как он оправдывает себя – опять же, возможно, не столько с точки зрения того, одобрен раздел или нет, но с точки зрения того, следует ли оставлять какое-либо пространство для осуществления честного суждения и совести при принятии решений по важным вопросам […]Говорят, что если раздел не будет принят, то для решения не останется места. Напротив, если раздел будет принят, будут предприняты фатальные шаги. Арабы и евреи будут посажены за уши, и никогда больше не будет никакого шанса свести их вместе. Тогда слишком много незавершенных вендетт преградят вам путь.

Если вы будете медлить и не предпримете роковой шаг, вы все равно оставите арабам и евреям шанс на примирительное решение, с помощью которого они объединятся и будут работать. Дело не в том, что если вы не примете окончательное решение сегодня, ваша юрисдикция принимать какие-либо решения будет запрещена. Это означает, что ни одно из этих двух решений не является приемлемым и что необходимо найти что-то другое.

Ответственность остается на вас. Не упускайте этот шанс. Не закрывайте дверь, которая может быть не открыта снова. Организация Объединенных Наций должна найти решение, которое было бы не только справедливым и справедливым, но и имело бы наилучшие шансы на успех в отношении наибольшего числа евреев и арабов в Палестине».

В конце своего выступления он заявил:

«Представитель Соединенных Штатов сослался на молитву и пожелание, которые я выразил в конце своего выступления в Специальном комитете. Я снова повторяю это смиренно, искренне и искренне: “Пусть Тот, Кто управляет всеми сердцами и знает их сокровенные мысли и замыслы, Кто один может оценить истинную ценность и предвидит последствия всех человеческих действий, по Своей Милости и Милосердию направит наше суждение так, чтобы то, что мы решим здесь сегодня, способствовало и способствовало миру, процветанию и благополучию всех Его созданий, евреев, арабов и язычников, и будет вечно прославлять Его».

“[Арабский] Наш последний крик: Вся хвала  Аллаху, Господу  миров”. (ЮНИСПАЛ, 2-я сессия, A/PV.126, Документ ООН [28 ноября 1947 года])

 

П.Р Кумарасвами в своей статье «За завесой: израильско-пакистанские отношения» вспоминает:

“Пакистан был представлен его способным и красноречивым министром иностранных дел сэром Зафруллой Ханом (1893-1985). Используя свое юридическое образование, он  активно и аргуменитровано  утверждал, что ООН не имеет юридических или юридических полномочий для раздела Палестины […] Таким образом, Зафрулла Хан стал самым ярым противником плана раздела. По словам одного израильского чиновника, он «несомненно, был одним из самых способных и впечатляющих делегатов, присутствующих из любой страны».” (За завесой: Израильско-пакистанские отношения, Меморандум 55, Центр стратегических исследований Яффе, Тель-Авивский университет [2000], стр.22)

Ссылаясь на блестящую пропаганду палестинского дела сэром Зафруллой Ханрой в Организации Объединенных Наций, Хваджа Хасан Низами написал в письме, адресованном пакистанцу, от 6 марта 1948 года:

«Дело в том, что Чаудри Зафрулла Хан выполнил работу, за которую 80 крор [800 миллионов] мусульман мира обязаны ему благодарностью. Я никогда не стесняюсь говорить об этом факте всем, как интеллигенции, так и простым людям. Даже в моих выступлениях на больших общественных собраниях. Я свободно выражаю это мнение».

Король Фейсал Ас- Сауд написал письмо Хазрату сэру Зафрулле Хану 5 мая 1948 года и поблагодарил его:

«С большим сожалением я узнал о вашем отъезде в пятницу и хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить вам нашу сердечную благодарность за ваше тесное сотрудничество и благородную позицию, которую Ваше Превосходительство заняли не только во время встречи, но и с тех пор, как вопрос о Палестине был вынесен на рассмотрение Организации Объединенных Наций.

Позвольте мне заявить, что ваши высокие принципы породили желание у всех праведных людей отождествить себя с усилиями Вашего Превосходительства не только от имени всех арабов, но и мусульман всего мира».

В мае 1948 года Хазрат Чаудри Зафрулла Ханра заявил государственному секретарю Великобритании по иностранным делам Эрнесту Бевину, что Пакистан никогда не признает государство Израиль. Это вызвало ажиотаж в международных средствах массовой информации, особенно в Нью-Йорке.

Аль-Сайед Ахмад Асим – Саджада Нашин из Дарги Хазрат Шейх Абдул Кадир Гилани, Багдад – написал в письме Хазрату Чаудри Зафрулла Хану от 5 июля 1948 года:

«Я пользуюсь этой возможностью, чтобы от всего сердца поблагодарить вас от своего имени, а также от имени семьи Хазрата Гаус-уль-Азама за великий джихад, который вы вели в чисто исламском духе в поддержку Святой Земли Палестины перед Организацией Объединенных Наций. Я искренне молюсь, чтобы Всемогущий Аллах даровал вам полное вознаграждение за вашу работу и позволил вам и дальше служить делу ислама».

Об этом Абдул Хамид Аль-Каатиб заявил в своей статье, опубликованной в журнале Al-Arabi:

«Мухаммад Зафрулла Хан – это человек, который доказал, что является чемпионом в защите прав Палестины. Защищая права арабов в отношении Палестины, он использовал все качества своей одаренной Богом ораторской силы, а также юридические и политические возможности. Пульс его речи был в ритме настоящего исламского духа” (Аль-Араби, июнь 1983 года).

Когда вопрос о Палестине был еще свеж, муфтий Палестины издал фетву (юридическое заключение)) против Хазрата Чаудхри Зафруллы Хана  и Джамаат-и-Ахмадийи. По этому поводу генерал Абдул Рахман Хасан Аззам-паша, который был Генеральным секретарем Лиги арабских государств, заявил:

«Мы очень хорошо знаем, что Зафрулла Хан является мусульманином в отношении своих слов и характера. Он добился успеха во всем мире в защите ислама, и его отличительной чертой было то, что он успешно поддерживал каждую точку зрения, которая была принята в защиту ислама. За это его уважение вселилось в сердца людей, и сердца мусульманского мира наполнены благодарностью за него” (Джарида Аль-Ахбар Аль-Кахирийя, 23 июня 1952 года).

Бывший вице-канцлер Университета Карачи, д-р Иштиак Хусейн Куреши заявил в своей книге “Мусульманская община на субконтиненте Индо-Пак” (стр.98), что арабы нашли наиболее эффективное средство для представления  палестинского  вопроса  в Организации Объединенных Наций в лице сэра Мухаммеда Зафруллы Хана.

После кончины Хазрата сэра Зафруллы Хана многие газеты опубликовали сообщения, в которых были высоко оценены его заслуги перед Палестиной и арабским миром в целом.

Ежедневная газета “Нава-и-Вакт”, опубликованная 2 сентября 1985 года:

«Куэйд-и-Азам направил его в Организацию Объединенных Наций в качестве руководителя делегации для представления позиции  Пакистана по вопросу о Палестине, где его хорошо аргументированные выступления заняли важное место для Пакистана в сердцах арабов».

Газета The Muslim от 2 сентября 1985 года gbitn, что в 1947 году Куэйд-и-Азам специально назначил его представлять Пакистан в Организации Объединенных Наций, где он блестяще отстаивал интересы палестинских мусульман, что сделало арабский мир благодарным ему.

Издание Dawn of Karachi  , 3 сентября 1985 года, заявил в своей редакционной статье: «Он заслужил неизменное уважение и восхищение арабских и других мусульманских народов как защитник их интересов”.

Чан от 3 сентября 1985 года сообщил о заседании Федерального кабинета Пакистана:

«Кабинет министров выразил глубокую скорбь в связи с кончиной Чаудри Мухаммада Зафруллы Хана […] Кабинет министров воздал ему должное за представление дела Палестины и третьего мира в международных учреждениях и на конференциях, а также за его заслуги в Международном суде».

Затем ежедневная газета “Нава-и-Вакт” Равалпинди и Лахора написала 3 сентября 1985 года:

“[…] В дополнение к проблеме Кашмира, то, как он изложил точку зрения Пакистана в защиту свободы и суверенитета Палестины и многих других арабских стран (Марокко, Тунис, Ливия и т.д.), все еще ценится в арабских странах”.

Ежедневная газета “Джанг Равалпинди” написала в своей редакционной статье 4 сентября 1985 года:

“[…] Его заслуги в связи с палестинским вопросом также незабываемы”.

6 сентября 1985 года газета  «Джанг» (Лахор) сообщил:

“Исполняющий обязанности посла Сирии [в Пакистане] Иса Сулеман заявил в своем послании от имени президента Хафеза аль-Асада и сирийского правительства, что сирийское правительство чрезвычайно ценит все его [сэра Зафруллы Хана] усилия, которые он приложил для защиты прав арабов и, в частности, в отношении спора о Палестине”.

Фадиль Джамали, бывший министр иностранных дел Ирака, заявил:

“На самом деле, ни один араб, каким бы способным и компетентным он ни был, не мог служить делу Палестины так, как посвятил себя этот выдающийся и великий человек. Каков был результат прений в Организации Объединенных Наций – это другой вопрос. Но следует признать, что Мохаммад Зафрулла Хан занимает выдающуюся позицию в защите палестинцев в этом споре. Мы ожидаем от всех арабов и последователей ислама, что они никогда не забудут этого великого мусульманского борца”. (Ас-Сабах, Тунис, 10 октября 1985 года)

В личной дани уважения король Иордании Хусейн бен Таллал сказал:

“Он действительно был защитником арабского дела, и его неустанные усилия, будь то среди мусульманских и неприсоединившихся стран или в Международном суде, навсегда останутся ярким примером великого человека, по-настоящему преданного нашей вере и цивилизации”. (Обзор религий, сентябрь-октябрь 1986 года, стр.6)

Это были лишь некоторые проблески признательности, которую Хазрат сэр Чаудри Мухаммад Зафрулла Ханра получил за свои великие заслуги в деле справедливости в Палестине.

Однако его услуги не ограничивались только Палестиной. Он отстаивал права многих арабских стран. Это вызвало огромное уважение к его стране – Пакистану – в глазах арабских мусульман.

Увы, его собственная страна не ценила его позже, настолько, что сегодня некоторые невежды даже называют его “предателем” Пакистана. Мы позволим читателям быть судьями.

Пусть Аллах Всемогущий избавит палестинский народ от всех страданий и пусть в мире восторжествует истинная справедливость. Амин.

Al-Hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать