Главная История и География Был ли Иисус раввином, пророком, мессией или реальным Сыном Божьим? (Взгляд иудейского раввина).

Был ли Иисус раввином, пророком, мессией или реальным Сыном Божьим? (Взгляд иудейского раввина).

через Исмаил
0 комментарий 170

Если бы Иисус был просто раввином, его религиозные знания и мудрость были бы ограничены одной этнической группой людей на протяжении всей человеческой истории. Но, согласно евангельским повествованиям, Иисус был этим и даже больше. Иисуса называли “Равви” [Учитель] некоторые еврейские лидеры (Евангелие от Иоанна 3:1-2), последователи Иоанна Крестителя (Иоанна 3:26) и толпы людей, которых учил Иисус (Иоанна 1:37).
Многие евреи думают, что Иисус был еврейским пророком. Иисуса называют пророком как он сам, так и другие, ссылающиеся на него (Евангелие от Матфея 13:53-58; 14:5; 21:10-11; 21:46; Евангелие от Марка 6:4 и 15; Евангелие от Луки 24:19).
Если Иисус был мессией, то он был отделен от всех других Посланников-Пророков. Евангелие от Иоанна описывает два случая использования еврейского титула “Мессия” теми, кто впервые встретил Иисуса, в размышлениях о его роли (Евангелие от Иоанна 1:41, 4:25). Иисус как Мессия будет подробно обсужден ниже.

Но есть и другое утверждение, касающееся личности и роли Иисуса. Для христиан Иисус, как говорят, является чистым отражением невидимого Бога, партнером Бога в Бытии и в Божьих творческих действиях и силах:
Христос [Иисус] – это [видимое] подобие невидимого Бога. Он перворожденный над всем творением, [превосходящий все сотворенное]. Ибо в нем/через него Бог сотворил все на небесах и на земле, видимые и невидимые вещи, включая духовные силы, лордов, правителей и авторитеты. Бог сотворил всю вселенную через него и для него. Он [Христос] прежде всего, и в союзе с ним все держится вместе. (Послание Павла к Колоссянам 1:15-17).

Христианская церковь представляет человека Иисуса как божественное существо, “Сына Божьего”, которому приписываются божественные со-силы. В то же время христиане вынуждены признавать действительными другие категории, упомянутые выше (засвидетельствованные в их собственных евангельских повествованиях, процитированных выше), но только как вторичные идентичности, которые применимы только к человеческой природе Иисуса.

 

Не обладая божественной природой (имеется в виду компонент “Христос”), человеческий Иисус не смог бы стать, как учит Церковь, универсальной [божественной] жертвой, способной заплатить [Богу] смертную казнь за грехи мира.

Для христиан одно-единственное событие в жизни Иисуса является неотъемлемой частью христианской религиозной системы верований. Без этого события — смерти на Распятии и последующего чудесного оживления — у христиан не было бы проповеди, как объяснил Павел, самый плодовитый автор христианского Писания:
…если Христос [Иисус] не воскрес [из мертвых в результате распятия римлянами], тогда нам [Павлу] нечего проповедовать, и вам не во что верить. Более того, нам показывают, что мы лжем о Боге… И если Христос не воскрес, тогда ваша вера – это заблуждение, и вы все еще погрязли в своих грехах. (Первое послание Павла к Коринфянам 15:12-17).

Для христиан человек, называемый Сыном Божьим, является уникальным существом, принадлежащим к высшей категории, возможной для любого человеческого существа в истории мира. Сын Божий, как они определяют этот термин, влечет за собой нарушение Первой из Десяти заповедей: “Не поклоняйся никому, кроме Меня”. Большинство христиан намеренно поклоняются Иисусу наряду с Богом и молятся ему.

Для евреев и мусульман значение, заключенное в исторически сложившемся понятии “Сын Божий”, является явным нарушением монотеизма: “Не поклоняйтесь ни одному Богу, кроме Меня”. Таким образом, евреи и мусульмане безоговорочно отвергают концепцию Сына Божьего.

Теперь к оставшемуся термину “Мессия”. Евреи говорят, что “Мессия” будет сыном (потомком) царя Давида, у которого, кстати, было и до сих пор есть очень большое количество потомков. “Сын Давидов” – это еще один титул, применяемый к Иисусу отдельными людьми и толпами, ищущими Его исцеляющей руки (Евангелие от Матфея 9:27, 15:22, 20:30, 21:9 & 15; Марка 10:47-48, 11:10; Луки 18:38-39) и теми, кто ожидает мессианская эпоха (“царство Давида”), которую должен принести Мессия-потомок (“сын”) Давида (Марка 11:9-10, Иоанна 7:41-42).
“Мессия” происходит от еврейского слова, означающего божественно избранного и отмеченного официальным помазанием елеем. “Мессия” будет личностью, которая приведет к мессианской эпохе всеобщего мира и братства. Какова мессианская эпоха, которую должен принести ожидаемый Мессия-сын Давида?

Во многих религиозных традициях искупление в основном определяется в терминах индивидуального просветления или личного спасения. Однако пророки Израиля представляли искупление как трансформацию человеческого общества, которая произойдет через катализатор трансформации еврейского народа. Эта трансформация, которая произойдет в этом мире в какое-то будущее время, называется Мессианской эпохой.

Переход к Мессианской эпохе называется родовыми муками Мессии. Рождение искупленного мессианского мира может быть результатом легкого или трудного труда. Если бы каждый просто жил в соответствии с моральными учениями своей религиозной традиции, мы бы сами привели к Мессианской эпохе. Но, если мы не сделаем этого добровольно, искупление придет через социальные и политические потрясения, мировые конфликты и разрыв между поколениями.

Мессия относится к агенту Бога, который помогает осуществить это преобразование. Еврейская традиция учит, что этим агентом Бога (а таких агентов может быть три или более) будет человек, потомок царя Давида, обладающий очень великими лидерскими качествами, подобными пророкам Моисею и Мухаммеду.

Действительно важно наступление Мессианской эры, а не личности тех, кто ее осуществляет, поскольку они просто инструменты Бога, который в конечном счете является настоящим Искупителем человеческого общества.

Евреи верят, что Иисус, молодой раввин / учитель, был ложно обвинен (римлянами, правившими Землей Израиля) в том, что он утверждал, что он “Царь Иудейский” (Евангелие Марка 15:2 и 18, Матфея 27:11, Луки 23:3 и Иоанна 18:33, 19:21); они видели в Иисусе вызов авторитету местного оккупационного римского правительства. Примерно в то же время некоторые из его последователей провозгласили Иисуса “Сыном Божьим” — тем самым бросив вызов верховенству имперского “божественного” Кесаря”!

Христиане говорят, что Мессия (“Христос”: термин греческого языка, заменяющий еврейское слово Мессия) – это единый Божественный Сын Божий. Так кто же прав насчет того, кем был пророк Иисус?
Евреи и мусульмане говорят, что все потомки Давида должны быть людьми; потому что все потомки Адама и Евы – человеческие существа. Утверждать, что человеческое существо когда-либо может быть Богом или стать им, – это отрицание и осквернение монотеизма.
Как говорится в Коране:

О люди (Евангелий) Книги! Не совершайте излишеств в своей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме правды. Мессия Иисус, сын Марии, был (только) посланником Аллаха и Его Словом, которое Он даровал Марии, и духом, исходящим от Него. Итак, веруйте в Аллаха и Его посланников. Не говори “Троица”; воздержись! Так будет лучше для вас, ибо Аллах — единый Аллах. Слава Ему превыше того, что у Него есть сын. Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. И достаточно Аллаха как Распорядителя дел. (Коран 4:171,)

Но в то время как этот стих в Коране требует, чтобы люди воздерживались от разговоров о “Троице” (то есть о Боге как о “трех лицах”), Коран действительно называет Иисуса “Мессией Иисусом”.

Евреи не верят, что Иисус был Мессией – сыном Давида (Дауда); потому что мессианская эпоха международного мира должна быть его проявлением и свидетельством о нем, и очевидно, что эта эпоха еще не наступила.
Тем не менее, это оставляет открытой возможность того, что Иисус мог быть Мессией-сыном Аарона (Харуна) или Мессией-сыном Иосифа (Юсуфа). Последний, согласно учению раввинов, будет убит антимессианскими силами (римлянами или их современным эквивалентом) до прихода Мессии – Сына Давида, за которым последует страшный суд и воскресение.

Вера во множество мессий, один из которых является моральным политическим лидером из дома Давида (сын Давида), а другой — религиозным реформатором из дома Аарона (сын Аарона – в дополнение к особому пророку “конца дней”, такому как Илия или Иеремия (как указано в Евангелие от Матфея 16:14) — встречается в межзаветной литературе, но не появляется так явно в Священных Писаниях евреев (или христиан).

Текст Свитка Мертвого моря гласит, что кумранская община еврейских сектантов должна жить в соответствии с первоначальной дисциплиной [законы Торы плюс правила кумранского ордена] “до тех пор, пока не придет пророк (Илия) и Мессии Аарона и Израиля” (Руководство по дисциплине 9:11).

В дополнение к “Мессиям Аарона и Израиля” существует раввинская вера в еще одну мессианскую фигуру из северных колен сынов Израилевых, сына Иосифа, который будет убит римскими врагами. Интересно, что Иосиф – это имя мужа Марии, матери Иисуса.

Евреи говорят, что Иисус не был “Мессией-сыном Давида”; но одно можно сказать абсолютно точно, поскольку все мессии всегда люди — даже если этот “сын Марии” был мессией для христиан — он определенно не был тем, кого христиане считают “Божественным сыном”, поскольку у единого и неповторимого Бога нет членов семьи.
В Коране Иисус упоминается в девяноста трех стихах в пятнадцати различных главах; он упоминается по имени двадцать пять раз как “сын Марии” или “Мессия Иисус, сын Марии”.

Мария упоминается в Коране больше , чем во всем Новом Завете; и она – единственная женщина, которая упоминается по имени во всем Коране. Ислам согласен с христианством в том, что Иисус родился от девственницы, был безгрешен, как и все другие пророки, творил чудеса и родился в особой семье среди пророков. В исламе указано, что Иисус родился в семье ‘Имрана — отца Моисея (Мусы), Аарона и Мириам/Марьям — и что родословная Марии и ее сына проходила именно через Аарона.

И ислам, и иудаизм учат, что Иисус никоим образом не был Божественным, то есть обладал божественной сущностью. Евреи думают, что Иисус был не более чем очень духовным раввином, а не ожидаемым Мессией – сыном Давида.

Тем не менее, Иисус мог бы быть ожидаемым Мессией-религиозным реформатором, сыном Аарона, поскольку, как уже упоминалось, Иисус явно не был моральным политическим Мессией, сыном Давида, тем, кто принесет мессианскую эпоху международного мира. Мать Иисуса Мария происходила из священнической семьи — что-то замалчивается в Евангелии от Луки. Что в Евангелии от Луки прямо записано, так это то, что Елизавета, мать Иоанна “Крестителя”, и муж Елизаветы Захария, оба происходили из священнических семей (Луки 1:5). Их сын Джон был Аронсоном, как и оба его родителя. Мария, мать Иисуса, была родственницей Елизаветы (Луки 1:36); пророки Иоанн и Иисус были двоюродными братьями.

Если Мария происходила из рода Давида, была ли причина, по которой в Евангельской летописи об этом прямо не говорится? Вместо этого в первом отрывке первой Евангельской книги, составляющей Новый Завет, утверждается, что жених Марии (а позже и муж) был потомком Давида — таким образом, избегается информация о том, что Мария была потомком Аарона. В патриархальном обществе семейное происхождение регистрируется по мужской линии.
Если Иисус был послан Богом как фигура Мессии-сына Аарона, Мессии-религиозного реформатора, почему Иисус упоминается как “[Мессия-] сын Давидов” во всех евангельских повествованиях (Евангелие от Матфея 1:1, 9:27, 12:23, 15:22, 20:30; Марка 11:9-10; Луки 18:38-39; Иоанна 7:42)!

Евангельские записи действительно признают, что современные люди видели в Иисусе пророка, но расходились во мнениях относительно того, каким именно человеком, посланным Богом, он был (Иоанна 7:40-44). Когда последователи Иоанна Крестителя пришли напрямую спросить Иисуса о том, кто он такой (Луки 7:18-20), Иисус сказал им судить по тому, что они видели о нем: Он учил и служил физическим и духовным нуждам простых людей.
Это никоим образом не было проявлением дичности политика или царя (Луки 7:21-23); Иисус решительно не был фигурой царя Давида, не Мессией – сыном Давида! Простой еврейский народ страдал от римлян и надеялся на пришествие Мессии – Сына Давида; тем не менее, согласно Евангелиям, Иисус был кем-то другим.

Конечно, вызывает беспокойство тот факт, что генеалогия, помещенная в начале Евангелия от Матфея, “включает” вымышленную родословную Иисуса — “того, кого называют Мессией” (Матфея 1:16). Там генеалогия Иисуса явно восходит к царю Давиду (Матфея 1:1)! Ирония в изложении Евангелия заключается в том, что здесь (Матфея 1:1-17) и в других местах (Луки 1:26-38) Иисус изображен как потомок будущего мужа своей матери, Иосифа — Иосиф является потомком царя Давида и изо всех сил старается быть официально зарегистрированным в качестве такового (Луки 2:4).

Такое внимание к родословной Иосифа происходит несмотря на тот факт, что Иосиф был тщательно представлен в рассказах Матфея (1:18-25) и Луки (2:4-5) как опекун/отчим Иисуса, а не его биологический отец! Возможно ли, что ребенок является потомком своего приемного родителя! Любая [родословная] Иисуса должна была бы проходить через Марию, если она является его единственным биологическим родителем.
Напротив, Коран предоставляет доказательства того, что Мария была потомком пророка Аарона (Коран 3:33-36). На самом деле, Коран поднимает этот вопрос. Коран делает все возможное, чтобы идентифицировать Иисуса по его женскому происхождению, называя его “Иисусом, сыном Марии”. Коран взывает к Марии, матери Иисуса: “О сестра Аарона” (Коран 19:28) и ссылается на нее в другом месте (Коран 66:12) как на “Марию, дочь Имрана”. Как будто соотнесения Марии-матери Иисуса с ее “отцом” предков (Имраном) было недостаточно, Коран соотносит Марию (или Мириам, ее еврейское имя) также с ее ‘братом’ предков (пророком Аароном).

Именно родство священнической семьи с пророком Аароном имеет отношение к генеалогической идентичности Марии, а не ее косвенное родство с пророком Моисеем (высокопоставленным “братом” предков, так часто упоминаемым в Коране)! В евангельских записях нет никаких утверждений или даже намеков на то, что в Марии была какая-либо кровь Давида. Согласно Корану, Мария, мать Иисуса, является потомком Аарона.

Когда Коран указывает на Марию в терминах имен ближайших кровных родственников (отца и брата), это показывает, что ее семейная линия происходила от первоначального, исторического ‘Имрана и, в частности, от ‘сына Имрана Аарона! Итак, пророк Аарон был братом и представителем пророка Моисея, великого еврейского “Законодателя” (Библия, Исход 4:10-16).

Более того, пророк Аарон был прародителем единственной еврейской линии священства. Древние библейские пророки Моисей, Аарон и Марьям (Исход 15:20) были братьями и сестрами, потомками Имрана [библейского Амрама]. Похоже, что родословная Марьям/Марии, матери Иисуса, следовала семейной традиции почитания своих прародителей, передавая их потомкам самые выдающиеся племенные имена из поколения в поколение: родного отца Марии звали Имран; ее родного брата звали Аарон.

Таким образом, Иисус из Корана соответствует еврейской категории Мессии-сына Аарона: во-первых, по своему биологическому происхождению, а во-вторых, по своей реальной миссии. Что касается его божественно предписанной роли, Иисус видит себя религиозным реформатором и духовным учителем, приближающим евреев к более простому замыслу иудаизма.

Мы видим это в Евангелиях Нового Завета, как в собственных словах Иисуса, так и в повествованиях, записанных о нем: [Иисус учил толпу:] “Не думайте, что Я пришел покончить с Законом Моисея и учениями пророков. Я пришел не для того, чтобы покончить с ними, а для того, чтобы воплотить их учения в жизнь. Помните, что до тех пор, пока существуют небо и земля, ни один пункт или мельчайшая деталь Закона не будут отменены — по крайней мере, до конца всего сущего. Итак, тот, кто не подчиняется даже наименее важной из заповедей и учит других делать то же самое, будет наименьшим в Царстве Небесном”. (Евангелие от Матфея 5:17-19).

Окончание следует
Автор –раввин Алан Маллер
Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать