Главная История и География Моджадиды: Шейх ахмад ибн Хаджар аль-Аскалани

Моджадиды: Шейх ахмад ибн Хаджар аль-Аскалани

через Исмаил
0 комментарий 13

Выдающийся алим и знаток хадисов Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Мухаммад ‘Али аль-Кинани аль-Аскалани родился в 12 шаабана 773 г.х (18 февраля 1372). Корни его семьи уходят в Тунис, однако его прадедушка и прабабушка переселились в 583 г.х . Однако сам аль-Аскалани родился в Египте, куда его семья бежала от нашествия крестоносцев. в Аскалан в Палестине (ныне это израильский город-курорт Ашкелон, близ границы с сектором Газа). Аль-Аскалани известен также под именем ибн Хааджар (Хаджаром звали его деда)

Его отец, Нур уд-Дин Али был купцом, но и также был известен как факих шафиитского мазхаба и поэт, когда Ибн Хаджару было всего четыре года). Его мать, аристократичная и образованная Туджар скончалась еще раньше, и будущий ученый остался сиротой. У Ибн Хаджара был старший брат, который был очень образован, но умер раньше Ибн Хаджара, и из-за этого его отец очень расстроился и опечалился. Одному из благочестивых людей приснился сон, и он сообщил радостную весть отцу Ибн Хаджара и сказал ему, что его преемником станет человек, который будет лучше его и проживет долгую жизнь. Сам Ибн Хаджар затем говорит, что «я родился, и Аллах субханаху ва таала распустил мне руки».
До конца своих дней Ибн Хаджар с благодарностью вспоминал свою старшую сестру Ситт аль-Ракб за то, что она стала ему «второй матерью». Позднее под опеку аль-Аскалани и его старшего брата взял под опеку брат первой жены его отца Заки ад-Дин аль-Харуби. Уже в пять лет аль- Аскалани начал посещать кораническую начальную школу (мактаб), где очень преуспел в науках. Так он выучил суру «Мариам» за один день. К девяти годам он знал уже весь Коран наизусть, а также прочитал труды известных богословов по основам веры.
В 12 лет он отправился вместе со своим дядей опекуном в Мекку, где уже в этом возрасте предстоял как имам на таравих-намазе. Подросток проводил много времени в Священном городе, который был словно проникнут незримым присутствием Всевышнего, в размышлениях о Нем. Часто ибн-Хаджар созерцал «черный камень», видимый из окна дома его отца.

Через два года дядя умер, перед уходов поручив известным учителям веры позаботиться о дальнейшем образовании талантливого и набожного мальчика.

В Египте он учился у знатока хадисов Шамс ад-Дина ибн аль-Каттан, который записал его на курсы, читаемые великими каирскими учеными аль-Булкини и Ибн аль-Мулаккином по шафиитскому фикху и Зайн ад-Дина аль-Иракли по хадисам. Затем ибн-Хаджар отправился в Дамаск и аль-Кудс (Иерусалим), где он учился у Шамс ад-Дина аль-Калкашанди , Бадр ад-Дина аль-Балиси и Фатимы бинт аль-Манджа аль-Танухийя . После еще посещения Мекки и Медины, а также Йемена он вернулся в Египет.

Ибн Хаджара отличала невиданная энергия в получении новых знаний и феноменальная память. Ученый наизусть выучил не только Коран (что в мусульманской истории не редкость), но также и труды по шафиитскому праву, основам веры. Его также влекла история, часть своего времени ученый посвящал поэзии.

Когда ему исполнилось 25 лет, он женился на живой и блистательной Анас Хатун, которой тогда было 18 лет. Она сама была знатоком хадисов, держала иджазы ( имела разрешения на чтение религиозных текстов) от Зайн ад-Дина аль-Ираки. Анас Хатун также читала публичные лекции в присутствии своего мужа , на которые собиралось множество улемов.. После женитьбы Ибн Хаджар переехал в ее дом, где прожил до своей смерти. Многие отмечали, что эта женщина окружала себя стариками, бедняками и людьми с физическими недостатками, поддерживать которых было ее привилегией и удовольствием. Ее благочестивая и набожная репутация распространилась настолько широко, что за пятнадцать лет вдовства, которые она посвятила добрым делам, она получила предложение от имама Алам ад-Дина аль-Булькини, который считал, что брак с женщиной такого милосердия и бараки был бы источником большой гордости.
А Ибн Хаджар в Египте около двадцати лет преподавал в суфийской обители (ханаке) Бейбарса, а затем в медресе высокого уровня, где специально изучались только хадисы. Оно известно как «Дар аль-Хадис аль-Камилия. В течение этих лет он часто занимал пост шафиитского верховного кадия (судьи) Египта и земель входящих ныне в состав Сирии (аш-Шамс), выносил фетвы и читал проповеди –хутбы, в том числе, и в главной каирской мечети аль-Азхар. При этом он всегда хотел заниматься именно изучением ислама и написанием книг, но авторитет алима был столь высок. Что несмотря на неоднократные прошения об отставке, его вновь и вновь призывали вернуться на этот пост.

Рукопись аль-Аскалани
Всего Ибн Хаджару аль-Аскалани принадлежит более 120 трудов. Часть из них не дошла до нас, погибнув в кораблекрушении, которое алим пережил, возвращаясь из очередной поездки в Йемен. В Каире же имам написал несколько самых обстоятельных и полезных книг, когда-либо пополнивших библиотеку исламской цивилизации. Среди них «аль-Дурар аль-Камина» (биографический словарь ведущих деятелей восьмого века по хиджре), комментарий к сорока хадисам имама ан-Навави (ученого, к которому он питал особое уважение); «Тахдхиб аль-Тахдхиб» (сокращение от «Тахдхиб аль-Камаль», энциклопедия рассказчиков хадисов),»аль-Исаба фи тамиз ас-Сахаба» (наиболее широко используемый биографический словарь сподвижников Пророка) и Булуг аль-Марам мин адиллат аль-ахкам (о шафиитском фикхе).

В 817 году Ибн Хаджар приступил к выполнению огромной задачи по созданию своего «Фатх аль-Бари фи шарх сахих аль-Бухари (толковательные комментарии к сборнику хадисов аль-Бухари). Сначала сам ученый написал к ней предисловие. Затем работа началась с с формальных надиктовок своим ученикам хадисов. После этого аль-Аскалани собственноручно переписал их и распространил раздел за разделом среди своих учеников, которые обсуждали их с ним раз в неделю. По мере того как работа продвигалась вперед и слава ее автора росла, исламский мир проявлял пристальный интерес к новой работе.
В 833 году сын Тимура Шахрух отправил письмо мамлюкскому султану аль-Ашрафу Барсбаю с просьбой о нескольких подарках, включая копию «Фатха», и Ибн Хаджар смог отправить ему первые три тома. В 839 году запрос был повторен, и были отправлены новые тома, пока в правление аз-Захира Джакмака весь текст не был закончен и полная копия не была отправлена.

Аналогичным образом, марокканский султан Абу Фарис Абд аль-Азиз аль-Хафси запросил копию до ее завершения. Когда все было закончено, в Раджаб 842 года, на открытом месте близ Каира было проведено большое празднование в присутствии улемов, судей и ведущих лиц Египта. Ибн Хаджар сидел на возвышении и зачитывал последние страницы своего труда, а затем поэты произносили хвалебные речи и раздавали золото. По словам историка Ибн Ияса, это было «величайшее празднование эпохи в Египте». Всего этот труд состоит из 15 томов. Алим закончил этот труд за 10 лет до своей кончины.

Ибн Хаджар был хорошо известен своим благочестием, будучи отрешенным от мира (его зухд). Аль-Букаи упоминает об Ибн Хаджаре, что он постоянно постился и ел очень мало. Он также был бы осторожен с едой других людей, и если бы он путешествовал, то ел бы все, что пожелает, и если бы его деньги закончились, тогда он ел бы вещи (непритязательные вещи), которые нормальные люди не хотели бы есть. Люди ели бы мясо, те, кто получал зарплату от правительства, например, армия и т.д. Но он никогда бы не взял ничего из еды у этих людей из-за своего благочестия и осторожности в отношении того, откуда берется его еда.

Шейх аль-Ислам Ибн Хаджар ушел из этой жизни в месяц зуль-хиджа 852 году (февраль 1449г) после вечернего намаза, как упоминает предание. На его похоронах присутствовало «пятьдесят тысяч человек», включая султана и халифа. Как вспоминают современники «и христиане скорбели о нем». Его запомнили как мягкого человека, невысокого роста, стройного, с белой бородой, любителя шахмат и каллиграфии, склонного к благотворительности; «доброго к тем, кто причинил ему зло, и прощающего тех, кого он смог наказать».

Итак, в чем же заключается место и роль шейха уль-ислама Ибн Хаджара аль-Аскалани. Ведь и до, и после него, были известные ученые , в том числе и науке о хадисах.

«Моджадидизм» аль-Аскалани во многом заключается в уникальной интеллектуальной силе его личности. Его феноменальная память переработала не просто гигантский массив текстов Корана и Сунны, но еще и осмыслила их, переложив в писаные строки для сохранения потомкам. И этот феномен ученого просто не мог не оказать влияние на интеллектуальное развитие ислама на все дальнейшие века, просто в силу своего существования. Кроме того, комментарии Ибн Хаджара к аль-Бухари до сих пор используют в качестве инструмента юридической практики во всех мазхабах.

Как сказал, наш современник, шейх аль-Альбани: «Ибн Хаджар был сильнейшим из тех улемов, которые запоминали хадисы», и поэтому не было никого, кто действительно мог бы сравниться с ним в том, что он запоминал, и в точности того как он это делал».
Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир».

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать