Главная История и География Моджадиды: Джалал ад-Дин ас-Суюти

Моджадиды: Джалал ад-Дин ас-Суюти

через Исмаил
0 комментарий 120

Выдающийся египетский алим, толкователь Корана и хадисовед, факих, историк, филолог – все это можно сказать о муджадиде IX века хиджры Джалал ад-Дине ас-Суюти.

Он родился 3 октября 1445 года нашей эры (1 раджаб 849 года хиджры) в Каире, Египет.] Он происходил из персидской семьи по отцовской линии Отец Джалал ад-Дина был персом, мать – черкешенкой ( по другим данным- турчанкой). Сам ас-Суюти писал, что его корни его предки происходили из аль-Худайрии в Багдаде. Его семья переехала в Асьют в мамлюкском Египте, отсюда и нисба ( часть арабской именной цепочки, указывающая на место происхождения-авт) ] Его отец преподавал шафиитский фикх в мечети и суфийской ханаке в Каире. Он умер, когда ас-Суюти было 5 или 6 лет.
Будущий алим вырос в сиротском приюте в Каире. Он стал хафизом ( знающим Писание наизусть) Корана в возрасте восьми лет, после чего изучал шафиитский и ханафитский фикх (юриспруденцию), хадисы, толкование (тафсир), теологию, историю, риторику, философию, филологию, арифметику, хронологию (микат) и медицину.
Затем он посвятил всю свою жизнь овладению исламскими науками под руководством примерно 150 шейхов. Среди них были известные ученые, которые были ведущими знатоками каждой священной исламской науки своего времени.
В своем стремлении к знаниям Аль-Суюти побывал в Сирии, Хиджазе (Мекка и Медина), Йемене, Ираке, Индии, Тунисе. и Марокко, а также обучался в духовных школах Египта, такие как Махалля, Думьят и Файюм.

Он начал преподавать шафиитский фикх уже в возрасте 18 лет в той же мечети, что и его отец.
Ас-Суюти также стал главным учителем хадисов в школе Шейхунийя в Каире по предложению имама Камаль ад-Дина ибн аль-Хумама. В 1486 году султан Кайтбай назначил его шейхом суфийской ханаки Бейбарса , однако ас- Суюти пришлось уйти из-за протестов других алимов, которых он заменил своим приходом. После этого случая он бросил преподавание поскольку устал от того, что другие завидовали ему.
Ибн Ияс в «Тарих Миср» ( История Египта) утверждает, что, когда ас-Суюти достиг сорокалетнего возраста, он оставил общество ради уединения в саду аль-Микьяс на берегу Нила, избегая своих бывших собратьев, как будто он никогда их не знал, и именно здесь он написал большинство из его почти шестисот книг и трактатов. Как утверждают некоторые источники, он оставил суфийскую ханаку «Бейбарс», заявив, что здешние суфии и не суфии вовсе
Богатые мусульмане и люди из благородного сословия приходили к нему с предложениями денег и подарков, но он всегда отказывался от них, даже от подарков султана. Однажды он сказал посланнику султана: «Никогда не приходи ко мнеи с подарком, ибо, по правде говоря, Аллах положил конец нашей нужде в них».
В годы своего уединения ученый был благославлен настоящим творческим успехом. Трудно назвать область, в которой ас-Суюти не внес выдающегося вклада. Среди плодов его деятельности – д десятитомный труд по хадисам «джамх аль-Джавами» («Собрание коллекций»).; его толкование Корана «Тафсир аль-Джалалайн» («Комментарий двух Джалалов»), из которого он закончил вторую половину незаконченной рукописи Джалал ад-Дина Махалли всего за сорок дней; его классический комментарий к наукам хадиса «Тадриб ар-Рави фи Шарх Такриб ан-Навави» («Подготовка передатчика хадисов: толкование “Содействия” Навави”); и многие другие.
Гигант среди современников, он оставался одиноким, постоянно создавая научные труды вплоть до своей смерти 18 октября 1505 года в возрасте шестидесяти двух лет. Похоронен в Хош-Кавсуне в Каире.
Во введении к одной из главных своих книг, озаглавленной «ар-Рияд аль-Аника» об именах Пророка, он сказал: «Я надеюсь, что Аллах примет эту книгу и что через эту книгу я обрету заступничество Пророка. Возможно, Аллах сделает это печатью всех моих деяний и дарует мне то, о чем я просил Его с тоской в отношении Достопочтенного».
Список трудов ас- Суюти насчитывает приблизительно 140 названий, не считая многочисленных фетв. Полный список того, что вышло из подпера алима насчитывает 723 названия.
Как и полагается значимым историческим персонажам, вся жизнь ас-Суюти была борьбой. Пусть тихой, с помощью пера и чернил, но все же борьбой. Самым ярким элементом этой борьбы стала защта ас-Суюти перед оппоентами имени и репутации известного мусульманского неортодоксального мыслителя ибн Араби.

Один из учителей нашего героя , Бурхан ад-Дин Ибрагим ибн Умар аль-Бикай, решительно раскритиковал Ибн Араби в своей книге под названием «Талланбих аль-Габи ила Такфир Ибн Араби», «Предупреждение болвану, что Ибн Араби – отступник». А-Суюти на это полемически ответил книгой под названием «Танбих Аль-Габи фи Тахти’а Ибн ‘Араби»”, «Предупреждение болвану, который обвиняет Ибн ‘Араби». Оба памфлета были широко доступны. В своем письме Аль-Суюти сообщил, что он считал Ибн Араби «Вали» (Ближним Аллаха), а его книги запрещены для тех, кто читает их, предварительно не изучив сложные понятия, используемые суфиями. Без этого реальный смысл идей Ибн Араби просто не может быть понят. Аль-Суюти также цитирует список Ибн Хаджара в его книге под названием “Анба аль-Гх”, в котором упоминаются заслуживающие доверия и уважаемые ученые, которые придерживались положительного мнения об Ибн Араби или даже признавали его «Вали».

Итак, теперь подумаем, почему ас-Суюти оказался в историческом перечне «моджадидов». Конечно (и это бесспорно) из-за огромного количества трудов по различным областям знаний. Но энциклопедизм и разносторонность – характерная черта многих мусульманских ученых.

«Моджаддидизм» ас-Суюти заключается в том, что во-первых именно ему принадлежит окончательная кодификация того, что именуется шафиитским мазхабом. То есть этот мазхаб, второй по значению в мусульманском мире стал полноценным источником мусульманского права именно благодаря ас-Суюти.
Когда говорят об одной из ключевых фигур списка моджадидов в исламе – альГазали, то всегда упоминают, что в своих трудах он совместил видение ортодксов саляфитов и суфиев, в какой-то мере гармонизировав их взгляды. В этом смысле ас-Суюти пошел глубже. Как алим-исследователь он оставался в канве ортодоксии, но при этом сам был практикующим суфием кадирийского и шазилийского тариката. И это придавало его трудам, его мысли глубину, которая до того времени исламская наука не знала.

Как алим-богослов Ас- Суюти не признавал спекулятивных рассуждений «калама» и настаивал на принятии так как есть, на веру, аятов, описывающих атрибуты Аллаха с точки зрения простой логики достаточно двусмысленных. Иначе говоря, он сформулировал один из ключевых принципов исповедания ислама, важного и до настоящего времени. Ас-Суюти считал, что то, что мы называем «атрибутами Аллаха» не обязательно отражают подлинные черты его природы и сущности, но лишь наше человеческое ( и потому несовершенное) представление о них. А подлинное знание-только у Аллаха Всевышнего.

По тем временам – это действительно формулировка мысли уровня «моджадида». Ведь для религии ислама, как религии Книги, религии начертанного слова имеет значение то, что можно назвать отлично сформулированной и записанной мыслью.
Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир».

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать