Главная История и География Российский эксперт и общественный деятель: Запад боится, что Туркменистан уйдет в сферу влияния РФ и Китая

Российский эксперт и общественный деятель: Запад боится, что Туркменистан уйдет в сферу влияния РФ и Китая

через Исмаил
0 комментарий 274

На днях на страницах «ВиМ» была опубликована статья американского эксперта о Туркмении и возможных изменениях во внешней политике этой стороны. Все постсоветские три десятилетия Туркменистан отличал своеобразных курс во внутренней и внешней политике, что вызывало к нему повышенный интерес в мире.И Россия не исключение, тем более, что Туркменистан находится на постсоветском пространстве и имеет немаловажное значение для всей Евразии, прежде всего, с точки зрения экономической – наличия четвертых по объему газовых ресурсов в мире и географического положения на путях из Европы в северо-восточную и восточную Азию.
Мы попросили прокомментировать эту статью, а также возможные перспективы развития ситуации в Туркменистане и в российско-туркменских отношениях известного общественного деятеля, главу Российско-туркменского культурного центра , доктора философских наук, Камилжана Каландарова.

Камилжан Хомутович, наверняка, учитывая вышеуказанную специфику « туркменского фактора» наверняка и за появлением этой статьи в авторитетном издании, посвященном международным отношениям , прежде всего в Азии, стоят чьи-то интересы, возможно значимые. Что Вы об этом думаете?
Это значимая статья, могу сказать, в последние один два-года таких основательных материалов по Туркменистану не было. Но одновременно вызывает и противоречивые чувства.
С одной стороны, совершенно правильно указывается, что Туркменистан стремится стать транспортным и коммуникационным «хабом» между Европой и Азией. Это – стержень нынешней политики руководства страны во главе с президентом Сердаром Бердымухаммедовым, которая уверен, будет реализована, прежде всего с помощью таких влиятельных стран евразийского региона, как Россия и Китай.

С другой стороны, наряду с хвалебными нотами в отношении Туркменистана, переориентирующего свою политику, мне, как журналисту по базовому образованию, очевидны и скрытые в ней тона беспокойства. Запад явно боится, что такая страна как Туркменистан «уйдет» в сферу дружбы и развития отношений с РФ и Китаем в противовес США и Западу.

Во многом, конечно, содержание этой статьи- домыслы и умозрительные спекуляции, что является отрицательным последствием, проводившейся многие годы политики информационной изолированности Туркменистана. Она привела к двум крайностям. С одной стороны из Туркменистана за границы страны уходила тщательно дозированная и отобранная информация, что порождало в разных кругах и странах, разный уровень доверия к ней. С другой- зарубежные журналисты и многие т.н. « блоггеры», попав в Туркменистан или получив доступ к источникам информации о нем. Писали, скажем прямо, не очень объективные и просто чистые и честные материалы. А истина, как известно, лежит посредине. Между двумя крайностями.

Означает ли все это ( в том числе и появление упомянутой нами статьи), что политика Туркменистана, все последние десятилетия, отличавшаяся международным изоляционизмом и спецификой некоторых аспектов во внутренней жизни сегодня будет меняться?

Да, это так, она будет меняться. Но не радикально. Необходимо иметь в виду, что все указанные элементы политического бытия Туркменистана в послесоветские годы обусловлены исторической спецификой развития нашего народа. Туркменистан впервые получил государственность в современном смысле этого слова, только в рамках СССР, а с начала 90-х начал адаптироваться к жизни в условиях полной политической и экономической независимости. Поэтому в стала задача сохранения и поддержки, а также развития в новых условиях туркменской государственности. А все мы хорошо знаем, что на Востоке в целом невозможно устойчивое развитие без сильной и по своему авторитетной государственности, адаптированной к особенностям культурно-национальной ментальности населения.
Но все в этом мире течет, все изменяется и даже самый выдающийся деятель или лидер не в состоянии остановить, наметившие и назревшие перемены. Точно также действительность наших дней доказывает то, что слишком радикальный разрыв с прошлым, со сложившейся веками традицией, чреват, мягко говоря, серьезными проблемами для народа и общества. Многие страны бывшего-СССР убедились в этом на собственном, часто драматическом опыте.
Так ии руководство Туркмении пришло к пониманию того, что изоляционизм образца тридцатилетней давности, уже явно не подходит для современного, экономически сверхинтегрированного и информатизованного мира. Более того, он во многом тормозит и поступательное развитие и самого Туркменистана, а также реализацию национальных интересов страны. Поэтому считаю изменение в подобном направлении внешнеполитического курса Ашхабада в ближайшее время неизбежным.
И как это скажется на российско-туркменистанских отношениях?
Прежде всего расширением спектра этих отношений, вовлечением в них более широких слоев общества обеих стран. Не секрет, что все постсоветские годы, отношения эти развивались на уровне высшей государственной и региональной власти, а также ключевых отраслей экономики, находящихся под государственным контролем.
Сегодня ощущается необходимость выхода за эти узкие рамки. Есть необходимость помимо развития международных отношений Туркменистана по различным географическим направлениям, так же и активизация еще пока нереализованного потенциала конкретных стран. Речь идет в первую очередь о России, которая при любом раскладе в международных делах, будет играть одну из определяющих ролей в Центральной Азии.
У нас очевидно большой и не реализованный потенциал в научных и культурных связах, в экономических связях на уровне малого и среднего бизнеса. Не секрет, что многим со стороны ( в том числе и из—за высокой информационной изолированности) Туркменистан видится страной с моноэкономикой, ориентированной на добычу газа и других углнводородов и полной государственной монополией во всех отраслях экономиким, да и общественной жизни тоже. Это превратное представление о стране. В Туркменистане, активно работает малый и средний бизнес в сфере ряда производств, сельском хозяйстве, сфере торговли и услуг. И этот бизнес предпринимает активные действия по выходу на международный, прежде всего, российский рынок. В Туркменистане (кстати, во многом благодаря той самой «специфической» политике постсоветских лет) сохранился и развился накопленный еще с советских времен уникальный научный и культурный потенциал, с которым интересно будет познакомиться общественности многих стран.
Один пример только – туризм. В Туркменистане, например, построена на восточном берегу Каспия современная туристическая зона «Аваза». Известно, что Каспий с точки зрения природных условий и экологии (несмотря на имеющиеся проблемы) превосходит известные направления для туризма и отдыха. Однако он работает на минимуме своих возможностей, прежде всего из-за сложностей с визами, затрудняющими массовый приток туристов (россиян, прежде всего) в нашу страну. Еще со времен Российской империи известен уникальный курорт Байрам-Али для лечения заболеваний почек, который также сегодня нуждается в развитии. И это только положение в одной из многих отраслей экономики страны.

Вы возглавляете Российско-туркменский культурный центр? Как можно обрисовать его место и роль в возможной новой ситуации в отношениях между Россией и Туркменистаном?

Наша организация называется культурным центром, но понимаем «культуру» и «культурные связи» в более широком , чем традиционно принято считать смысле. Культура для нас – это все, что не входит в сугубую компетенцию политики государства. Экономические связи в малом и среднем бизнесе, научные и культурные контакты, гуманитарные связи между людьми – все это входит в планы нашей деятельности, которые уже начинают реализовываться. И мы думаем процесс пойдет успешно и плодотворно.
Образно говоря, если российское государство в Ашхабаде и туркменское в Москве представляют посольства, то наш российско-туркменский культурный центр планирует стать одновременно своеобразным «посольством» российского общества в Туркменистане и туркменистанского в России. И мы видим себя в этом не конкурентами традиционной государственной дипломатии, но ее активным помощником и другом. Гражданская и государственная дипломатии должны действовать сообща в интересах своих стран, и мы намерены показать в том пример.
Беседовал Иван Нелюбов, специально для ВиМ.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать