Главная История и География Джемаладин аль-Афгани и Мухаммад Абдо – моджадиды?

Джемаладин аль-Афгани и Мухаммад Абдо – моджадиды?

через Исмаил
0 комментарий 64

Наш цикл статей о моджадидстве и реформаторстве в исламе, как историческом явлении, которое мы показфываем сквозь призму и биографии известных личностей. При этом стараемся дать наиболее полную и всестороннюю картину рассматриваемого вопроса. И в заголовке сегодняшней статьи после слова «муджадиды» стоит вопросительный знак. Почему?

Потому что речь пойдет о двух мусульманских деятелях нового и новейшего времени, которые сегодня в определенной мусульманской ( и не только) среде считаются главными «реформаторами» ислама, то есть чем-то близким, но не тождественным понятию «Моджаддизм». Ведь в переводе с арабского оно означает «обновление», а не всякуое реформаторство означает обновление, тем более в религии, поскольку очень часто в истории новые духовные силы в вероучение вдыхали не реформы, а, напротив обращение к истокам, отказ от неоправданных нововведений. В то же время все в мире со временем течет и изменяется, и поэтому для любого обновления, чтобы оно стало реальностью нужны какие-то действия, Изменяющие существующее положение вещей. Иначе можно столкнуться с такой проблемой, как архаизация, отставание от духа времени, что тоже плохо.

Итак, сегодня для дальнейшего раскрытия нашей темы мы немного разведем понятия «моджадиидизм» и реформаторство. И посмотрим, как эти два начала соединились в личностях аль-Афгани и Абдо а в заключение сделаем выводы.

Джамаладдин аль- Афгани (1837-1897)

Как следует из «нисбы» (части арабской фамилии), обозначающий город или территорию, откуда происходит ее носитель Джамледдин (или по полному имени Сайед Джамаледдин) был уроженцем Афганистана. Существуют две версии о месте его рождения. Одна – город Асадбад близ Кабула, другая указывала на место с аналогичным названием только уже близ Хамадана 9северо-запад Ирана). Соответственно сторонники первой теории считали Сайеда Джамаледдина суннитом, а второй – шиитом, использующим в своей деятельности культивируемый некогда шиитами принцип «текийя» ( сокрытия своего подлинного вероисповедания, в ситуации, если существует угроза жизни.

Получив первоначальное образование дома, он в 17 лет направился в тогда британскую Индию, где изучал местные религии и обычаи. Есть информация о том, что британская колониальная контрразведка посчитала его… русским шпионом, поскольку он носил одежду, характерную для тюрок Центральной Азии и говорил по персидски, арабски и на тюркских наречиях.

После пребывания несколько лет в Индии, аль-Афгани совершает хадж. Пенрвые документы относящиеся к нему датируются 1865 г, когда он из Мекки, через Тегеран прибывает на территорию современного Афганистана
В Афганистане Джамаледдин жил Кандагаре, Газни и Кабуле. В отчетах колониального британского правительства Индии и Афганистана говорилось, что он для Афганистана он – явный иностранец в , говорил на персидском языке с иранским акцентом и больше следовал европейскому образу жизни, чем мусульманскому, не соблюдая пост Рамадан или другие мусульманские традиции. Он стал советником Мохаммада Афзал-хана, старшего сына бывшего эмира, во время его войны против своего сводного брата Шер Али-хана. Аль-Афгани призвал Мухаммеда Афзала отказаться от политики своего отца, ориентированной на Великобританию, и ориентироваться на Россию ( именно по Афганистану проходила неформальная граница сфер влияния в Азии между Российской и британской империями.
В 1868 году Шер Али хан одержал верх над Мухаммедом Афзалом и изгнал аль-Афгани из страны. Он отправился в Константинополь ( Стамбул), проехав по пути туда через Индию[ и Каир. Он пробыл в Каире достаточно долго, и там познакомился с молодым студентом, изучавшим исламские науки. Это и был Мухаммад Абдо, который впоследствии стал его преданным учеником.
Оказавшись в Константинополе, он встретился с великим визирем Мехмедом Эмином Али-пашой и добился назначения в Совет по образованию. А в Стамбуле он выступил на открытии университета с речью, олицетворяющей модернистский дух, оживляющий продолжающиеся реформы «Танзимата» («Танзимат» -(тур.упорядочение) программа реформ социально-экономического уклада Оттоманской Турции, проводившаяся с разной степенью активности с 1839г).

«Разве мы не собираемся брать пример с цивилизованных народов? Давайте взглянем на достижения других. Приложив усилия, они достигли конечной степени знания и вершины возвышения. Для нас тоже все средства готовы, и не остается никаких препятствий на пути нашего прогресса. Только лень, глупость и невежество являются препятствиями на пути [нашего] продвижения» – утверждал Абдо.

Однако консервативные священнослужители сочли его взгляды слишком радикальными. Университет был закрыт в 1871 году, а аль-Афгани был изгнан.  Затем он переехал в Египет и начал проповедовать свои идеи политической реформы. Первоначально египетское правительство выделило ему стипендию, но из-за его публичных нападок на Францию и Англию в августе 1879 года он был сослан в Индию, где остановился в Хайдарабаде и Калькутте. Затем он побывал в Константинополе, Лондоне, Париже, Москве, Санкт-Петербурге и Мюнхене.

Находясь в Египте, Афгани добивался свержения правящего режима хедива (правителя Египта) Исмаила, который он рассматривал как пробританский, и использовал масонство в качестве организационной базы для своей политической деятельности. Он воспринимал масонство как средство продвижения своих антиколониальных, антиимпериалистических, панисламских целей. Политическая деятельность Афгани сыграла бы решающую роль в свержении Исмаил-паши с трона и назначении Тауфик-паши хедивом.

Однако местные масоны утверждали, что они не интересовались политикой и стремились к примирению с Британской империей. Когда Афгани предупредили, что ложа не является политической платформой, он ответил:
«Я видел много странных вещей в этой стране [Египте], но я никогда бы не подумал, что трусость проникнет в ряды масонства до такой степени». Осознав безразличие масонов и их политическое подчинение Британской империи, Афгани в конце концов покинул масонство.

В 1884 году он начал издавать арабоязычную газету в Париже под названием «Аль-Урва аль-Вутка» (Надежная рукоять, связб)) . Эта фраза – отсылка к аяту Корана 2:256 . Газета призывала к возвращению к первоначальным принципам и идеалам ислама и к большему единству между исламскими народами.

Когда весной 1886 года аль-Афгани посетил Бушер на юге Ирана, планируя забрать книги, которые он отправил туда, и перевезти их в Россию, он заболел. Министр печати и издательского дела шаха Насер ад-Дина пригласил его приехать в Тегеран, но довольно быстро впал в немилость, и шах попросил отправить Аль-Афгани в Россию, где он провел с 1887 по 1889 год.
Из России он отправился в Мюнхен и вернулся в Иран в конце 1889 года. Из-за его политической деятельности шах планировал выслать его из Ирана, но Аль-Афгани узнал об этом и укрылся в святилище шаха Абдол-Азима недалеко от Тегерана. После семи месяцев проповедей поклонникам из святилища он был арестован в 1891 году, перевезен на границу с Османской Месопотамией и выселен из Ирана.

Хотя Аль-Афгани поссорился с большинством своих покровителей, говорят, что он «приберег свою самую сильную ненависть к шаху», которого он обвинил в ослаблении ислама путем предоставления уступок европейцам и разбазаривания заработанных таким образом денег. Считается, что его агитация против шаха стала одним из истоков”успешного протеста 1891 года против предоставления табачной монополии британской компании и более поздней Конституционной революции 1905 года.
После Ирака он отправился в Англию в 1891, а  позже, в 1892 году, аль-Афгани был приглашен членом двора Абдулхамида II в Стамбул. Он путешествовал туда с дипломатическим иммунитетом , имея паспорт от британского посольства, что вызвало у многих удивление, но султан предоставил ему дом и жалованье. Абдулхамид II стремился использовать Аль-Афгани для пропаганды панисламизма.

Как утверждают некоторые исследователи, находясь в Стамбуле в 1895 году, Аль-Афгани посетил бывший персидский заключенный Мирза Реза Кермани (который был слугой и учеником Аль-Афгани, и вместе они спланировали убийство шаха Насер-ад-Дина. Они оба сотрудничали с Мирзой Малкам Ханом, бывшим посланником правящей династии Каджаров в Лондоне, в его лондонской газете «Канун», чтобы критиковать правление Каджаров. Позже Кермани вернулся в Иран и убил Насер-ад-Дина выстрелом пистолета 1 мая 1896 года, когда шах посещал ту же святыню, в которой когда-то укрывался Аль-Афгани. Кермани был публично повешен в августе 1897 года, но иранскому правительству не удалось экстрадировать Аль-Афгани из Турции. Сам Аль-Афгани умер от рака в том же году.

Что можно сказать о неразрывно переплетающихся между собой религиозно-философских и общественно-политических взглядах аль-Афгани. Их можно определить как сплав, распространенной в некоторых кругах мусульман «традиционной» религиозной антипатии к немусульманам с современной критикой западного империализма и призывом к «единству ислама», через… внедрение западных наук и институтов, которые могли бы укрепить ислам] По его ученика словам Мухаммада Абдуха, главной борьбой Аль-Афгани в жизни было уменьшение британского господства над восточными нациями и сведение к минимуму его власти над мусульманами.
аль-Афгани был сильно разочарован неудачей индийских восстаний середины позапрошлого столетия и сделал из этого три основных вывода:
• что европейский империализм, завоевав Индию, теперь угрожает Ближнему Востоку.
• что Азия, включая Ближний Восток, могла бы предотвратить натиск западных держав, только немедленно внедрив современные технологии, подобные западным.
что ислам, несмотря на свой традиционализм, был эффективным средством мобилизации общественности против империалистов. Индусы и мусульмане должны работать вместе, чтобы свергнуть британское правление в Индии, мнение, перефразированное Мауланой Сайед Хусейн Ахмад Мадани в книге «Сложный национализм и ислам» пять десятилетий спустя.

Он верил, что ислам и его богооткровенный закон совместимы с рациональностью и, таким образом, мусульмане могут стать политически едиными, сохраняя при этом свою веру, основанную на религиозной общественной морали. Эти убеждения оказали глубокое влияние на Мухаммада Абд, который продолжил развивать идею использования рациональности в аспекте человеческих отношений в исламе (му’амалат).

В 1881 году аль-Афгани опубликовал сборник полемических статей под названием «Аль-Радд ала аль-Дахрийи» (“Опровержение материалистов”), агитируя за панисламское единство против западного империализма. Она включала в себя одно из самых ранних произведений исламской мысли, опровергающее недавнюю работу Дарвина о происхождении видов; однако его аргументы, по мнению некоторых ученых, неверно карикатурно изображали эволюцию, вызывая критику в том, что аль-Афгани не читал трудов Дарвина.

В своей более поздней работе «Хатират Джамаль ад-Дин аль-Афган» («Мемуары Аль-Афгани») он признал обоснованность эволюции, утверждая, что исламский мир уже знал и использовал ее. Хотя он принимал абиогенез и эволюцию животных, он отвергал теорию о том, что человеческий вид является продуктом эволюции, утверждая, что у людей есть изначально сотворенная душа.
(Окончание следует)

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать