Главная История и География Карши Ибн Ан- Нафис [1210-1288] – мусульманский врач, отец физиологии кровообращения

Карши Ибн Ан- Нафис [1210-1288] – мусульманский врач, отец физиологии кровообращения

через Исмаил
0 комментарий 147

Многим великим ученым приписывают открытие системы легочного кровообращения. Однако более глубокий и непредвзятый взгляд на работы мусульманских врачей Золотого века ислама (исламская эпоха культурного, экономического и научного прогресса, датируемая с 8 по 14 век) показывает, что пионером этого замечательного открытия был Карши Ибн ан-Нафис.
Кем был Ибн ан-Нафис?
Карши Ибн ан-Нафис, родившийся в 1210 году нашей эры близ Дамаска, был одним из великих мусульманских врачей Золотого века ислама. Его полное имя было Ала ад-Дин Али Ибн Аби аль-Хазм аль-Карши. В возрасте 22 лет он изучал медицину у известного врача Мухаддхиба ад-Дина аль-Дахвара.[1] Он также изучал книги мусульманских врачей-первопроходцев, таких как Ар-Рази и Ибн Сина. Наряду с медициной Ибн ан-Нафис достиг совершенства в юриспруденции, литературе и теологии и, таким образом, стал известным экспертом по шафиитской школе юриспруденции. Благодаря своим находкам, знаниям и исключительным практическим навыкам его часто сравнивали с великим умом медицины – Ибн Сина. Ибн аль-Нафис был чрезвычайно предан своей работе, которая для него была совместима с его глубокими религиозными убеждениями[2] – исламом – и это было главной движущей силой его вклада в такие науки, как анатомия и медицина.
Труды Ибн ан-Нафиса по медицине
Ибн ан-Нафис внес значительный вклад в развитие медицинских знаний и науки, написав множество книг по различным предметам, включая медицину, со многими из которых консультировались и комментировали врачи. Он написал комментарии к трудам Гиппократа, такие как «Афоризмы», «Предсказания» и «Природа человека», и это лишь некоторые из них. Его знаменитые трактаты «Идеальная книга по офтальмологии» и «Полезность отдельных частей» все еще актуальны. О его мастерстве в медицине свидетельствует его огромная, в триста томов, всеобъемлющая книга «Искусство медицины», восемьдесят из которых были опубликованы при его жизни.[3] Ибн аль-Нафису также приписывают авторство медицинского справочника «Воплощение медицины».[4]
Ибн ан-Нафис – «отец» физиологии кровообращения
Ибн ан-Нафис был первым врачом, бросившим вызов анатомии сердечно-сосудистой системы Галена. Отвергая взгляды Галена, в своем многотомном трактате “Комментарий к «Канону врачебной медицины” Ибн Сины он писал: «Толстая перегородка сердца не перфорирована и не имеет видимых пор, как думали некоторые люди, или невидимых пор, как думал Гален».[5] Ибн ан-Нафис был первым, кто доказал, что сердце не имеет отверстий. человек, предложивший, чтобы кровь текла из правой части сердца в левую – факт, который хорошо установлен современной медициной.[6] Физиологическая система, описанная Ибн ан-Нафисом в книге “Универсальный принцип”, заложила основу теории кровообращения Уильяма Харви почти триста лет спустя. Согласно Ибн ан-Нафису, система легочного кровообращения была основана на притоке крови из одной камеры сердца в легкие, а затем обратно в другую камеру сердца. Он также подробно описал движение насыщенной кислородом крови по артериям ко всем частям тела. Он объяснил, что дезоксигенированная кровь перекачивается правым желудочком сердца в легкие по легочным артериям, где она насыщается кислородом, а затем перемещается в левое предсердие сердца по легочным венам. Он выдвинул новую теорию пульса, утверждая, что артерии пульсируют не одновременно, а скорее одни из них сокращаются, в то время как другие расширяются, и наоборот. Таким образом, глубокая работа Ибн ан-Нафиса стала первым описанием[7] легочного кровообращения.
В 1924 году доктор Мухи ад-Дин ат-Татави, египетский врач, нашел важную рукопись в Берлинской библиотеке и сделал ее известной всему миру. В этой рукописи содержится гораздо более раннее первое описание легочного кровообращения. Столетия спустя после смерти Ибн аль-Нафису историки, наконец, приписали именно ему открытие легочного кровообращения в середине двадцатого века.[8]
В дополнение к своему открытию легочного кровообращения Ибн ан-Нафис также внес вклад в изучение коронарного кровообращения (снабжения сердечной мышцы насыщенной кислородом кровью), черепно-мозговых нервов, анатомии желчного пузыря и многих новых аспектов офтальмологии. Ибн ан-Нафис также был первым, кто обратил внимание на строение легких и то, как взаимодействуют дыхательные пути и кровеносные сосуды. Он описал маленькие “поры” между легочной артерией и капиллярами. Благодаря этим новаторским вкладам Ибн аль-Нафис был также известен как «отец физиологии кровообращения».
Ибн аль-Нафис глазами современных историков
Сообщается, что Ибн аль-Нафис был одним из немногих мусульманских врачей, которые уверенно оспаривали работу признанных медицинских авторитетов того времени, таких как Гален и Ибн Сина. Подчеркивая выдающиеся работы Ибн ан-Нафиса, Макс Мейрхофф, офтальмолог и историк медицины, сказал: «Мы видели, что Ибн Нафис за три столетия до Колумба уже заметил видимые проходы между двумя типами легочных сосудов’. Аналогичным образом Эдвард Коппола по поводу открытия легочного кровообращения сказал: “…спустя столетия после его [Ибн ан-Нафиса] смерти это, возможно, повлияло на направление анатомических исследований Коломбо и Вальверде, которые, наконец, объявили об этом западному миру…’[9]
Одобренный Обетованным Мессией
В первом томе “Сущности ислама”, на странице 472-3, обещанный Мессия Хазрат Мирза Гулам Ахмад восхвалял Ибн аль-Нафиса как «опытного врача», объясняя, что Священный Коран выявил соответствие между духовной и физической медициной. Обещанный Мессия (ас) утверждает: “Только тот человек может толковать Священный Коран истинно и в совершенстве, кто размышляет над принципами, изложенными в Священном Коране, в свете системы физической медицины’.
Обетованный Мессия далее заявлял:
«Однажды мне было показано в видении несколько книг опытных врачей, в которых обсуждались принципы физической медицины, среди которых была книга опытного врача Карши, и мне было указано, что эти книги содержат комментарии к Священному Корану. Это показывает, что существует глубокая взаимосвязь между наукой о телах и наукой о религии и что они подтверждают друг друга. Когда я просмотрел Священный Коран, имея в виду книги, посвященные физической медицине, я обнаружил, что в Священном Коране превосходно излагаются принципы физической медицины».’
Вывод
Очевидно, что во времена «золотого века ислама» мусульманские исследователи достигли высших эшелонов в области медицины и других наук, эмпирических исследований, клинического профессионализма и стали первопроходцами во многих открытиях. Их работа указывает на эпоху медицинского просвещения и прогресса, которые составляют основу современной медицины.
Итальянская медицинская школа анатомии заимствовала теорию легочного кровотока Ибн ан-Нафиса из одного из латинских переводов. Таким образом, знаменитые исследования, касающиеся кровообращения и функционирования сердца, были впервые описаны не Мигелем Серветом ( Мигель Сервет – врач и христианин- строгий единобожник. За свои единобожные взгляды и отрицание Троицы сожжен на костре протестантскими властями Женевы- ВиМ) в 16 веке и не Уильямом Харви в первой половине 19 века, но эта теория основана на новаторских исследованиях мусульманского врача 13 века Ибн аyь-Нафиса.
Как заявил известный историк арабской медицины XX века доктор Дональд Кэмпбелл: «Европейская медицинская система арабская не только по происхождению, но и по своей структуре. Арабы – интеллектуальные предки европейцев»[10].
Об авторе: Муса Саттар получил степень магистра фармацевтического анализа в Кингстонском университете, а также является помощником руководителя журнала “Обзор религий” и заместителем редактора раздела “Наука и религия”.
ENDNOTES
[1] I. Kalin, The Oxford Encyclopedia Of Philosophy, Science, and Technology In Islam. Vol 2. (Oxford: Oxford University Press, 2014), 347.
[2] M. H. Morgan, Lost History: The Enduring Legacy of Muslim Scientists, Thinkers and Artists (Washington, D.C.: National Geographic, 2008).
[3] I. Kalin, The Oxford Encyclopedia Of Philosophy, Science, and Technology In Islam. Vol 2. (Oxford: Oxford University Press, 2014), 347.
[4] R.E. Abdel-Halim, “Contributions of Ibn Al-Nafis (1210-1288 AD) to the progress of medicine and urology. A study and translations from his medical works.” Saudi Medical Journal. 2008 Jan;29(1):13-22. PMID: 18176669.
[5] Salim T. S. Al-Hassani, 1001 Inventions, 3rd ed. (Washington, D.C.: National Geographic Society), 166,167.
[6] I. Kalin, The Oxford Encyclopedia Of Philosophy, Science, and Technology In Islam. Vol 2. (Oxford: Oxford University Press, 2014), 348.
[7] M. Loukas, R. Lam, R. S. Tubbs, MM Shoja, N. Apaydin, “Ibn al-Nafis (1210-1288): the first description of the pulmonary circulation.” The American Journal of Surgery. May 2008; 74(5):440-2. PMID: 18481505.
[8] Salim T. S. Al-Hassani, 1001 Inventions, 3rd ed. (Washington, D.C.: National Geographic Society), 167.
[9] M. Akmal, M. Zulkifle, A. Ansari, “Ibn Nafis – a forgotten genius in the discovery of pulmonary blood circulation.’ Heart Views : the Official Journal of the Gulf Heart Association, March 2010;11(1):26-30. PMID: 21042463; PMCID: PMC2964710.
[10] I. Kalin, The Oxford Encyclopedia Of Philosophy, Science, and Technology In Islam. Vol 2. (Oxford: Oxford University Press, 2014), 347.

Review of Religions

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать