Цифровая жизнь
На протяжении столетий попытки человечества сохранить мертвых были простыми делами. Когда в 1727 году умер Исаак Ньютон, мастера бросились создавать его посмертную маску — гипсовый мемориал, который запечатлел бы его образ для потомков. Почти столетие спустя, когда черты лица Наполеона начали блекнуть в смерти, его врачи бросились делать то же самое. («Утраченное искусство посмертной маски», bbc.com , 11 февраля 2024 г.)
С изобретением фотоаппарата викторианцы пошли еще дальше, создавая посмертные семейные портреты, которые современному человеку могут показаться жуткими. ( там же )
Современные технологии предлагают более амбициозное предложение: не просто сохранять образ умершего, но и имитировать его присутствие. («Этот жуткий ИИ будет разговаривать с близкими, когда вы умрете, и сохранять ваш цифровой след», wired.com , 5 февраля 2014 г.)
Чат-боты, обученные на постах в социальных сетях и электронных письмах, обещают цифровое воскрешение. В Японии профессор Хироши Ишигуро создал роботизированного двойника самого себя, Geminoid HI-1, разработанного для развития вместе со своим создателем. («Хироши Ишигуро: Человек, который сделал копию себя», spectrum.ieee.org , 22 апреля 2010 г.)
Эти разработки знаменуют собой глубокий переход от сохранения к моделированию — от статичных мемориалов к интерактивным цифровым аватарам, которые якобы учатся и реагируют так же, как когда-то это делали умершие. («Жуткая «цифровая загробная жизнь» больше не является научной фантастикой. Так как же нам справляться с рисками?», theconversation.com , 23 июня 2024 г.)
Этот технологический скачок от маски смерти к цифровому призраку поднимает тревожные вопросы. Традиционные рамки обработки потерь подчеркивают окончательность смерти. Исламское богословие, например, учит, что «каждая душа вкусит смерть» (сура «Аль-и-Имран», гл. 3: V.186), рассматривая земное существование как просто «развлечение и спорт» по сравнению с загробной жизнью (сура «Аль-Анкабут», гл. 29: V.65). Когда технология начинает размывать эти границы, она рискует нарушить естественные процессы скорби. («Воскрешение близких в качестве «призраков» ИИ может навредить вашему психическому здоровью», newscientist.com , 26 февраля 2024 г.)
В Священном Коране говорится, что «каждая душа вкусит смерть».
Психологические последствия сложны и в значительной степени не изучены. Хотя чат-бот может предложить немедленное утешение скорбящим, он также может продлить горе или помешать принятию. В светском обществе, все более скептически относящемся к загробной жизни, искушение цепляться за цифровые копии может оказаться непреодолимым. Мексиканская традиция Día de los Muertos предполагает, что люди умирают дважды. Первый раз, когда они перестают дышать, и второй раз, когда их имя произносят в последний раз («День мертвых, britannica.com ).
Цифровые технологии обещают отсрочить вторую смерть на неопределенный срок — но какой ценой?
По мере развития искусственного интеллекта эти вопросы будут становиться все более насущными. Сегодняшние грубые чат-боты будут эволюционировать во все более убедительные факсимиле. Когда скорбящие люди смогут заказать гуманоидных роботов со встроенными цифровыми копиями личностей своих близких, общество столкнется с беспрецедентными этическими и правовыми проблемами. Кому принадлежит цифровое привидение? Должны ли мертвые иметь право голоса в своей алгоритмической загробной жизни? Должны ли быть ограничения на то, насколько реалистично ИИ может имитировать умершего?
Человеческий импульс сохранять связи с мертвыми не является ни новым, ни неправильным. Цифровые инструменты действительно могут сохранять наследие и воспоминания ценными способами. Однако они должны дополнять, а не заменять традиционные процессы скорби. Поскольку общество движется по этому технологическому рубежу, было бы неплохо действовать с большой осторожностью. Цифровая эпоха обещает своего рода бессмертие посредством алгоритмов, однако может быть мудро принять окончательность смерти. Некоторые формы забвения, какими бы болезненными они ни были, служат определенной цели — помогать живым двигаться вперед, одновременно почитая мертвых, позволяя им по-настоящему отдохнуть.
Задача на будущее заключается не в совершенствовании технологии цифрового воскрешения, а в разработке рамок для управления ее использованием. Они должны сбалансировать инновации с уважением к тайне смертности. Как Коран напоминает верующим: «Воистину, Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы вернемся» (сура «Аль-Бакара», гл. 2: аят 157). Даже в эпоху искусственного интеллекта может быть достоинством приближаться к смерти со смирением, а не пытаться ее взломать.
Авторы Фазал Масуд Малик и Фархан Хохар, Канада