Святой Пророк, когда его спросили, какой вид заработка лучше всего, ответил: «Работа, которую человек выполняет своими руками, и любая сделка, в которой нет обмана или мошенничества». (Булуг аль-Марам, Китаб аль-Бую‘, хадис: 782)
Ислам дал человечеству прекрасные и величественные учения, подобных которым нет в других религиях. Ислам рассматривает вопросы, связанные со всеми аспектами человеческой жизни, и предлагает долгосрочные решения мирских и духовных проблем. Ислам запрещает человеку сидеть сложа руки и призывает его усердно трудиться и стремиться к религиозному и мирскому прогрессу. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
И не подобает людям ни в чём быть довольными.
«И у этого человека не будет ничего, кроме того, к чему он стремится». (Сура ан-Наджм, гл. 53: V.40)
Когда человек продолжает усердно трудиться, не сдаётся и упорствует в своих усилиях, он в конечном итоге достигает цели своих стремлений.
Например, в вопросах, связанных с торговлей и бизнесом, ислам дал достаточно указаний. Нечестность – это черта, которую ислам презирает до такой степени, что Священный Коран призывает проклятие на тех, кто произносит ложь. Точно так же ислам запрещает любой акт нечестности во всех формах и проявлениях и допускает нормальную торговлю, осуществляемую честно.
Аллах Всемогущий, возвещая Хазрат Ахмаду радостную весть о Сыне Обетованном, Хазрат Второй халиф написал:
«Он будет чрезвычайно умным и проницательным, кротким сердцем и будет наполнен мирскими и духовными знаниями». (Тадхир [на английском], стр. 176)
Когда мы изучаем жизнь и труды Хазрата Второго халифа, одна вещь, которая выделяется, – это великие знания и мудрость, которыми он был наделен. Будь то духовное знание или светское знание, проницательность и предвидение Хузура были чрезвычайно острыми.
В современном обществе процветает материализм, и некоторые не стесняются использовать все законные и незаконные средства для мирского развития. Что касается этого вопроса, Хазрат Второй халиф дал важные рекомендации о том, как вести дела честно и разумно.
В мире, где достижения в бизнесе стали возможны только благодаря хитрости и обману, Хазрат Халиф даёт торговцам и коммерсантам советы и рекомендации, которые в конечном счёте помогают им на пути к успеху. Ниже приведены несколько отрывков из множества наставлений, которые он дал дал :
Упорный труд и приобретение знаний о профессии
Хазрат Второй халиф сказал, что для того, чтобы преуспеть в торговле, нужно усердно работать и приобретать знания в этой сфере. Он так писал:
«Люди не работают усердно и не приобретают знаний в этой сфере. Они хотят вести свой бизнес с помощью незаконных средств. […] Если бы они использовали правильные методы, им не пришлось бы прибегать к таким [нечестным] способам».
Хузурдобавил, что человек, который усердно и осторожно трудится, добьётся своей цели. Однако если он также будет честен в своих делах, то это принесёт исключительные плоды. Хузур сказал, что если человек ленится в работе вместо того, чтобы усердно трудиться, «то добиться успеха будет трудно». («Хутбат-и-Махмуд», том 7, стр. 306-307)
Хазрат Халиф призывал всех развиваться и расти в своей работе, не ограничиваясь индивидуальным подходом. Хузур объяснил, что сотрудничество — ключ к успеху. Он сказал сказал:
«Лучшее, что можно сделать для мирского прогресса, — это сотрудничество. Европейцы сотрудничали друг с другом и добивались прогресса. […] Таким образом, результаты, которых можно достичь с помощью сотрудничества, невозможно достичь никаким другим способом. Точно так же [посредством взаимного сотрудничества] наш Джамаат может развиваться». (Фазаиль-и-Коран (3), Анвар-уль-Улум, том 11, стр. 560)
Продавец должен оставаться в курсе событий
26 апреля 1922 года Хазрат Халифа объяснил, почему торговцу важно быть в курсе последних событий в отрасли:
«[…] тот, кто не осознаёт важности чего-либо, не может извлечь из этого пользу. Возьмём, к примеру, чай, который производится в Индии, — люди [в Индии] не осознавали его ценности. Они не обращали на него внимания. Его растения выращивались и высыхали в лесу. Британцы оценили его ценность и важность в торговле с китайцами и сразу же купили участки [земли], на которых выращивался чай, по низкой цене.
«Чайные плантации по всей Индии теперь [в 1922 году] принадлежат британцам. Они приобрели их за деньги, а не силой. Действительно, они извлекли выгоду из своих знаний. Британцы теперь зарабатывают 200 миллионов рупий в год на индийском чае». («Хутбат-и-Махмуд», том 3, стр. 151)
Золотой принцип торговли
Однажды, объясняя важный принцип торговли, Хазрат Халиф сказал:
«Значение siyasah [государственного управления] также подразумевает, что нужно использовать [людей] с такой умеренностью, чтобы они не были ни эксплуатируемыми, ни угнетёнными. Siyasah относится не только к правительству, но и ко всем торговцам и профессиональным людям, у которых есть своя siyasah.
«Сийаса торговца заключается в том, что он не должен ни закупать товары оптом без должной осмотрительности в таких количествах, что [непроданные] запасы начинают гнить на его складе, ни приобретать товары в таком малом количестве, что спрос покупателей не может быть удовлетворён. На самом деле он должен закупать товары в соответствии со спросом, чтобы ни товары не пропадали зря в ожидании покупателей, ни покупателям не приходилось отказываться от покупки из-за отсутствия товаров.
«Точно так же сиях производителя или ремесленника заключается в том, что они не должны производить товары так долго, чтобы закончился торговый сезон, и не должны начинать производить товары до появления признаков спроса». (Хутбат-и-Махмуд, том 5, стр. 381)
Воздерживайтесь от мошенничества, поскольку это национальный порок
Мошенничество, обман и нечестность — это черты, которые ненавистны исламу. Человек обычно считает свои нечестные действия и уловки просто способом «выжить» или «прожить жизнь»; однако мошенничество — это проблема, которая потенциально может подорвать доверие к нации. Говоря об этом, Хузурра сказал:
«Мошенничество в бизнесе — это национальный порок, потому что оно подрывает доверие к стране. Когда я в последний раз был в Кашмире, я обнаружил, что ежегодная торговля серебряной посудой и шалями пришла в упадок. Она сократилась с 10 миллионов рупий в год до 1,7 миллиона в основном из-за нечестности тех, кто занимался этой торговлей и производством». («Путь искателей», стр. 81-82)
Правосудие и соблюдение контрактов
Что касается справедливости и соблюдения соглашений, то 1 мая 1914 года Хазрат Халиф сказал:
«Есть много людей, которые поступают несправедливо. Всякий раз, когда они имеют дело с кем-то, они изо всех сил стараются завладеть его имуществом. Эти люди не выполняют обещаний. Когда сделка заключена, постыдно ожидать, что кто-то будет соблюдать [договор], но не они сами, и [ожидать, что] они должны получить какую-то выгоду при любых обстоятельствах, даже если другой человек понесёт убытки.
«Торговцы хотят продать свои товары по полной цене, несмотря на то, что они повреждены и низкого качества. С другой стороны, покупатели хотят заплатить меньше, но получить товары более высокого качества. […] Короче говоря, каждый хочет причинить другим убытки в свою пользу, но не хочет приносить пользу другим. […]
«Хотя мошенничество по отношению к другим людям стало нормой, люди также хотят мошенничать по отношению к Аллаху. […] Они не выполняют свои обещания перед Богом, но надеются, что Бог выполнит свои обещания перед ними. Они говорят, что, поскольку они объявили себя мусульманами, Бог действительно будет считать их таковыми. Независимо от того, сколько злобы, неприязни и вражды они могут таить в себе или какое зло они могут совершать, Бог [они верят] будет относиться к ним как к мусульманам, обманув [Себя]». Однако они не знают, что Он — Знающий сокровенное. Людей можно обмануть, торговцы могут обманывать своих покупателей, слуги могут обманывать своих хозяев, а хозяева могут обманывать своих слуг, но Бога невозможно обмануть, потому что Он в полной мере осознаёт каждую человеческую слабость». («Хутбат-э-Махмуд», том 4, стр. 81-83)
Торговля и интерес
Однако в бизнесе многие считают, что торговля невозможна без процентов. Эта идея ложна, и её не следует поддерживать. Нужно держаться подальше от того, что Сам Аллах объявил запретным. 9 января 1914 года Хузурра сказал:
«А теперь взгляните на проценты. Аллах Всевышний запретил их и сказал, что если вы не перестанете этим заниматься, [то остерегайтесь войны от Аллаха]. (Сура «Бакара», аят 280)
И мы сражались на пути Аллаха.
“Это равносильно борьбе против Аллаха Всемогущего. […]
«Некоторые люди говорят, что в проценте нет ничего плохого, и без него [система] мира разрушится, и без него не обойтись. […] Люди считают торговлю и процент неразделимыми, «в то время как Аллах сделал торговлю законной, а процент — незаконным». (Сура «Бакара», аят 276)
и дарует Аллах благодать и запрещает рабство
«Некоторые люди возражают, говоря, что не было упомянуто никаких доводов в пользу запрета ростовщичества и разрешения торговли. Однако, когда врач что-то запрещает, это обязательно принесёт вред. Если же он что-то разрешает, это, несомненно, принесёт пользу. Точно так же всё, что Всевышний Аллах объявляет запретным, принесёт вред. Таковы доводы». («Хутбат-и-Махмуд», том 4, стр. 20)
Удержание поставок с рынка запрещено
Хазрат Халиф заявил:
«Ислам также требует, чтобы товары не изымались намеренно с рынка с целью искусственного повышения цен. Если человек накапливает товары по этой причине, он поступает вопреки исламским принципам. Если у торговца есть пшеница, но он намеренно не продаёт её населению, чтобы поднять цены, он, согласно исламскому учению, занимается греховной деятельностью.
«Некоторые люди считают, что государственное регулирование рынков — это современная экономическая концепция, но ислам всегда признавал необходимость такого регулирования. Британцы только сейчас осознали, что накопление запасов с целью повышения цен вредно для экономики, но ислам признавал это тринадцать веков назад. Исламское правительство потребовало бы, чтобы ни один торговец не накапливал запасы, и если бы было обнаружено, что кто-то из торговцев это делает, правительство имело бы право принудительно ликвидировать его запасы по соответствующим рыночным ценам. Таким образом, более широкий исламский принцип гласит, что любое благо, в котором нуждается народ, не должно искусственно накапливаться. Слово, используемое для обозначения накопления, — ихтикар, которое в первую очередь относится к накоплению зерна. Но в соответствии с исламскими правилами юриспруденции это предписание следует толковать широко, чтобы оно охватывало все товары, которые удерживаются на рынке с целью повышения цены». (Экономическая система ислама, стр. 56-57)
Рекомендации относительно кредитов
Что касается кредитов, то в своей пятничной проповеди 19 ноября 1920 года Хазрат Халиф объяснил:
«Те, кто берёт [деньги] взаймы, а затем придумывает отговорки, проявляет лень или даже отказывается возвращать [деньги], являются врагами не только самих себя, но и своей страны и народа. Когда они чувствуют нужду [в деньгах], они плачут, но когда кредитор требует [деньги], они проявляют безразличие […]
«Такие люди вредят двум категориям людей. [В результате их поведения…]: 1) те, кто действительно нуждается в деньгах, не могут занять [их]. 2) те, кто одалживает им деньги, лишаются возможности сделать доброе дело в будущем. […]
«Хорошо запомните, что так же, как шариат велит нам творить добро для других, он велит нам ценить щедрость благодетеля и не быть неблагодарными. Тот, кто одолжит вам деньги в трудную минуту, — ваш благодетель. Вы должны относиться к нему по-человечески и вернуть [заёмные деньги] так же, как вы их получили». (Хутбат-и-Махмуд, том 6, стр. 549-550)
Судебный запрет на искусственное занижение цен
Что касается искусственного снижения цен, Хазрат Халиф:
«Ислам не допускает искусственного занижения цен, потому что, как упоминалось выше, это позволяет недобросовестным торговцам душить своих конкурентов, вынуждая их продавать по сниженным ценам.
«Во время своего правления Хазрат Умар, осматривая рынок, наткнулся на торговца из-за пределов Медины, который продавал сушёный виноград по ценам, с которыми не могли конкурировать местные производители и торговцы. Хазрат Умар приказал этому человеку убрать свою продукцию с рынка или продавать её по ценам, преобладающим в Медине. Когда его спросили о причинах такого приказа, Хазрат Умарра ответил, что без такого приказа местные торговцы понесли бы убытки, даже если бы они не завышали цены.
«Действительно, некоторые сподвижникирподвергли сомнению обоснованность этого приказа, учитывая слова Священного Пророкаса о том, что не следует вмешиваться в рыночные цены. Однако их возражение было необоснованным, поскольку запрет Святого Пророка на государственное вмешательство в рыночные цены касался вмешательства в свободное взаимодействие спроса и предложения. Правительству следует избегать чрезмерного вмешательства, поскольку оно не принесёт пользы потребителям, но нанесёт серьёзный ущерб торговцам.
«Справедливость этого принципа подтверждается недавними событиями. Правительство потерпело неудачу в своей попытке зафиксировать цену на пшеницу, потому что в сложившихся военных условиях ни один торговец не мог продавать по себестоимости и оставаться на плаву. В результате нормальная рыночная деятельность в сфере торговли пшеницей прекратилась, и появился чёрный рынок. Голодающие люди были готовы покупать пшеницу по любой цене, которую могли себе позволить. Цена, установленная правительством на уровне шести рупий за маунд [около 37 кг], сразу же взлетела до 16 рупий на чёрном рынке. Люди даже не сообщали правительству о чёрном рынке, потому что от этого зависело их выживание. Несколько месяцев назад я обратил внимание правительства на эту опасность, но моё предупреждение осталось без внимания. Правильный курс был выбран только после долгих страданий и серьёзных волнений среди населения. Ранее введённый запрет на повышение цен на пшеницу был призван защитить интересы фермеров, но на самом деле фермеры сильно пострадали, в то время как торговцы получили большую прибыль.
«Короче говоря, Святой Пророк запретил только неправомерное вмешательство в ценообразование или ненужное нарушение нормального функционирования спроса и предложения. Он не запрещал регулирование для контроля за аномальными колебаниями цен, независимо от того, искусственно завышены они или искусственно занижены. Запрет ихтикара, который прочно укоренился в высказываниях Святого Пророка, также подтверждает это, потому что ихтикар означает лишь контроль за искусственным повышением цен. Таким образом, действия хазрата Умара, хотя и были вмешательством в рыночные отношения, были необходимым регулированием; они соответствовали шариату и демонстрировали здравый принцип исламского учения.
«Вышеупомянутые — это три источника незаконного накопления богатства, которые запрещает ислам. Таким образом, ислам перекрывает все каналы, ведущие к незаконному и чрезмерному накоплению богатства». («Экономическая система ислама», стр. 57-59)
Гостеприимство при ведении бизнеса (во время Джалса Салана Кадиан)
22 декабря 1916 года, перед Джальса Саланой Кадиан, Хузурра обратился к местным торговцам с советом:
«Я особенно хочу обратить внимание жителей Кадиана на то, что они должны принять участие в гостеприимстве [гостей Джальсы], даже если это доставит им некоторые неудобства. Я не хочу мешать местным торговцам заниматься своим делом. Всевышний Аллах разрешил торговлю даже во время хаджа. Это также возможность для торговцев Кадиана заниматься своим делом, но, с одной стороны, Всевышний Аллах не запрещает торговлю, но и не позволяет полностью погружаться в неё. Таким образом, владельцы магазинов могут зарабатывать и торговать всеми возможными способами, но они также должны уделять время гостеприимству». («Хутбат-и-Махмуд», том 5, стр. 358)
Каждый ахмади должен быть трудолюбивым
В другой раз, говоря об обязанностях гражданина в соответствии с исламским учением, Хузурра заявил:
«Ислам требует, чтобы каждый человек зарабатывал себе на жизнь, а не жил в праздности. Святой Пророкса сказал: «Лучшая пища — это та, которую человек зарабатывает трудом своих рук». («Ахмадия» или «Истинный ислам», стр. 250)
Это великое благословение Аллаха Всевышнего для Ахмадийской Мусульманской Общины, что Он, по Своей божественной милости, даровал нам благословенное руководство, которое продолжает вести людей к улучшению и развитию Общины. Будь то в сфере религиозного образования или в мирских делах, благословенное руководство Ислама, представленное нам Хулафой, помогает нам преодолевать повседневные трудности.
Наставления Хазрата Обетованного Реформатора так же важны в наше время, как и столетие назад, поскольку общество по-прежнему сталкивается со множеством финансовых споров и конфликтов. Следуя этим золотым принципам, мы можем создать мирное и процветающее общество.
Авторы Ата-уль-Хайе Насир и Джалис Ахмад,