Речь, произнесенная 7го апреля 1934 года на открытии мечети Байт-уль-Фазл, Лайалпур [Файсалабад].
С самых первых дней моего Халифата я взял за принцип не покидать Кадиан по стандартному приглашению любого местного отделения Общины. Причина этого в том, что из-за любви и искренности, присущей каждому члену Сообщества, все они будут соперничать друг с другом за распространение своих приглашений, в результате чего я либо всегда буду выезжать за пределы Кадиана, либо некоторые местные отделения будут жаловаться, что я посещал другие отделения, но не их.
Ранее был только один подобный случай, когда я посетил местное отделение по их приглашению в Сиалкоте. Это произошло потому, что при жизни Обетованный Мессия (как) обещал навестить их снова, и, чтобы выполнить это обещание, я отправился туда по просьбе местных членов.
Основная причина, по которой я согласился на этот визит [в Лайаллпур], заключается в том, что я чувствовал себя обязанным с религиозной точки зрения. Лайаллпур — это центр нового поселения, и в этом смысле он является как бы новой землёй. Поскольку Обетованному Мессии (как) было видение, в котором ему было показано, что он пришёл, чтобы основать новую землю, я решил посетить это новое поселение, основанное для того, чтобы это видение могло исполниться в одном отношении. Обетованный Мессия (как) увидел в видении, что он создал новое небо и новую землю.[1] Истинный смысл этого в том, что с приходом Обетованного Мессии (как) во всём мире зародится новая жизнь. Но второстепенный смысл этого в том, что везде, где появляется новое поселение, его жителям следует прививать истинную веру. Таким образом, я согласился в свете этой цели, чтобы Всемогущий Бог мог укрепить Ахмадийскую Мусульманскую Общину в этом регионе, и чтобы наряду с физическим жилищем было и духовное. Более того, если бы меня пригласило какое-либо другое местное отделение, я смог бы ответить им, приведя эти доводы.
Теперь я хотел бы сказать несколько слов о произнесённых речах. Прежде всего я молюсь за тех, кто стремился заполнить мечеть, и за те жертвы, на которые они пошли ради этого. Пусть Аллах Всемогущий примет их служение и щедро вознаградит их за это. Пусть эта мечеть станет центром истинного поклонения Ему, и пусть высокомерие и гордыня, которые являются противоположностью поклонения, исчезнут из сердец тех, кто связан с этой мечетью. Я благодарю тех, кто выступил с этими обращениями, но должен также выразить своё сожаление по поводу кое-чего. Люди из Азии склонны действовать под влиянием эмоций.
Этой привычки нет у жителей Запада, потому что во всех их делах присутствует элемент торговли и прибыли. Когда кто-то восходит на престол в азиатской стране, он может освобождать пленников, прощать убийц, предоставлять работникам отпуск и награждать и чествовать. С другой стороны, когда король в Европе восседает на троне, никто ничего не знает [о его делах]. Таким образом, наш мир очень сентиментален, что, конечно, может быть полезно при определённых обстоятельствах. В данном случае я считаю, что, поскольку Всемогущий Бог позволил вам построить дом во имя Его, не следует предъявлять претензии к некоторым людям. Я допускаю, что они могли оказывать сопротивление, но, возможно, они делали это, считая, что служат своей вере.
Теперь, когда Всевышний даровал вам успех [в завершении строительства мечети], вам следует выразить благодарность тем, кто помог, и не упоминать тех, кто выступал против [строительства мечети], а вместо этого вознести искренние молитвы о том, чтобы Всевышний даровал им духовное руководство. Эти аспекты обращения причинили мне боль. Азиатские цари освобождают своих пленников в радостные моменты, но те, кто выступал против [строительства мечети], даже не были вашими пленниками, так что вам ничего не стоило бы не упоминать их.
Каждый ахмади из Лайалпура [Файсалабада] должен считать это домом Бога. Если это не дом Бога, то это не может быть мечетью. Но если это дом Бога, то ни один из вас не должен даже на мгновение думать, что он принадлежит им.
Далее я хотел бы вкратце напомнить всем об обязанностях, связанных со строительством мечети… Мечеть — это дом Божий, поэтому, если, построив её, человек скажет: «Мы построили эту мечеть, значит, она наша», это будет равносильно тому, что он объявит дом Божий своим. На самом деле, если бы кто-то объявил чужой дом своим, его сочли бы преступником. Поэтому, учитывая это, подумайте, какое наказание заслужил бы человек, если бы он построил дом во имя Бога, а затем объявил его своим.
Таким образом, каждый ахмади из Лайалпура [Фейсалабада] должен считать это домом Бога. Если это не дом Бога, то это не может быть мечетью. Но если это дом Бога, то ни один из вас не должен даже на мгновение думать, что он принадлежит им.
Теперь, когда я открыл эту мечеть, совершив два ракаата [молитвенных цикла], никто не имеет права считать её своей собственностью или препятствовать кому-либо в поклонении в ней, и если кто-то будет препятствовать даже индуисту или христианину, он будет считаться преступником в глазах Бога, потому что он объявит дом Божий своим. Другие тоже строят мечети и вешают снаружи табличку, на которой написано, что ни шииты, ни ахмади, ни ваххабиты не могут входить внутрь, но они просто обманывают сами себя. Они строят дом Божий, но затем сами захватывают его. Если вы будете делать то же самое, вы никогда не обретёте Божью милость. На вашей табличке должно быть написано, что это дом Божий, чтобы любой, кто хочет призвать Его имя, мог сделать это, и мы будем рады, как бы они ни хотели поклоняться.
Однажды христианская делегация пришла к Святому Пророку (са) и обсудила с ним некоторые религиозные вопросы, и время их богослужения приближалось. Среди христиан есть те, кто поклоняется Богу вместе с другими божествами, и те, кто исповедует единобожие, хотя, как и некоторые мусульмане, они почитают Иисуса (ас) в такой степени, которая подобает только Богу, но при этом верят, что Бог един. Эта группа христиан была многобожниками и носила с собой золотые кресты, которым они поклонялись. Они сказали Святому Пророку (мир ему и благословение), что пойдут молиться, но Святой Пророк (мир ему и благословение) ответил, что эта мечеть предназначена для поклонения [Богу] и что они могут поклоняться в ней так, как им нравится. Поэтому они поставили там свои кресты и молились по-своему.[2]
Конечно, община несёт ответственность за управление мечетью и может принимать решения на административном уровне. Например, если она считает, что в мечети слишком шумно, она может выделить определённые часы для поклонения для определённых людей, или если кто-то причиняет ущерб, она может запретить ему это делать. Следовательно, вы также имеете право вмешиваться в такие административные вопросы, но если будет создано какое-либо препятствие для поклонения, то это уже будет не дом Божий, а место для людей. В таком случае вы не получите от этого никаких благословений.
Это вторая мечеть, которую я открыл таким образом. Первой была мечеть в Англии, где я также заявил: «Я ухожу, оставляя на вас эту ответственность — это дом Божий, и каждый должен иметь право молиться в нём». По этому случаю я также заявил, что цель мечетей — укреплять память о Боге, и поэтому их двери должны быть открыты для всех. Ваша единственная задача – поддерживать его в чистоте, как следует из молитв Авраама (ас). Продолжайте стремиться к тому, чтобы он был наполнен, не позволяйте ему становиться нечистым, соблюдайте совместные молитвы. Ответственность человека возрастает везде, где есть мечеть. Оправдание, что человек не может совершать богослужения в собрании, потому что поблизости нет мечети, может быть в определенной степени принято. Но теперь, когда мечеть построена, не должно быть никакой праздности в совершении молитв совместно.
Таким образом, какие бы усилия вы ни прилагали для того, чтобы ваши дома были заселены, они также должны быть направлены на это. Когда кто-то строит дом, он не оставляет его пустым; скорее, он живет в нем днем и ночью. Если разумный человек будет отсутствовать в течение длительного периода времени, он сдаст его в аренду, чтобы он оставался жилым. Следовательно, еще большее внимание следует уделять наполнению дома Аллаха верующими.
Ни в коем случае нельзя оставлять эту мечеть заброшенной. Мечети — это дома Всемогущего Аллаха, поэтому теперь, когда эта мечеть построена, у вас не должно быть ощущения, что вы можете оставаться в том же состоянии, в котором были раньше.
Те, кто живёт поблизости, должны приходить сюда, чтобы совершать все пять ежедневных молитв в общей молитвенной комнате, а те, кто живёт дальше, должны приходить два-три раза в неделю. Ни в коем случае нельзя оставлять эту мечеть заброшенной. Мечети — это дома Аллаха Всевышнего, поэтому теперь, когда эта мечеть построена, не стоит думать, что вы можете оставаться в том же положении, что и раньше. Если вы сделаете так, как я велел, — объявите его домом Божьим, а не своим собственным, — тогда Бог будет относиться к вам так, как вы никогда раньше не чувствовали.
Святой Пророк (мир ему и благословение) сказал, что если слуга Божий сделает один шаг к Нему, то Бог сделает два шага к нему. Если слуга пойдёт к Нему, то Он побежит к нему. Поэтому Всевышний Аллах уготовил великую награду тому, кто служит Его религии. После этого Всевышний Аллах действительно откроет перед вами новые пути развития, благословит ваши проповеди и откроет сердца людей. Но ваша задача — воспользоваться этой возможностью. Те, кто не извлекает пользы, когда Аллах Всемогущий открывает двери Своей милости, навлекают на себя Его гнев.
Шибли, знатный человек из прошлого, был отличным правителем при правительстве Багдада. Один великий военачальник короля предстал перед королевским двором и перечислил все свои заслуги в присутствии короля. Король был очень доволен и подарил ему дорогое одеяние. Надев его, он вдруг почувствовал желание чихнуть, так как был простужен. Он искал повсюду, но не мог найти свой носовой платок. У него текло из носа, и он беспокоился, что это происходит в присутствии короля. Поэтому он отвернулся, чтобы его не видели, и вытер нос о мантию, но король заметил это и приказал ему немедленно снять мантию, а также [приказал] лишить его звания, поскольку он опозорил свою мантию.
Увидев это, Шибли громко закричал и начал безудержно плакать. Король спросил: «Что с тобой?» — и Шибли ответил: «Этот человек много лет подвергал свою жизнь опасности, завоевывал для тебя земли и привёл под твоё правление сотни тысяч людей. Каждый день, отправляясь на битву, он оставлял своих детей сиротами, а жену — вдовой. Даже если бы вы подарили ему халат стоимостью 100 000 рупий, какую ценность он имел бы по сравнению с его услугами? И всё же, несмотря на это, вы так разгневались, когда халат был испорчен. Что касается халата, который даровал мне Всемогущий Аллах, я каждый день порчу его ради вас, и именно поэтому я размышлял о том, каким будет моё наказание». Сказав это, он немедленно подал в отставку с поста губернатора. Он обращался к разным святым людям, поскольку совершил тяжкие грехи, но каждый из них отвечал, что его покаяние будет трудно принять. В конце концов он пришёл к Хазрату Джунайду Багдади, который сказал: «Твоё покаяние может быть принято, но при условии, что, где бы ты ни был правителем, ты будешь ходить и стучать в каждую дверь, прося прощения и возвращая долги». Какое трудное задание! Если бы даже низшему чиновнику сказали сделать это, он бы не согласился, но он сделал именно это. В конце концов он стал очень благородным человеком.[4]
Таким образом, существует суровое наказание за то, что вы не признаёте и не отдаёте должное одеянию Аллаха Всевышнего. В награду за эту работу Аллах Всевышний дарует вам одеяние, то есть откроет перед вами новые пути развития. Ваш долг — извлечь из этого максимальную пользу. Поэтому, если, с одной стороны, ответственность за наполнение мечетей ложится на ваши плечи, то, с другой стороны, необходимо, чтобы вы извлекали как можно больше пользы из открытых путей развития. Если вы будете поступать так, ваши религиозные и мирские дела пойдут на лад, ваши сердца станут мечетями, то есть домами Бога, в самом прямом смысле этого слова, то есть Бог войдёт в ваши сердца и останется там, и рай, которого люди желают в следующей жизни, будет дарован вам здесь.
Аль-Фазл, 15е апреля 1934 г. (Анвар-уль-Улум, том 13, стр. 263-269.)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Тадхира, стр. 192-193, четвёртое издание. [АНГЛИЙСКАЯ ВЕРСИЯ: Хазрат Мирза Гулам Ахмад (ас), Тадхира (Кадиан, Индия: Islam International Publications Ltd., 2018), 248-250.]
2. Али ибн Бурхан ад-Дин аль-Халаби, «Аль-Сира аль-Халабийя», т. 3 (Египет: Мухаммад Али Сабих Майдан аль-Азхар, 1935), 239.
3. Сахих аль-Бухари, Китаб ат-Таухид, Баб Каул Аллах Та‘ала ‘Ва Юхадхирукум Аллах Нафса’, хадис 7405.
4. Фарид ад-Дин Аттар, «Тадхират аль-Аулия» (Лахор, Пакистан: Малик Дин Мухаммад, 1990), 343-345.
Review of Religions