Следующее письмо было написано основателем мусульманской общины Ахмадия, в ответ старому другу-индуисту, который написал ему, что все религии исходят от Бога и что спасение не является монополией какой-либо конкретной религии, и человек может достичь его, следуя любой религии. Письмо гласит:
Мне было очень приятно узнать, что вы интересуетесь столь важным вопросом, как религия. На самом деле, поскольку этот мир подобен гостинице, а его обитатели — лишь путешественники, которые рано или поздно должны вернуться в свой настоящий дом, долг каждого из нас — самым тщательным образом изучать вопросы религии и веры.
Наш долг также состоит в том, чтобы, если религия, к нашему удовлетворению, оказывается от Бога, а путь, известный нам как путь Божьей милости, мы выбирали эту религию и шли этим путём, не страшась ни позора, ни бесчестия, невзирая на узы родства и привлекательность богатства. Так всегда поступали праведники, и ради истины они переносили всевозможные страдания и гонения.
В мире мы видим, как ложные убеждения сосуществуют с истинными, а дурные поступки — с хорошими. Но праведники должны избегать всякой лжи и зла. Например, некоторые представители индуистской общины утверждают, что Веды предписывают, что если жена в течение нескольких лет после замужества не рожает детей или рожает только девочек, то муж должен пригласить незнакомца, чтобы тот вступил с ней в половую связь, и этот процесс должен продолжаться до тех пор, пока жена не родит одиннадцать мальчиков от семени незнакомца.
У последователей Сакат Мат, которые также возводят свои религиозные принципы к Ведам, религиозные праздники сопровождаются ужасными сценами инцеста и прелюбодеяния, и они считают, что эти аморальные практики узаконены их мантрами. Точно так же существует множество других религиозных систем, чьи принципы и практики отвратительны для человеческих чувств. Невозможно, чтобы человек был настолько миролюбив, чтобы соглашаться со всеми этими аморальными практиками.
То же печальное состояние наблюдается в принципах, которых придерживаются разные люди. Некоторые пристрастились к низшим формам фетишизма, некоторые поклоняются деревьям, змеям, кошкам, собакам, огню, солнцу, луне, рекам и т. д., в то время как другие поклоняются людям как своему Богу. Можем ли мы предположить, что все они находятся на правильном пути?
Долг людей, пришедших в этот мир для его возрождения, — распространять истину на земле и искоренять ложь. Если бы разбойники или воры сказали праведному слуге Божьему, что он должен получить определённое имущество путём вымогательства или кражи, правильно ли было бы ему присоединиться к ним в совершении таких преступлений?
Религия научила бы его избегать подобных злых деяний, ибо религия предписывает нам избегать всех злых и нечистых учений и деяний и не брать в качестве руководства книги, которые учат таким безнравственным и нечистым практикам и законам. Я не могу понять, как человек может искренне жить в мире со всеми формами религии и признавать истинность их принципов, зная, что они ложны. Такой подход подразумевал бы, что нет зла, а ложные учения и злые деяния следует считать высшими истинами и добродетелями. Любому, кто взглянет на различные формы религии, распространённые в мире, станет ясно, что в отношении знания о Высшем Существе преобладают разные представления, некоторые из которых не могут не верить в существование Бога, а другие, напротив, считают своими богами людей, животных, небесные тела или физические силы природы. Кроме того, есть арийские самаджисты, которые считают себя истинными наследниками ведической религии. Они верят в существование номинального Божества, которое, по их мнению, не создало ни одной частицы материи, ни одной души или ни одного зародыша жизни. Материю и душу они считают существующими независимо от Божественного Существа и не считают Его источником каких-либо их свойств или сил. Они считают, что Всемогущий Бог не имеет никакого отношения к сотворению этой вселенной. Ссылаясь на эту статью их вероучения, я лишь хочу указать на то, что для человека, обладающего истинной праведностью, просто невозможно придерживаться всех противоречащих друг другу вероучений и верить в них как в истину.
Моя цель здесь не в том, чтобы указать на ошибку тех, кто своими ложными убеждениями принижает Божественную славу, достоинство и силу или узаконивает безнравственные поступки, а лишь в том, чтобы показать вам, что совестливое существо не может одинаково относиться к чистому и нечистому. Тому, кто очищает себя, несомненно, открывается Божественное лицо, но методы, которые внушают веру в нечистые доктрины или предписывают безнравственные поступки, несомненно, никогда не приведут к Богу. Любовь к Богу, без сомнения, является верным путём к небесной жизни, но как может человек испытывать истинную любовь к Богу, если он считает своим Богом Раму, Кришну или Христа или считает Божественное Существо настолько слабым и несовершенным, что оно не способно создать частицу материи или душу?
Что есть спасение, как не познание истинного и совершенного Бога со всеми Его чистыми и совершенными качествами и хождение путями чистоты, которые Он нам показал? Это истинное спасение, и любой путь, противоположный ему, — путь заблуждения, и никто не может достичь истинного спасения, следуя заблуждению.
Мы видим, что в мире религиозные убеждения в большинстве случаев определяются воспитанием и привычками. Христианин без колебаний назвал бы Иисуса своим Богом, в то время как индуист с такой же лёгкостью выбрал бы Раму или Кришну в качестве истинного божества или Ганг в качестве источника всего необходимого, или назначил бы для себя Бога, который ничего не создавал, и считал бы материю и душу совечными Богу и самосущими, как и Он. Но все эти верования тщетны, потому что с ними нельзя спорить. Найти путь к живому Богу должно быть единственной целью искателя истины.
Мир заключен в оковы обычаев и привычек. Каждый, кто рожден в религии, считает своим долгом защищать ту же религию. Но легко увидеть, что этот принцип неверен. Человек должен принять религию, которая может указать путь к живому Богу, на которого необычайные знамения и чудеса с уверенностью указывают как на могущественного Бога. Ибо если Бог существует (а Я клянусь Им, что Его существование – величайшая из всех достоверностей), то Он должен открыться Своим слугам.
Одних лишь предположений человеческого разума о том, что у этого мира есть Творец, недостаточно, чтобы удовлетворить нас и сделать Его существование достоверным. Человек, который доверяет этим предположениям, не имеет доступа к Божественному присутствию и не может полагаться на Бога с такой же уверенностью, как на наличные деньги, запертые в его сейфе, или на землю и сады, которые являются для него источником дохода, или на сыновей, занимающих высокие посты, которые помогают своему отцу, ежемесячно отправляя ему крупные денежные пожертвования. Почему он не полагается на Бога так, как полагается на все эти материальные объекты? Только потому, что его вера в Бога не является несомненной верой.
Точно так же человек, пренебрегающий своим долгом перед Божественным Существом, смело совершает грехи и не боится Бога, как не боится, например, чумы, не заходя в деревню, где свирепствует эпидемия, или как не боится змеи, не осмеливаясь сунуть руку в её нору, или как не боится льва, не имея смелости войти в джунгли, где он обитает. Причиной такой дерзости в совершении греха является то же неверие в Бога, ибо, признавая Бога языком, сердце совершенно чуждо Ему и пренебрегает Им.
Нелегко обрести искреннюю веру в Божественное Существо, ибо, пока не будут явлены явные и очевидные признаки Его существования и силы, человек не сможет понять, что Бог существует. Почти все люди верят в Бога на словах, но их поступки показывают, что их сердца далеки от истинной веры в существование Бога. Истинная вера требует определённых знаний, как и знание чего-либо после неоднократного опыта.
Опыт, например, подсказывает нам, что очень небольшое количество стрихнии приводит к летальному исходу. Этот опыт, порождающий определенную веру в его убийственную силу, удержит человека от его использования – в количестве, которое, вероятно, приведет к смерти. Таким образом, человек, который каким-либо образом вовлечен в рабство греха, не имеет веры в Бога, поскольку он еще не признал Его.
Этот мир полон тщеславия, и большинство людей довольствуются ложными принципами логики. Истинная религия — это та, которая открывает лик живого Бога и приближает человека к Нему настолько, что он видит Его. Когда человек обретает уверенность, он вступает в тесную и глубокую связь с Богом. Тогда он освобождается от всех грехов и пороков, и Всемогущий Бог становится его единственным упованием. Он открывает Себя ему Своими особыми знамениями, Своим особым проявлением и откровением Своего слова. С того дня он знает, что Бог есть, и с того часа он очищается от всех своих внутренних пороков. Это истинное знание о Боге, которое является ключом к раю, но этот путь открыт только через ислам. Это Божественное обещание с самого начала, что Он явит Себя тем, кто следует Его Священному Слову. Опыт — наше величайшее свидетельство, и опыт говорит нам, что Бог никогда не являет Себя никому, кроме как через ислам, не удостаивает никого Своим Словом и не помогает никому Своими могущественными знамениями. Как мы можем, вопреки нашему ясному пониманию, допустить, что Бог таким же образом открывается и последователям других религий?
Некоторое время назад Лекх Рам, брахман по касте и арий по религии, пришёл ко мне сюда, в Кадиан, и заявил, что Веды — это Слово Божье, а Священный Коран — не Его Слово. Я сказал ему, что, поскольку он утверждал, что Веды — это Слово Божье, и что, учитывая их нынешнее состояние, я не считаю их таковыми, поскольку они учат ширку и многим другим нечистым доктринам, в то время как я знаю, что Священный Коран имеет божественное происхождение, поскольку его учения не только свободны от нечистоты ширка и других пороков, но и благодаря следованию ему открывается лик живого Бога и проявляются небесные знамения, поэтому нам необходимо договориться о каком-то критерии для проверки истинности этих утверждений. Я указал ему на простой способ решить этот вопрос, а именно.что с помощью своего ведического бога он должен был опубликовать пророчество обо мне, а я, вдохновлённый Богом, открывшим Священный Коран, должен был опубликовать пророчество о нём. После этого Лекх Рам опубликовал пророчество обо мне, что я умру от холеры в течение трёх лет, а мой Бог открыл мне, что Лекх Рам будет убит в течение шести лет и таким образом будет наказан за оскорбление Святого Пророка (са) Божьего.
Мне также было открыто, что день его убийства будет следующим за мусульманским праздником Ид, и что вскоре после его смерти в Пенджабе разразится чума. Все эти факты пророчества я очень часто публиковал в своих книгах, и я также писал, что если нынешние Веды являются Словом Божьим, то долг всех арийских самаджистов — молиться своему Богу изо всех сил о спасении Лекх Рама, потому что мне было открыто, что Лекх Рам не спасётся. Пророчество о моей смерти от холеры в течение трёх лет было опубликовано Лекх Рамом в его собственной книге. Смерть Лекх Рама, как и было предсказано, в конце концов подтвердила тот факт, что Веды не имеют божественного происхождения.
Это лишь один пример. Тысячи подобных сверхъестественных знамений ясно как день показывают, что ислам — единственная истинная религия в мире, а другие религии либо являются изобретениями людей, либо изначально были созданы Богом, но впоследствии испортились. Дорогой друг! Я не могу принять истинность вашего утверждения без каких-либо аргументов в его пользу. В этом мире ни одно утверждение не может быть обосновано, если не представлено достаточных доказательств. Как же тогда можно придавать какой-либо вес утверждениям, истинность которых не доказана? Бог един, и воля Его едина, как же тогда Он может быть объектом противоречащих друг другу верований? Как мы можем верить в истину, исходящую от Него, а именно в то, что Христос — Бог, или что Рама — Бог, или что Кришна — Бог, или что Бог — такое слабое и бессильное Существо, что Он не является Создателем ни одной частицы во Вселенной? Мы можем принять только ту религию, которая несет в себе свет доказательства, и этой религией является ислам. Если вы скажете, что великие чудеса и небесные знамения, явленные в исламе, также проявляются и в других религиях, мы с радостью выслушаем вас при условии, что вы приведете доказательства этого. Но вам никогда не удастся указать на какого-либо живого человека, исповедующего любую религию, который мог бы сравниться со мной в благословениях и небесных знамениях, дарованных мне.
В своём письме вы говорите, что Всемогущий Бог дал верующему и неверующему в этом мире равные доли. Причина этого в том, что Всемогущий Бог пригласил каждого к Себе и, следовательно, наделил всех силами, правильное использование которых может привести их к желаемой цели. Но опыт показывает нам, что если человек не следует исламу, то эти силы используются неправильно, и цель не достигается. Вы, несомненно, правы, когда говорите, что очень трудно, чтобы все люди исповедовали одну религию, но для истинного искателя все трудности преодолимы. Ваша иллюстрация с путешественниками, которые едут на поезде и идут пешком, чтобы добраться до одного и того же места, неприменима в религиозном вопросе, и эта аналогия неверна. Есть только один способ найти Бога, а именно.достичь уверенности с помощью чудес и знамений. От этого зависят истинная вера и чистота души. Как может тот, кто ещё не уверен в своём существовании, достичь Бога или быть истинно верующим в Него? В этом мире нет множества способов познать Бога. Есть только один способ — уверенность в Боге, от которой также зависит чистота души. Но ни в одной религии, кроме ислама, нет средств для обретения уверенности.
Далее в своём письме вы пишете, что Бог бесконечен и, следовательно, мы не можем познать Его, не отказавшись от ограничений шариата (закона). Шариат — это арабское слово, означающее путь, в частности, путь к Богу. Таким образом, ваш аргумент сводится к тому, что, чтобы найти Бога, мы должны оставить путь, ведущий к Нему. Я предоставляю вам возможность самостоятельно оценить обоснованность этого утверждения. Как вы заметили, «никто не спросит тебя о касте и вероисповедании; поклоняйся Богу, и ты будешь от Бога», ислам не делает исключений, поскольку не проводит различий по касте или национальности. Каждый, кто ищет Бога, найдёт путь к Нему, к какой бы национальности он ни принадлежал. Но неверно говорить, что каждый может найти путь к Богу, к какой бы религии он ни принадлежал, поскольку путь к Богу не будет найден, если не исповедовать истинную и чистую религию. Религия и национальность — это две совершенно разные вещи.
Затем, сделав неверный вывод из приведённого выше высказывания, вы говорите: «Вот почему последователи Вед не ставят условием спасения следование за каким-либо конкретным человеком». Истинность этого высказывания не очевидна, поскольку человек, который не считает необходимым для спасения следовать за автором Вед, не может признавать авторитет Вед и должен считать их ложными. Например, если человек не признает истинность принципов и предписаний Веды, отвергает Нийогу, то есть аморальную практику позволения жене иметь незаконную связь с незнакомцами ради детей, или осуждает принцип, согласно которому Добро не является творцом чего-либо, но все подобно Богу самосуще, или считает поклонение огню, солнцу, луне и т.д. Простым фетишизмом и, таким образом, отвергает Веду как ненужную бумагу, настолько, что он не рассматривает Бога, представленного Ведой, как истинного Бога, будет ли он иметь право на спасение или нет? Если это так, то мы хотели бы увидеть цитату из Вед, на основании которой сделан такой вывод; но если это не так, то ваше утверждение не соответствует действительности.
Ибо мы говорим лишь о том, что человек, который не верит в истинность предписаний Священного Корана, не обретёт спасения и будет жить в этом мире как слепой. Всемогущий Бог говорит:
[1] И тот, кто преступает границы ислама, не будет принят, и он окажется в числе потерпевших убыток.
Это означает, что человек, который не будет следовать религии ислама, проповедуемой Священным Кораном, никогда не будет угоден Богу, а после смерти станет одним из заблудших. Сказать, что Веды не требуют от нас следовать за кем-либо, — неправда, потому что следовать за книгой — значит следовать за её автором. Если индусы не следуют Ведам, то к чему весь этот шум вокруг них? Ваше последнее утверждение о том, что великие люди были в каждой религии, не имеет никакого веса, если не будет доказано, что какой-то такой великий человек, который может служить примером, живёт в настоящее время в любой религии, кроме ислама. Был ли Пандит Лекх Рам одним из великих людей, потому что его утрата до сих пор оплакивается Арья Самаджем?
КАДИАН: 14е июня 1903 года.
МИРЗА ГУЛАМ АХМАД
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Священный Коран, 3:86.
…………………………………………………………….
(Впервые опубликовано в «Обозрении религий» в июле 1903 года.)