В настоящее время мир охвачен беспорядками, пронизанными войнами и конфликтами. На протяжении последних двух десятилетий глава всемирной мусульманской общины Ахмадия, Его Святейшество Хазрат Мирза Масрур Ахмад (аба), предупреждал о тяжёлых последствиях, если мировые лидеры не будут стремиться к миру. Ежегодный симпозиум по вопросам мира, проводимый мусульманской общиной Ахмадия, стал важной площадкой, где люди разного происхождения могут собраться вместе и обсудить, как можно установить мир. В этом году более 1200 человек, в том числе более 550 послов, членов парламента и учёных из 30 стран, приняли участие в 18-м Национальном симпозиуме по вопросам мира в мечети Байтул Футух в Великобритании. Ниже мы приводим официальный текст основного доклада Его Святейшества (а.
Хазрат Мирза Масрур Ахмад (аба), глава всемирной мусульманской общины Ахмадия, сказал:
Бисмиллахир Рахманир Рахим — во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Уважаемые гости, Ассаламу алейкум ва рахматуллах ва баракатух — мир и благословение Аллаха вам всем.
Сегодня мы снова собрались на это мероприятие, организованное мусульманской общиной Ахмадия, чтобы обсудить и поразмышлять о том, как мы можем преодолеть разногласия в обществе и установить подлинный мир во всём мире.
Более двух десятилетий предупреждений
На протяжении более чем двух десятилетий я призывал правительства, политиков и всех людей играть свою роль в обеспечении социальной сплочённости наших отдельных обществ и мира и гармонии во всём мире. Я высказывал своё мнение о том, как мы можем положить конец всем формам войны, будь то конфликты, которые ведутся под ложным предлогом религии, или откровенно геополитические конфликты. Я говорил не только о насущной необходимости положить конец войнам между странами, но и о том, что нужно бороться с недовольством, которое существует на местном уровне в сообществах, и стремиться к миру в тех странах, где возникают гражданские войны или внутренние конфликты. Конечно, история учит нас тому, что внутренние конфликты могут перерастать в региональные войны, часто разжигаемые вмешательством и влиянием внешних сил, которые сеют нестабильность и раскол в других странах в своих интересах.
В последние десятилетия мы стали свидетелями разрушительных последствий такого вмешательства в таких странах, как Кувейт, Ирак, Сирия и Судан. Прежде всего, я неоднократно предупреждал, что несправедливая политика крупных держав и несправедливые политические, правовые и экономические системы, преобладающие в большей части мира, вызывают постоянно растущее неравенство, которое, в свою очередь, подпитывает глобальную нестабильность и отсутствие безопасности.
На протяжении многих лет политики, интеллектуалы и представители общественности неизменно соглашались с моим утверждением, что мы должны стремиться к миру. Однако многие также прямо или косвенно выражали своё мнение о том, что я был неправ, полагая, что существующие конфликты могут перерасти в глобальную войну и даже привести к применению ядерного оружия. Многие считали это неоправданно пессимистичным. Долгое время даже те, кто был тесно связан с мировой политикой, например, политики, журналисты-международники или аналитики, не соглашались со мной либо из-за своего идеализма и желания смотреть на мир сквозь розовые очки, либо, возможно, из-за неспособности извлекать уроки из истории. Они, казалось, игнорировали расширяющиеся трещины, которые в последние десятилетия появлялись в международных отношениях. Возможно, они просто не хотели признавать реальность, которая была у них перед глазами. Получается, что для них, как говорится, незнание — сила.
Тем не менее, сегодня, когда в Европе, на Ближнем Востоке и в других местах бушуют войны, многие из тех же людей бьют тревогу, предупреждая о глобальной войне, в которой ядерное оружие может быть использовано для того, чтобы нанести невообразимые разрушения всему миру. Несмотря на это осознание, многие по-прежнему не хотят думать о том, что нужно сделать, чтобы положить конец этим конфликтам, и не хотят слышать искренние призывы к миру, которые звучат в мире.
Учитывая это, когда я думал о сегодняшнем мероприятии, я задавался вопросом, есть ли смысл в том, чтобы мы снова собрались здесь. Какая польза от того, что мы говорим о мире и справедливости, если те, кто обладает властью и способностью влиять на перемены, полны решимости не слышать нас? Суровая реальность такова, что даже те институты, которые были созданы с главной целью поддержания мира и безопасности во всём мире, становятся всё менее значимыми.
Пагубные последствия права вето в Организации Объединенных Наций
Например, Организация Объединённых Наций стала слабым и почти бессильным органом, в котором несколько доминирующих стран обладают всей полнотой власти и легко подавляют мнение большинства. Вместо того, чтобы решать каждый вопрос на основе фактов и достоинств, страны формируют альянсы и голосуют в соответствии со своими интересами. В конечном счёте, важнейшие решения принимаются несколькими привилегированными странами, в руках которых находится право вето. Вместо того, чтобы преданно служить делу мира и справедливости, они используют своё право вето как козырь, когда их узким интересам что-то угрожает, независимо от того, нарушает ли их решение мир и процветание других стран и приводит ли к гибели и разрушению множества невинных людей. Поэтому давайте проясним, что там, где есть право вето, весы правосудия никогда не будут уравновешены.
Тем не менее, несмотря на эти сомнения, я понял, что должен воспользоваться этой возможностью и высказаться, потому что ислам учит мусульман никогда не колебаться в стремлении к миру. Он учит нас говорить правду, чтобы, предстать перед Аллахом Всемогущим, верующий мог честно заявить, что сделал всё возможное, чтобы спасти Его творение от разрушения.
Ахмадийская мусульманская община стремится к миру и справедливости
Более того, Святой Пророк Ислама (мир ему и благословение) сказал, что величайшая форма джихада — термин, который постоянно неправильно понимают и искажают, — это говорить правду и смело перед своими лидерами, особенно перед теми, кто бессердечен, несправедлив и жесток. Конечно, если более слабые народы или отдельные люди, такие как я, не имеющие политического веса ивлияния, пытаются высказаться, это редко ценится, а те, кто это делает, могут столкнуться с трудностями или риском санкций.
Несмотря на это, мусульманская община Ахмадия, основанная на учениях ислама, продолжает и всегда будет продолжать усердно бороться за мир и отстаивать права тех, кто бессилен и является жертвой несправедливости. Мы будем, если на то будет воля Аллаха, постоянно стремиться использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства, чтобы повлиять на тех, кто находится в пределах нашей досягаемости, будь то политики, законодатели, интеллектуалы и другие, с целью установления мира во всём мире.
Действительно, некоторые из вас, возможно, знают о постоянных усилиях, которые наше сообщество прилагает для установления мира и облегчения страданий тех, кто испытывает серьёзные физические или эмоциональные потрясения.
Все основные религии поддерживают установление мира
Итак, после этих вступительных слов я хотел бы поделиться своими мыслями о том, как установить мир во всём мире. Что касается религии, то ни один из основателей основных религий, будь то пророк Иисус (мир ему), пророк Моисей (мир ему) или другие Божьи пророки, а также основатель ислама, святой пророк Мухаммед (мир ему и благословение), никогда не учил своих последователей пренебрегать общественным миром и прибегать к несправедливости или агрессии. Хотя в определённых чрезвычайных обстоятельствах они действительно допускали применение ограниченной силы, это всегда делалось исключительно с целью прекращения войны и угнетения.
Что касается ислама, то в буквальном переводе он означает «мир», и каждый аспект его учения отражает это название. Например, в 42-й главе, 41-м аяте Священного Корана Всевышний Аллах повелевает, что если человек или народ были обижены, они не должны отвечать несоразмерно или впадать в крайность, стремясь к мести. Более того, Аллах говорит, что лучше простить, если это может привести к исправлению. В 10-м аяте 49-й суры Священного Корана говорится, что если два народа находятся в состоянии войны, то нейтральные стороны должны выступить посредниками между ними и стремиться к установлению мира, основанного на принципах справедливости и равноправия. Если после примирения одна из сторон нарушает условия соглашения и снова прибегает к войне, то другие народы должны объединиться против агрессора, пока он не прекратит агрессивное поведение. Как только он прекратит, другие народы также должны прекратить применение силы.
Построение устойчивого мира опирается на справедливость
Целью всегда должно быть построение устойчивого мира, основанного на справедливости. Не должно быть так, чтобы третья сторона использовала уязвимость воюющих сторон в своих интересах. Если бы этот принцип соблюдался в Организации Объединенных Наций и других соответствующих органах, конфликты разрешались бы гораздо более мирно и быстро. Однако настоящий мир будет недостижим до тех пор, пока страны напрямую или через своих могущественных союзников могут использовать право вето. К сожалению, из-за присущего ей недостатка справедливости судьба Организации Объединённых Наций, похоже, будет такой же, как у её несостоявшегося предшественника — Лиги Наций. И если система международного права, какой бы слабой она ни была, полностью разрушится, то последствия в виде анархии и разрушений будут за пределами нашего понимания.
Несмотря на то, что в мире происходит множество конфликтов, наиболее насущными и опасными являются те, что происходят между Израилем и ХАМАС, а также продолжающаяся война между Россией и Украиной.
Некоторые люди могут верить или быть убеждёнными в том, что конфликт между Израилем и Палестиной — это религиозная война. Однако на самом деле это геополитический и территориальный конфликт. Что касается войны на Украине, то это явно геополитическая война, которая ведётся из-за территориальных разногласий. Я твёрдо убеждён, что есть только один способ положить конец этим войнам: обеспечить торжество справедливости и то, чтобы любые соглашения основывались на равноправии, а не на том, что лучше служит интересам внешних сил. В противном случае от Организации Объединённых Наций и международных законов не будет никакой пользы, и единственным правилом, которое будет иметь вес, станет правило «сила есть — ума не надо».
Что касается войны в Украине, то у России есть право вето в Совете Безопасности ООН, в то время как у Украины, по сути, тоже есть такое право в силу её союза с западными странами, которые являются постоянными членами Совета Безопасности. Как можно прийти к соглашению, если обе стороны могут эффективно использовать право вето? Зачем какой-либо из сторон двигаться хоть на дюйм, если они знают, что могут наложить вето на любое соглашение, которое не будет полностью в их пользу?
Что касается того, что происходит в Газе, то, хотя и у израильтян, и у палестинцев есть свои сторонники, право вето использовалось только в пользу Израиля с тех пор, как несколько месяцев назад началась нынешняя война. Например, в феврале 13 из 15 членов Совета Безопасности ООН проголосовали за немедленное прекращение огня в Газе, но Соединённые Штаты воспользовались своим правом вето, и резолюция была отклонена. Как можно установить мир, если мнение большинства так легко отвергается? Это не справедливость, а отказ от демократии и принципа равенства.
В учении ислама подчеркивается Высшая Справедливость
В противовес этим придуманным человеком законам, учение ислама делает акцент на справедливости до такой степени, что в 9-м аяте 5-й суры Священного Корана говорится, что вражда между народами никогда не должна побуждать человека отклоняться от пути справедливости и честности. Проявлять такую честность — значит быть ближе к праведности. Даже нерелигиозные люди наверняка признают мудрость и пользу соблюдения этого превосходного стандарта справедливости.
В то же время вы можете задаться вопросом, почему, если учение ислама таково, как я его описываю, часто утверждается, что ислам — это экстремистская религия. Действительно, в последние дни эта дискуссия вновь вышла на поверхность из-за подстрекательских и ошибочных комментариев некоторых политиков. В связи с этим следует категорически заявить, что войны и сражения, в которых участвовали Святой Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) и его праведные преемники, были исключительно оборонительными. Священный Коран разрешил мусульманам давать отпор только в крайнем случае, после того как они подверглись безжалостному нападению со стороны противников ислама и стали жертвами многолетних преследований. Это разрешение закреплено в 40-м аяте 22-й суры Священного Корана, где говорится, что те, на кого несправедливо нападают, имеют право защищаться, потому что они пострадали и стали жертвами угнетения и преследований.
Более того, Священный Коран разъясняет, что разрешение на сопротивление было дано не только для защиты ислама, но и для защиты всех религий и для утверждения принципов свободы совести и вероисповедания. Так, в следующем аяте Всевышний Аллах говорит, что если бы Он не остановил тех, кто преступал границы дозволенного, то церкви, синагоги, храмы, мечети и все другие места поклонения, где часто произносят имя Бога, были бы разрушены. Таким образом, мусульманам предписывается защищать все религии и места поклонения, а не причинять им вред.
Исламские правила ведения войны являются уроком для современного мира
Кроме того, везде, где возникали условия для оборонительных войн, мусульманские армии руководствовались строгими правилами ведения боевых действий, установленными Святым Пророком Ислама (мир ему и благословение). Во-первых, он заявил, что войны никогда не должны вестись ради личных или корыстных интересов, для завоевания земель или установления господства над другими. Мусульманам разрешается воевать только в том случае, если война ведётся против них. В случае войны другие народы должны объединиться, чтобы остановить агрессора. Как только агрессор прекратит применять силу, другие страны должны немедленно прекратить войну и стремиться к установлению прочного мира. Кроме того, святой пророк Мухаммед (мир ему и благословение) строго запрещал нападать на мирных жителей, что слишком часто происходит в войнах, которые ведутся в современном мире. Он также наставлял мусульман следить за тем, чтобы масштабы войны оставались как можно более ограниченными. Следует избегать любых форм эскалации или расширения войны как в плане территории, так и в плане средств.
Ислам также учит, что если противник не использует место поклонения в качестве военной базы, то недопустимо нарушать святость места поклонения, сражаясь в нём или даже рядом с ним. Строго запрещено разрушать или осквернять места поклонения ваших противников. Кроме того, святой пророк Мухаммед (мир ему и благословение) запретил распространённую ранее практику нанесения увечий телам вражеских солдат и велел обращаться с их телами бережно и уважительно. Он также учил, что в военных действиях не должно быть обмана. Как уже было сказано, женщины, дети, старики и другие невинные гражданские лица никогда не должны становиться мишенью. Точно так же нельзя причинять вред священникам, раввинам или другим религиозным лидерам или мешать им выполнять их религиозные обязанности.
Святой Пророк Ислама (мир ему и благословение) также запрещал мусульманским своинам сеять страх и ужас среди мирного населения во время войн. Действительно, ко всем мирным жителям и гражданским лицам нужно было относиться по-доброму, и с ними нельзя было поступать несправедливо. Кроме того, он наставлял, что мусульманские армии не должны устраивать базы или лагеря в городах или районах, где они могли бы причинить беспокойство или дискомфорт обычным гражданам. Он говорил, что во время сражения солдаты не должны бить своих противников по лицу и причинять им как можно меньше вреда и страданий. Если военнопленных ловили, их нельзя было разлучать с родственниками, если те тоже были в плену. Кроме того, нужно было приложить все усилия, чтобы военнопленным было комфортно, и их комфорт и потребности должны были быть важнее, чем потребности захватчиков. Если мусульманин проявлял жестокость или грубость по отношению к военнопленному, он должен был немедленно освободить его, чтобы загладить свою вину.
Ещё одним наставлением святого пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) было то, что представителей или посланников других народов следует уважать, а любые ошибки или неуважительное отношение с их стороны следует игнорировать в интересах мира и согласия.
Таковы основные исламские правила ведения войны, и Святой Пророк (мир ему и благословение) сказал, что, если мусульманин нарушает эти принципы, это свидетельствует о том, что он сражается не за справедливость, а ради жестокости и личных интересов. Несомненно, каждая мусульманская нация и правительство должны соблюдать эти исламские учения. Если оставить в стороне религию, я также считаю, что если бы немусульманские страны приняли эти принципы, то даже если бы происходили войны, они не привели бы к формированию такой глубоко укоренившейся вражды, которая сохраняется из поколения в поколение. Таким образом, все страны, участвующие в военных действиях, будь то западные страны, те, кто питает вражду к исламскому миру, или мусульманские страны, должны признать, что мир может быть установлен только в том случае, если они будут руководствоваться этими принципами ведения войны и разрешения конфликтов. В противном случае мы окажемся на пороге катастрофической мировой войны, которая, несомненно, приведёт к таким огромным разрушениям и кровопролитию, которые мы даже не можем себе представить.
Выводы западных ученых
Как я уже говорил ранее, многие люди сейчас приходят к такому же выводу. Например, профессор Джеффри Сакс, весьма уважаемый экономист из Колумбийского университета, пишет: «Мир находится на грани ядерной катастрофы, в немалой степени из-за того, что западные политические лидеры не говорят прямо о причинах эскалации глобальных конфликтов». Он продолжает: «Непрекращающееся западное представление о том, что Запад благороден, а Россия и Китай — злодеи, примитивно и чрезвычайно опасно. Это попытка манипулировать общественным мнением, а не заниматься реальной и насущной дипломатией». Профессор Сакс продолжает: «Прежде всего, в это время крайней опасности европейские лидеры должны стремиться к истинному источнику европейской безопасности: не к гегемонии США, а к европейским механизмам безопасности, которые учитывают законные интересы безопасности всех европейских стран, безусловно, включая Украину, но также и Россию, которая продолжает сопротивляться расширению НАТО в Чёрном море. На данном этапе дипломатия, а не военная эскалация, является истинным путём к европейской и глобальной безопасности». [1]
Кроме того, много написано и сказано о продолжающейся войне между Израилем и ХАМАС и тяжёлой гуманитарной ситуации в Газе, которая ухудшается с каждым днём. Например, во время недавнего интервью сенатор США Берни Сандерс, который сам является евреем, решительно осудил действия израильского правительства. Он сказал: «То, что Нетаньяху и его правое правительство делают прямо сейчас с народом Палестины, с народом Газы, неописуемо и невыразимо. Я имею в виду, что мы смотрим на 25-26 тысяч человек, которые уже были убиты (это была цифра, когда он [был] опрошен, сейчас эта цифра вышла за рамки этого числа), две трети из которых – женщины и дети. 65 000 человек были ранены. Мы рассматриваем 70% жилых единиц в Газе, которые были повреждены или разрушены. Вы видите 1,8 миллиона человек, которых выгнали из их домов, и одному Богу известно, куда они направляются». Сенатор Сандерс продолжил: «Прямо сейчас, и я надеюсь, что все это слышат, вы видите, что сотни тысяч детей могут умереть от голода, и мы в Соединенных Штатах, оказывая финансовую поддержку Израилю, причастны к тому, что происходит, и будь я проклят, если дам правительству Нетаньяху еще хоть цент, чтобы оно продолжало эту войну против палестинского народа». [2]
На вопрос о том, возможно ли достичь урегулирования на Ближнем Востоке и каким образом, сенатор Сандерс ответил: «История этого региона ужасна. Она связана с Холокостом, с 6 миллионами евреев, с перемещением сотен тысяч палестинцев из их домов, но, в конце концов, палестинский народ имеет право на собственную родину. Поэтому мы говорим о решении на основе двух государств».
Помимо двух человек, которых я процитировал, многие другие комментаторы сейчас приходят к тому же выводу о критическом состоянии мира, о котором я давно предупреждал. Я не испытываю от этого удовлетворения; скорее, я всем сердцем надеюсь и молюсь о том, чтобы, пока не стало слишком поздно, мир пришёл в себя и положил конец жестоким действиям и войнам, происходящим в мире. Конечно, я считаю, что должно быть полное прекращение огня между Израилем и ХАМАС или Палестиной, а также в войне между Россией и Украиной. После этого вместо того, чтобы подстрекать своих союзников к дальнейшим военным действиям, все члены международного сообщества должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы активизировать усилия по оказанию помощи тем, кто отчаянно в ней нуждается, и сосредоточиться на достижении долгосрочного и мирного урегулирования. Если вместо этого мы будем бездействовать и позволим этим войнам продолжаться, погибнет ещё бесчисленное количество невинных людей, и, несомненно, история будет судить нас с презрением как виновников наших собственных разрушений и страданий.
Спасая наши будущие поколения
Итак, в заключение, если мы хотим, чтобы наши будущие поколения не страдали от последствий радиации, вызванной ядерной войной, если мы хотим спасти их от лишений и отчаяния, если мы хотим спасти себя от их проклятий и жалоб, если мы хотим спасти себя от их проклятий и жалоб, мы должны действовать безотлагательно и мудро. Политические лидеры и те, у кого есть доступ к политикам, должны смотреть в будущее и думать о том, что в интересах человечества, а не быть ослеплёнными эгоистичным желанием утвердить своё превосходство над другими. Мы все должны объединиться, отложив в сторону национальные, политические и другие корыстные интересы, ради общего блага человечества и для того, чтобы оставить после себя процветающий мир для будущих поколений. Сейчас как никогда важно, чтобы мы сосредоточили все свои силы и энергию на установлении истинного мира, чтобы мы могли жить в мире надежды и процветания, а не в мире, где царят неравенство, ненависть и кровопролитие.
С этими словами я искренне благодарю всех наших гостей за то, что они присоединились к нам этим вечером и выслушали то, что я хотел сказать. Я прошу прощения за то, что говорю так долго, но я счёл это необходимым, учитывая нестабильную ситуацию в мире. Спасибо вам, и я ещё раз выражаю вам всем свою искреннюю признательность. Большое вам спасибо.
ПРИМЕЧАНИЯ
https://www.jeffsachs.org/newspaper-articles/h29g9k7l7fymxp39yhzwxc5f72ancr
https://twitter.com/BernieSanders/status/1754921738880593967?lang=en
Источник Review of Religions