Что на самом деле означает разрушить мечеть?
Фраза «наши комнаты — отражение нашего разума» часто используется мастерами фэн-шуй и минимализма в благородной попытке заставить нас переосмыслить окружающую среду, в которой мы живём. Нельзя отрицать, что наше окружение влияет на наше психическое состояние и способность функционировать. Если говорить начистоту: беспорядок в комнате — беспорядок в голове, и хотя я уверена, что никто из нас не прочь лениво пнуть что-нибудь под кровать или притвориться, что не замечает стопки одежды, через которые мы перепрыгиваем, чтобы пройти по комнате, так или иначе мы все стремимся создать пространство, в котором нам будет комфортно.
В сфере духовности мечети превращаются из материальных сооружений из кирпича и штукатурки в центры религиозности, где верующие могут сосредоточиться на поклонении. Таким образом, наши мечети становятся физическими проявлениями сущности духовного роста, которого мы надеемся достичь с помощью наших молитв.
Красота исламской архитектуры была запечатлена нетерпеливыми пользователями Instagram по всему миру. Туристы изощрялись в поисках идеальной фотографии, на которой мечеть сияет на фоне солнечного света или купается в лучах звёзд. Однако красота архитектуры — не единственное достоинство мечети.
В мечети используется множество архитектурных приёмов, которые неустанно способствуют проявлению максимальной религиозной преданности и внимания к более масштабной задаче (не идеальной фотографии для Instagram), а именно к молитвам.
Темы в исламской архитектуре
1. Таухид
Единство Аллаха (таухид) является основополагающим принципом исламской архитектуры. Все аспекты стилистического выбора подчинены единой цели — продемонстрировать вездесущую силу и благоговение перед Аллахом во всей мечети. Купол, геометрические узоры и использование симметрии — всё это средства, с помощью которых Бог занимает центральное место в сознании верующего и фокусирует наше внимание на молитве.
В отличие от других видов искусства, которые способствуют повествованию с помощью личного творчества художника, воплощающего в жизнь истории, искусство в мечетях призвано прославлять бесконечную и безграничную природу Бога. Это можно заметить по заметному отсутствию изобразительного искусства в мечетях, поскольку в любом месте, где совершается исламское богослужение, не будет изображений живых существ. Вместо этого используются геометрические формы и арабески, которые не отвлекают верующих, позволяя им сосредоточиться на богослужении.
Часть основной арабской надписи в альфизе вокруг михраба, выполненной золотыми куфическими буквами. Она содержит отрывки из Корана и основной текст, восхваляющий аль-Хакама II.
Арабская надпись в соборной мечети Кордовы | Wiki Commons
2. Отстраненность
Равновесие между дином (религией) и дунья (миром/материальным) является неотъемлемой частью личной религиозности каждого верующего. Войдя в мечеть, мы сознательно готовимся к молитве/проповеди, в которой собираемся участвовать, как физически (омовение, снятие обуви, приглушение голоса, скромная одежда), так и мысленно (подготовка к молитве, сосредоточение на богослужении и т. д.).
Арабская каллиграфия со стихами из Корана, которая встречается в разных частях мечетей, является постоянным напоминанием о словах Всемогущего Аллаха. Такие фразы, как «Ля галиба илляллах» («Нет победителя, кроме Аллаха»), выгравированные на стенах мечети Альгамбра в Гранаде, Испания, прославляют Всемогущество Аллаха в каждом уголке мечети.
Мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле — уникальный образец исламской архитектуры, в котором используется 20 000 вручную расписанных голубых изникских изразцов, притягивающих взгляд верующих к небесам и укрепляющих духовную связь между земным и божественным.
Уникальное использование света и цвета в арках и колоннах, как, например, в Большой мечети Кордовы в Испании, создаёт инновационную иллюзию большого пространства и усиливает ощущение безмятежности в мечети. Отсутствие ярких цветов и изображений — это инструменты, которые помогают отвлечься от материальных и мирских вещей и позволяют мечети стать местом смирения, способствующим внутреннему духовному равновесию.
3. Равенство
Мечеть — это пространство, которое преодолевает иерархические границы, связанные с расой, классом или социальным положением, и вместо этого объединяет всех верующих. Когда люди молятся бок о бок, чувство братства и товарищества ощутимо и служит примером равенства в исламе.
Архитектурная особенность, которая способствует этому, — ориентация мечети по направлению к Каабе (Кибле), что означает, что каждый мусульманин един в своих молитвах, поскольку молится в направлении одного и того же священного места. В мечетях нет «специальных» или «отдельных» мест, поскольку все верующие следуют одной и той же последовательности молитв под руководством одного имама.
Искусство как форма преданности Всевышнему
Искусство и религия тесно связаны друг с другом, и их отношения породили величайших покровителей искусства. Их шедевры — это известные мотивы, которые повсеместно встречаются в культурном воображении и почитаются тысячами людей. От «Руки Бога» Микеланджело до «Тайной вечери» Да Винчи — религиозные образы разбросаны по всему миру искусства и проистекают из основного стремления к благочестию.
Несмотря на стилистические различия между архитектурой мечетей и церквей, о которых мы говорили ранее, очевидно, что эти два учреждения объединяют усилия по созданию пространства, в котором может процветать религия.
Отходя от статичных представлений о благочестии, которые сосредоточены только на религиозных текстах и изученной религии, важно отметить, что даже пространство, в котором мы поклоняемся, имеет своё предназначение. Каждое тщательно продуманное решение, от конструкции минаретов до цвета стен, — это кульминация выбора, который передаёт ощущение молитвы.
Неудивительно, что по прибытии мы чувствуем спокойствие и умиротворение, когда готовимся к молитве физически, совершая омовение и соблюдая этикет мечети, и готовы посвятить себя молитве. Безмятежная тишина и чистота мечети способствуют духовному подъёму во время молитвы. Все эти особенности являются подсознательным свидетельством изобретательности архитекторов мечетей и проливают свет на один из аспектов красоты исламской религии и того, как она проникает в различные сферы нашей жизни.
В следующий раз, когда вы войдёте в мечеть, обратите внимание на эти особенности и оцените, как они помогают вам во время молитвы. В наших домах мы должны стараться подражать этому, создавая чистые и спокойные места для поклонения, поэтому, если вы ищете повод заставить кого-то из домочадцев прибраться, вы его нашли: намаз.
Разрушение физической сакральности
Узнав, насколько величественна мечеть и как сама её архитектура способствует нашей связи с Аллахом, мы можем понять, насколько жестоким является её разрушение.
В своей пятничной проповеди 17 января 2024 года Хазрат Халиф Мирза Масрур Ахмад говорил о разрушении мечети Ахмади в Даске, Пакистан, которая, вероятно, была построена Хазратом сэром Зафруллой Ханомра, борцом за мир и справедливость. Когда местная администрация и сотрудники полиции организовали 4-часовой снос, их бульдозеры разрушали не просто кирпичи и цемент, а священное место. Это здание было не только культурным наследием субконтинента, существовавшего до раздела, но и, как и любая другая мечеть по всему миру, было построено во славу Аллаха, для поклонения и выражения благодарности.
Разрушать такие безмятежные сооружения — это гротескный акт злобы, и ещё более отвратительно делать это, утверждая, что вы действуете во имя Аллаха. К счастью, к большому разочарованию злобных преследователей, которые находятся на пике своего высокомерия, наша божественная духовность и любовь к Аллаху никогда не будут снесены бульдозерами и всегда останутся нетронутыми.
Для многих из нас, живущих в других частях света, такие случаи должны напоминать о том, какой честью и привилегией является возможность посещать наши местные мечети, не опасаясь преследований, и возносить хвалу Аллаху. Это то, что мы должны ценить и беречь, восхищаясь творением Аллаха и входя в центр спокойствия и благочестия.
Неудивительно, что, как сообщается, Святой Пророк сказал:
«Самые дорогие Аллаху части земли — это мечети […]» (Сахих Муслим, хадис 671)
Автор Кашифа Мехак Идрис, бакалавр религиоведения и политологии, Великобритания
Иллюстрация: мечеть ахмадийя в Фульде (Германия)