Необязательно ждать нападения внешнего врага, чтобы расколоть душу нации. Иногда именно санкционированная ненависть внутри страны делает своё дело лучше всего — тихо, основательно, с пугающим чувством праведности.
В Пакистане у этого раскола есть название: преследование ахмади.
То, что началось как политический компромисс в 1974 году, когда была принята Вторая поправка, объявившая ахмади немусульманами, переросло в полномасштабный апартеид, поддерживаемый государством. Согласно Постановлению XX (1984), ахмади не только запрещено называть себя мусульманами, но и преследуются по закону за такие простые действия, как приветствие «Ассаламу алейкум» или коллективная молитва. Закон лишает их не только религиозной свободы, но и гражданского достоинства, фактически превращая их в граждан второго сорта в стране, где они родились.
Это не просто социальная изоляция; это институционализированное стирание.
Ахмади, которых когда-то называли национальным достоянием, таких как сэр Зафрулла Ханра, первый министр иностранных дел Пакистана, или нобелевский лауреат доктор Абдус Салам, теперь систематически вытесняются из общественной жизни.
Их мечети разрушают, их могилы оскверняют, их личности криминализируют, а их богослужения жестоко прерывают.
Цена этой системной ненависти измеряется кровью.
16 мая 2025 года в Саргодхе, провинция Пенджаб, Пакистан, был застрелен доктор Шейх Махмуд Ахмад, уважаемый гастроэнтеролог, получивший образование в Великобритании. Ему было 58 лет, он был отцом, сыном и патриотом. Несмотря на угрозы и увольнение с медицинского поста из-за его веры, он остался. Он лечил. Он служил. Пока ненависть не заставила его замолчать.
Национальная комиссия по правам человека (НКПЧ) осудила убийство, заявив:
«Ахмадийцы — граждане Пакистана. Их бессмысленные убийства, жестокое обращение и преследования должны прекратиться. Самосуд и насилие толпы должны быть пресечены решительными и быстрыми мерами».
24 апреля Мухаммад Асиф, 19-летний студент из Касура, был убит в результате целенаправленного нападения в деревне Бхулаир. Он был единственным сыном своих родителей и братом двух сестёр. Его единственным «преступлением» было то, что он был ахмади. В результате нападения также пострадал ещё один ахмади. Местная община давно сообщала об угрозах, но ничего не предпринималось.
Несколькими днями ранее в Карачи линчевали Лаика Чиму, 47-летнего отца семерых детей. Его забили до смерти кирпичами и палками возле мечети Ахмади, в то время как обезумевшая толпа выкрикивала антиахмадийские лозунги. Верующие собрались на пятничную молитву. Убийство было совершено средь бела дня, на фоне мечети, а государство оставалось безучастным.
Национальный совет по правам человека назвал этот инцидент «грубым нарушением основных прав и свободы вероисповедания», заявив: «Насилию, основанному на ненависти, нет места в цивилизованном обществе. Правосудие должно восторжествовать». Далее в заявлении говорится: «Это убийство — ещё один трагический эпизод в продолжающейся кампании ненависти, преследований и насилия в отношении мусульманской общины Ахмадийя по всему Пакистану, совершаемой якобы во имя Бога».
Но справедливость по-прежнему недосягаема. Даже совершение намаза теперь опасно для мусульман-ахмади.
В марте 2025 года доктор Тахир Махмуд, 72-летний врач-гомеопат и президент местного отделения Ахмадийской общины в колонии Хокрапар в Малире, был арестован за то, что проводил пятничные молитвы. Он был заключён в тюрьму в соответствии с антиахмадийскими законами Пакистана. Он был болен, ему не давали лекарств, и он умер в заключении в мае. Его смерть была не просто трагической, это была преднамеренная халатность, прикрытая юридическим предлогом.
Доклад Amnesty International, опубликованный 11 марта 2025 года, осудил более масштабные репрессии:
«Беспокоит тот факт, что произвольные аресты, преследования и насилие в отношении общины Ахмадийя нарушают их право на свободу вероисповедания. Только за последние две недели в Пакистане были незаконно арестованы более 60 ахмадийцев, включая детей».
Днём позже Международный комитет по правам человека (МКПЧ) предупредил:
«В Пакистане развернулось систематическое преследование мусульман-ахмади. С начала 2025 года преследования мусульман-ахмадийцев в Пакистане усилились […] Власти Пакистана — под давлением экстремистской группировки «Техрик-и-Лаббайк Пакистан» (TLP) — в этом году участвовали в разрушении шести мечетей ахмадийцев по всему Пенджабу».
Это не случайные события; они являются естественным следствием многолетней демонизации и узаконенной дискриминации. От кафедр до политических митингов — ахмади постоянно подвергаются нападкам. И молчание государства — это соучастие.
И всё же мусульманская община Ахмадийя ответила не насилием, а служением. Она строит школы. Она управляет больницами. Она даёт образование. Она молится. Она упорна.
Но сколько ещё врачей должно быть убито? Сколько ещё отцов должно быть линчевано? Сколько подростков должно быть похоронено, прежде чем Пакистан признает, что это не просто религиозная нетерпимость, а медленное уничтожение целого сообщества?
Пакистан сегодня стоит на краю морального обрыва. Выбор стоит не между ахмади и другими. Выбор стоит между справедливостью и соучастием, между будущим, основанным на плюрализме, и настоящим, погрязшим в преследованиях.
Если мы хотим сохранить душу этой республики, мы должны начать с признания того, кем мы стали. Настало время — давно пора — очистить душу этой нации. Не только для ахмади, но и для самого Пакистана.
Мона Фарук, США