Главная Ислам и Современность Заметки Исмаила: Вспомним о шариате!

Заметки Исмаила: Вспомним о шариате!

через Времея и Мир
0 комментарий 42

 

Как известно, в изданиях переводов смыслов Корана движения «Ахмадийя» внутри сур существуют разделения на части по 5-7 аятов для удобства изучения. Иногда в одной части собраны аяты имеющие очень локальный и не очень широкий смысл, но чаще те, которые подводят к поистине глобальным выводам. Так, как было на последнем кораническом уроке российской общины ахмадийята, где изучались аяты 93-97 суры ан-Ниса. Вот какие общие и значимые выводы были сделаны при их изучении. Вот какие общие и значимые выводы были сделаны при их изучении.

« И не подобает верующему убивать верующего, разве что по ошибке. А тот, кто убъет верующего по ошибке, то на нем- освобождение верующего раба, и выкуп, вручаемый семье убитого, разве что они обратят его в милостыню (простят). А если он (убитый)- из народа враждебного вам, и он-верующий, то освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то –выкуп, вручаемый семье его, и освобождение верующего раба. А кто не имеет возможности, то пост в течение двух месяцев подряд, как покаяние – (это обязанность от Аллаха Всевышнего…»     ( Коран 4:93).

Прочтение этой суры стимулирует читающего еще раз вспомнить о таком явлении как шариат и пранализировать его.

Под этим термином большинство мусульман и немусульман понимают мусульманское право, некие своды законов, основанные на Коране и Сунне Благословенного Пророка. Это верно, но лишь частично. Понятие «исламское право» значительно шире, его нормы формируются и из многих других источников, помимо Корана и Сунны ( подробнее об этом в планируемом на Портале цикле статей на основе исследований и разработок аналитического центра «Время и мир»). Здесь хотелось бы только  отметить, что термин «шариат», происходит от арабского слова «аш-шариа» в изначально буквальном переводе означает – путь [ведущий к воде], а в переносном смысле, учитывая многозначность арабских слов, может быть переведено как «путь (метод) достижения какой-либо цели». И поскольку исламское право- это право, по природе своей религиозное, то метод формулирования норм этого права должен опираться на Священные Писание и Предание этой религии. То есть вполне право мерным будет определение, что шариат – это Коран и Сунна Пророка в качестве источника не только Божественного Откровения, но также права и законов.

Среди аятов Корана мы найдем достаточное количество  таких, где целиком сформулированы дееспособные нормы права, не требующие привлечения ккаких-либо еще источников ( Сунны, мнения богословов, фетвы и т.п.). Аят 4:93 – один из таких. Здесь есть все три составляющие олноценной правовой нормы- «гипотеза» (что под нее одпадеат, в нашем случае – непреднамеренное убийство мусульманина мусульманином, о  преднамеренном убийстве говорит последующий, короткий аят 4:94, однозначно определяющий его ка смертельный грех, ведущий в ад), «диспозиция» – убийство имело случайный и непреднамеренный характер и «санкция» – четко сформулированное наказание за конкретное правонарушение, причем «санкция» сформулирована очень подробно.

Нужно сказать, что стержень обучения в юридических учебных заведениях ( одно из которых в свое время окончил и автор этих строк) составляет изучение законов и комментариев к ним, а также решение на семинарах практических казусов задач по применению норм.

На  занятии была предложена такая задача по применению нормы, содержащейся в аяте 4:93. Представим, что мы находимся в Священной Мекке, городе где живут и могут находиться ( в силу запрета со стороны саудовских монархов) только мусульмане. Представим, что некто, превысив cкорость на  автомобиле сбил на пешеходном переходе в Мекке человека насмерть. Вопрос подпадает ли этот случай под убийство мусульманина, и если да то, под какое- предумышленное или непредумышленное.

Ответ на этот вопрос на занятии так и не был дан, только один участник дискуссии заметил, что запрет на посещение святынь ислама немусульманами противоречит исламской традиции. Он прав: такого запрета во времена Пророка и позднее не существовало. Более того, из истории мы знаем, что Мухаммада в Медине посетила делегация христиан Наджрана ( южного региона Аравийского полуострова) и им настало время для молитвы, то Благословенный Пророк предложил им использовать для молитвы свою мечеть, первое в истории мусульманское место поклонения. Основывается запрет на достаточно вольной трактовке одного из аятов Корана, гласящего , что не могут кяфиры-многобожники не могут появляться в Священной мечети «аль-Харам» ( Запретной) в Мекке. Более того, в последние годы, даже среди мусульман раздавались голоса открыть Мекку для немусульман, поскольку это только будет способствовать развитию «дауа» ( призыву к обращению в Ислам).

Однако мы рассматриваем конкретный случай не с точки зрения истории исламской религиозной традиции, а именно с точки зрения права. А исламское право, как право таких, например государств как Великобритания или США является прецедентным, то есть основывающимся не только на общих правовых нормах, но также на конкретных аналогичных случаях и вынесенных по ним конкретных решениях. Нормы прецедентного права формируются на общих основаниях ( в случае исламского права-на Коране и Сунне), однако обязательно включают в себя более конкретные положения сформулированные за всю историю правоприменения, а также текущее законодательство, действующее в рамках конкретной мусульманской стране на данный момент.

И в этом случае ответ на  нашу задачу будет таков- мекканский горе-водитель виноват в умышленном убийстве мусульманина и соответственно подпадает по положение, изложенное в аяте 3:94. Дело в том, что составляющая  основу любого правонарушения вина выступает в двух формах- преступный умысел и преступная неосторожность. В нашем случае действует второй фактор. Наш гипотетический горе-водитель (если он, конечно, не находился в состоянии помутнения сознания), что а) В Мекке нет немусульман б) Правила дорожного движения в городе регулируют скорость передвижения ( в том числе и для того, чтобы избежать наезда на пешехода), но он, зная это, все равно ее сознательно превысил. Таким образом перед нами –преступная неосторожность, граничащая с преступным умыслом, а, значит, перед нами практически сформулирована вина во все-таки умышленном убийстве одним мусульманином другого мусульманина и это подпадает под 94-ый аят. Если же скорость была в пределах правил, а пешеход сам неожиданно выскочил на проезжую часть и, возможно, в неположенном месте, то тогда это конечно вопрос, ответ на который содержится именно в содержании 93-го аята суры ан-Ниса.

Почему мы обо всем этом пишем? Для того, чтобы подчеркнуть значимость изучения ислама не только как богословия, философии и исторически сложившейся молитвенной традиции, но и как  системы права, охватывающая все стороны человеческого бытия. В этом смысле ислам- уникальная  религия. В других монотеистических исповеданиях, иудаизме и христианстве, правовые системы ( соответственно «Галаха» и каноническое право») регулируют только богослужебную сферу, деятельность священнослужителей,  и в определенной степени брачно-семейные отношения. Исламское право как прямо так и опосредовано, на основе законов конкретных стран, сформулированных на основании принципов шариата, регулирует все сферы человеческого бытия.

И не это ли доказательство того, что Ислам- не только поклонение Богу, но  и весь образ жизни и деятельности человека и человечества. То есть это самая полная, а значит и самая истинная религия?

Исмаил аль-Ляхистани, шакирд,

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать