Главная Ислам и Современность «Что нам, мусульманам, нужно, так это критическая оценка исламского права» (Интервью с алжирским ученым Саидом Джабельхиром)

«Что нам, мусульманам, нужно, так это критическая оценка исламского права» (Интервью с алжирским ученым Саидом Джабельхиром)

через Времея и Мир
0 комментарий 37

 

Алжирский ученый Саид Джабельхир отвергает обвинение в «оскорблении ислама». В интервью Исмаилу Ассаму он утверждает, что его намеренно неправильно истолковали. В то же время он подчеркивает, что говорил об исламе в “исторической” манере, призывая его отойти от эпохи фетв и критически взглянуть на мусульманское религиозное наследие

Суд приговорил вас к трем годам лишения свободы. Каковы детали этого решения?

Саид Джабельхир: Я не могу говорить об этом с юридической точки зрения. Достаточно сказать, что я был очень удивлен тем, что решение было таким суровым. Вердикт может быть здравым, но по логике он не должен быть связан с тюремным заключением. Решение было вынесено, но приговор все еще не в силе , поэтому я свободен и готовлю свою защиту к апелляции.

Вы высказали много противоречивых мнений, в том числе о том, что паломничество в хадж является языческим обрядом, а пост во время Рамадана-делом личного выбора. Это то, что истцы по Вашему описывают как издевательство над религией. Что Вы об этом думаете?

Джабелхир: Истцы и их адвокаты искажают мои слова. Они не ограничиваются исключительно тем, что я говорю, а скорее отваживаются рассуждать о намерениях, говоря, что я имею в виду под тем или иным. Что касается хаджа, то я говорил об этом с исторической точки зрения. Я сказал, что это был древний обряд, существовавший до ислама. Аналогичным образом, ряд ритуалов, таких как саи между аль-Сафа и аль-Марва, впервые практиковались в языческом контексте. Этот момент упоминается в Сурат аль-Бакара (Корова), аят 158, и в Сурат аль-Хадж (Паломничество), аят 67, как обсуждается в тафсире или комментариях к Корану.

Я просто передал то, что уже было там. Таким образом, в случае аль-Сафы и аль-Марвы ранним мусульманам было неловко выполнять этот обряд, и они сказали Пророку, что практиковали его до ислама. И опять же, до переселения пророка Мухаммеда (или хиджры) он сам молился в Каабе, хотя там все еще хранились языческие идолы, которые не были удалены до Завоевания Мекки (в 629 году н. э.).

Что касается поста, то в телепрограмме меня спросили о молодых мужчинах, которых охрана дразнит за несоблюдение поста, и я ответил, что пост в исламе начался на добровольной основе. Это подчеркивается широко распространенной интерпретацией стиха 184 суры аль-Бакара. Во всех тафсирах есть полное согласие с тем, что сподвижники пророка Мухаммеда постились добровольно. Если бы кто-то не хотел поститься без предлога, одобренного шариатом (исламским законом), ему пришлось бы заплатить фидью (религиозное пожертвование, выплачиваемое вместо поста).

Это связано с фетвой, которую вы издали?

Джабельхир: Конечно, нет. Я не имею права издавать фетву. Только те, кто занимает официальное положение, могут это сделать. Люди истолковали мои слова так, как будто они составляли фетву. Тем не менее, если мы возьмем пример поста, я выдвинул исторический взгляд на этот принцип. Для начала, я не верю ни в фетву, ни в юридические аргументы в ее пользу. Более того, я говорю как ученый, специализирующийся на шариате, которым истец и его сторонники, кстати, не являются.

 

 

Почему вы отвергаете логику фетвы?

Джабельхир: Потому что это налагает на людей религиозную опеку. Мы должны искать в другом месте специалиста в этой области, который предоставит нам информацию и анализ, в то время как мусульмане могут сами думать о том, что для них правильно. Есть и другие мнения, что единственный, кто имеет право издавать фетву, – это Аллах Всевышний.

Но даже в самых прогрессивных мусульманских странах есть официальные советы по фетвам, и это то, что многие защищают, чтобы избежать хаоса. Разве это не так?

Джабельхир: Да, но фетвы, как правило, традиционны. По моему глубокому убеждению как ученого, эпоха фетвы закончилась. Нам нужно обучить исследователей предоставлять мусульманам информацию и анализ, чтобы они могли выбирать. Аналогичным образом, эти исследователи должны предоставлять информацию в полном объеме, а не пытаться ее скрыть. Некоторые ученые были расстроены, когда я рассказал об исторических предпосылках поста. Идея сокрытия информации больше не работает, потому что источники можно найти в Интернете.

Среди других мнений, которые вызвали споры, было то, что вы призывали к исполнению музыки в мечетях?

Джабельхир: Все, что я сказал, это то, что “Я хотел бы, чтобы мечети вышли из своей традиционной формулы”. Знаете ли вы, что в некоторых мечетях в регионе Кабилие во время молитвы проводятся театральные представления и кинопоказы? Мечеть также может быть культурным центром искусств.

Но есть и другие, которые говорят, что это запрещено с религиозной точки зрения в исламе.

Джабельхир: Существуют различные мнения о музыке. Есть юристы, которые допускают это, такие как Ибн Хазм, который отвергает все хадисы, запрещающие музыку. Имам аль-Газали придерживается той же точки зрения. Лично я не думаю, что музыка запрещена. И пока это халяль, почему бы не устраивать музыкальные представления в мечетях?

 

Вы говорите, что те, кто нападает на вас, являются ваххабитами-салафитами, которые идут по религиозному пути, чуждому религиозной культуре Алжира.

Джабельхир: Правильно. Мы должны признать, что ваххабизм-это импорт, который пришел в Алжир еще в 1920-х годах, о чем говорят зафиксированные факты.

Итак, какова же преобладающая религиозная культура в Алжире?

Джабельхир: Ваххабизм доминирует в средствах массовой информации, и большинство влиятельных телеканалов и веб-сайтов имеют ваххабистскую ориентацию. Большинство алжирцев консервативны, но они не ваххабиты, однако подвержены сильному ваххабитскому влиянию из-за этих каналов.

Иск против вас был подан гражданской стороной, а не прокуратурой. Может ли это создать прецедент, позволяющий гражданам обращаться к религиоведам?

Джабельхир: Этот случай, в частности, скорее всего, откроет шлюзы. Любой, кто не одобряет то, что говорит эксперт, пойдет и подаст на него жалобу. Таким образом, правосудие превратится в пространство для дискуссий, а не для служения людям и разрешения их юридических споров. Интеллектуальные дебаты предназначены для средств массовой информации, университетов и культурных центров, а не для судов.

 

Существует ли опасность усиления сторонников жесткой линии после движения Хирака в Алжире, особенно с учетом того, что в тех странах, где произошли революции, также появились радикальные салафитские тенденции, как мы видели в Тунисе в первые годы после революции?

Джабельхир: Да, лично я так думаю, как ученый и как гражданин. Однако эти экстремистские тенденции еще глубже укоренились в эпоху Абдельазиза Бутефлики. Если быть точным, то это явление началось во времена Шадли Бенджедида. Он привел “Братьев-мусульман” из Машрика (востока арабской ойкумены) и призвал их занять кафедры и проникнуть в университеты с начала 1980-х годов, но это влияние глубоко укоренилось в эпоху Бутефлики.

Вы очень критически относитесь к книгам по фикху (исламской юриспруденции), особенно к сахиху аль-Бухари и Сахиху Муслиму. Вы утверждаете, что существуют нелогичные хадисы, хотя эти книги имеют большое значение в исламском религиозном контексте. Почему это так?

Джабельхир: Нам нужно просеять и прочитать заново старые тексты, традиционные религиозные писания и обычные авторитеты, будь то в юриспруденции, толковании Корана или других подобных предметах. Эти книги содержат множество произведений, которые больше не являются приемлемыми и которые полностью противоречат разуму, интеллекту и науке, а также языку сегодняшнего дня и человеческим и цивилизационным ценностям, которые объединяют мир и человечество.

Мусульмане не смогут жить в мире и сосуществовать с немусульманским миром, если они будут продолжать слепо придерживаться этих старых представлений. “Сахих аль-Бухари”, например, содержит хадисы, которые полностью противоречат логике как мусульман, так и немусульман. Есть вещи, которые необходимо пересмотреть и перечитать, чтобы они соответствовали нашему времени и не ставили нас в конфликт с другими обществами.

Интервью, проведено Исмаилом Аззамом

Qantara.de

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать