Главная Ислам и Современность «Деизм» и вытекающий из него монотеизм – наилучшая основа для межрелигиозного мира и сотрудничества.

«Деизм» и вытекающий из него монотеизм – наилучшая основа для межрелигиозного мира и сотрудничества.

через Времея и Мир
14

 

Иудеи и христиане ведут свою духовную родословную от Исаака, младшим сыном Авраама, в то время как мусульмане, признавая пророчество Исаака, имеют большую связь с Исмаилом, поскольку многие из первых арабских мусульман в Мекке были его прямыми потомками. Но мало кто из нас полностью осознает фундаментальную основу  религиозного понимания, которой я собираюсь поделиться ниже.

Каждый раз, когда мы, мусульмане, встаем на молитву, (а мы должны молиться пять раз в день), то

произносим стих священного Корана в качестве намерения для нашей молитвы или намаза. Знаете ли вы, какой это стих, и если вы мусульманин, знаете ли вы, из какой суры он взят?

Аят: إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا ۖ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ  «Воистину я обратил лицо свое, будучи ханифом (всегда обращающимся) к Тому, кто создал небеса и землю, и я – не из многобожников». (Коран 6:79/80)

Этот стих говорит не о пророке Мухаммеде, да пребудет с ним мир, или Измаиле, а о Патриархе -праотце Аврааме- Ибрагиме и является неотъемлемой частью духовной жизни каждого мусульманина.

Вся история и контекст этого стиха таковы:

Так случилось, что, когда Авраам был окутан ночной тьмой, он увидел звезду, после чего воскликнул: «Неужели это мой Господь?» и когда он сел, он пробормотал: мне не нравятся те, которые сели. Затем, когда он увидел восходящую луну, он сказал: может ли это быть мой Господь? и когда оно село, он сказал: «Если бы мой Господь не наставил меня на прямой путь, я, несомненно, был бы одним из заблудших». Наконец, когда он увидел восход солнца, он сказал: Может ли это быть мой Господь, без сомнения, это самый большой? Но когда и это произошло, он сказал своему народу: «Воистину, я не имею ничего общего с тем, что вы связываете с Аллахом; Я целеустремленно посвятил все свое внимание Тому, Кто сотворил небеса и землю, и я не из тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей». (Коран 6:76-79/77-80)

В священном Коране часто говорится об Аврааме и Моисее и других еврейских пророках, включая Иисуса, да пребудет мир со всеми ними. В этом смысле ислам не является новой религией, скорее продолжением того, во что верил или что делал Авраам примерно за 1800 лет до Иисуса.

Если мои статьи вам скучны, возможно, вам нужно прочитать их больше, как предложил Джон Кейдж, американский композитор: “Если что-то скучно через две минуты, попробуйте это в течение четырех. Если все еще скучно, то восемь. Потом шестнадцать. Потом тридцать два. В конце концов человек обнаруживает, что это совсем не скучно”.

Моя главная мысль в этой статье заключается в том, что межрелигиозная терпимость к евреям, христианам и мусульманам в личности патриарха Авраама, которого в священном Коране называют Ханифом.  Иранский богослов Сейед Хоссейн Наср и его коллеги описывают значение слова “Ханиф” в своем комментарии, говоря о стихе 98:5:

«Ханиф’ (пл. хунафа’) происходит от глагола ханифа, означающего ‘склоняться”. Оно используется в Коране для обозначения того, кто склоняется от идолопоклонства к вере в Единство Бога (таухид). Таким образом, Авраам описывается как Ханиф в нескольких стихах (2:135; 3:67, 95; 4:125; 6:79, 161; 16:120, 123). И в 10:105 Пророку предписано: “Обрати свое лицо к религии, как ханиф”, и не будь среди идолопоклонников; см. также 22:31; 30:30. Значение слова “Ханиф” см. в 2:135с».

Вместо того, чтобы зацикливаться на мелких деталях и несущественных проблемах в каждой традиции, евреи, христиане и мусульмане преуспеют, постоянно сосредоточив внимание на том, как деизм ведет к монотеизму в их соответствующих традициях.

Если наша религиозная основа или фундамент проистекают из источника деизма, веры в существование высшего существа, в частности Творца, как это было верно для многих отцов-основателей США, а не откровения отдельных пророков, это приведет евреев, христиан и мусульман, в дискуссии с агностиками и атеистами, к установлению монотеизма и удалению от менее значимых проблем, которые отдаляют детей Авраама друг от друга.

Эта идея вовсе не должна быть чуждой мусульманам, поскольку в Коране есть множество аятов, которые предполагают деизм в качестве основы Личного Бога авраамических религий или монотеизма. Не только основа монотеизма, священный Коран часто использует первое творение в качестве доказательства второго творения или Загробной жизни, второго по важности  положения в исповедании авраамических религий. Первое подробно обсуждается в комментарии суры Аль-Фатиха, в новом комментарии Корана, а второе-в комментарии суры «Аль-Вакия».

Это делается не для того, чтобы отрицать различия, существующие между иудаизмом, христианством и исламом, а для того, чтобы переключить внимание на то, что является общим и фундаментальным. Если авраамические верования не касаются Создателя этой вселенной, который также является Господом Милосердия и хочет иметь отношения с людьми и стать Личным Богом, тогда я не знаю, о чем они свидетельствуют..

Я заканчиваю еще одним стихом священного Корана:

Скажи : «О люди Писания! придите к слову, равнозначному для вас и нас, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не будем придавать Ему в сотоварищи, и что один из нас не будет принимать других за богов, помимо Аллаха», — ” (Коран 3: 64/65).

Автор- д-р медицины Зия Шах, главный редактор портала The Muslim Times.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать