Главная Ислам и Современность Рождество  пришло…в Саудовскую Аравию . Шариартское королевство переходит в межрелигиозном соперничестве на «мягкую силу»- Анализ

Рождество  пришло…в Саудовскую Аравию . Шариартское королевство переходит в межрелигиозном соперничестве на «мягкую силу»- Анализ

через Времея и Мир
0 комментарий 31

 

 

Долгое время запрещенное Рождество наконец-то, по крайней мере молчаливо, прибыло в Саудовскую Аравию на условиях своеобразного молчаливого соглашения; просто не используйте это название в маркетинге и не хвастайтесь своей елкой.

Кофейни, где подают напитки в красных стаканчиках со снежинками, – это нормально. Как и продажа батончиков мыла под названием «Сейчас сезон и «Ванильный  рождественский боб».

Рождественские елки, которые продаются по цене до 3000 долларов США за штуку, немного сложнее. Религиозная полиция больше не преследует владельцев магазинов за продажу товаров, связанных с немусульманским праздником. Но владельцы магазинов по-прежнему неуверенно относятся к деревьям и иногда все еще хранят их в подсобке. Религиозные отсылки и колядки  покаостаются за гранью дозволенного.

Ослабление правил игры в стране, которая по-прежнему запрещает публичное богослужение немусульман и строительство немусульманских молитвенных домов, является частью усилий по обеспечению того, чтобы королевство не отставало в конкуренции с Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром, чтобы позиционировать себя как просвещенную, современную страну, которая может привлекать иностранные инвестиции и конкурировать за иностранные таланты и туристов.

Ослабление также является частью усилий по позиционированию королевства как маяка мусульманской умеренности в конкуренции с ОАЭ, Катаром и Индонезией.

В то время как Индонезия, крупнейшая в мире страна с мусульманским большинством и демократией, борется с ползучим консерватизмом, а Катар стремится гарантировать футбольным болельщикам, что он будет приветствовать разнообразие любого рода во время чемпионата мира в следующем году, ОАЭ стремительно продвигаются вперед.

В прошлом году в ОАЭ, где публичные упоминания о Рождестве и колядках не являются проблемой, а рядом с мечетями существуют немусульманские молитвенные дома, были приняты далеко идущие правовые реформы, которые легализовали алкоголь и сожительство без брака, а на этой неделе прекратилась цензура на выпуски фильмов. Предостережение, как и везде в большинстве стран мусульманского мира, заключается в том, что реформы основаны на светском, а не на исламском праве и юриспруденции.

Нахдлатул Улама, крупнейшая в мире мусульманская организация гражданского общества, которая находится в авангарде индонезийской умеренности, начала процесс реформы мусульманской юриспруденции, но до сих пор избегала острых вопросов, которые занимают первое место в повестке дня ее ближневосточных конкурентов.

Ослабление норм Саудовской Аравии также служит отличием королевства от других конкурентов за религиозную мягкую силу и лидерство в мусульманском мире, таких как Турция и Иран, которыми управляют исламисты, которые либо вдохновляются, либо более строго применяют консервативные толкования исламского права. Дальнейшее ослабление направлено на поддержку экономических реформ и усилий по диверсификации экономики и созданию рабочих мест.

Безусловно, Саудовская Аравия уже несколько лет сигнализирует о том, что она движется по пути большей религиозной терпимости и социальной либерализации. Встречи между саудовскими лидерами и евангельскими и еврейскими лидерами и поддержка межконфессионального диалога послужили этой цели.

Наследный принц Мухаммед бен Салман превратил Всемирную мусульманскую лигу, некогда главную движущую силу глобальной пропаганды ваххабизма, ультраконсервативной интерпретации ислама, которая доминировала в Саудовской Аравии в течение первых 85 лет, в пропагандиста своей расплывчатой концепции «умеренного ислама».

Г-н Бен Салман также снял запрет на вождение женщинами, либерализовал гендерную сегрегацию, создал больше возможностей для трудоустройства и досуга для женщин и создал индустрию развлечений в западном стиле. Но, как и в ОАЭ и Катаре, он не остановился перед полной отменой мужской опеки.

Саудовские магазины начали несколько лет назад отмечать День Святого Валентина, который долгое время был запретным в королевстве, продавая красные розы, а в октябре на витринах магазинов впервые появились костюмы на Хэллоуин.

Однако все чаще однополые отношения становятся красной чертой в социальной либерализации стран Персидского залива.

Главный священнослужитель королевства, великий муфтий шейх Абдулазиз бен Абдулла аш-Шейх, выступил на этой неделе с фетвой или религиозным мнением, осуждающим однополые отношения. Похоже, он реагировал на резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, принятую ранее в этом месяце, в которой содержался призыв к признанию «женщин во всем их многообразии», включая “гендерную идентичность” и “сексуальную ориентацию”.

В том, что составляло редкую публичную, хотя и неявную, канцелярскую критику г-на Либерализация Бен Салмана, г-н Аль-Шейх также, похоже, отреагировал на крупный фестиваль электронных танцев Middle Beast Soundstorm, который в последние дни проходил недалеко от Эр-Рияда и, как сообщается, в нем приняли участие 732 000 человек.

В некоторых сообщениях указывалось, что некоторые участники были публично пьяны и демонстрировали поведение, вызывающее подозрения в том, что они были гомосексуалистами.

Королевство карает гомосексуальность смертью.

Г-н Аш-Шейх, потомок Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма, назвал гомосексуальность одним из «самых отвратительных и уродливых преступлений».

Он утверждал, что «права человека… занимают первое и главное место в законе Божьем, и предупреждал, что “весь мир поражен возмутительной смелостью, ложными заявлениями и презренными извращениями, которые призваны лишить человека его человечности!»

Г-н Аль-Шейх, по-видимому, проводил красную черту для социальной реформы по вопросу, который, вероятно, получит общественную поддержку.

Недавний опрос общественного мнения показал, что 67 процентов людей приветствовали отказ королевства от резолюции ООН, в то время как 33 процента заявили, что у них нет своего мнения.

Ученый Мэтью Хеджес, который был арестован в Эмиратах и приговорен к пожизненному заключению по обвинению в шпионаже во время исследования только что опубликованной книги, отметил, что противодействие «аморальному” сексуальному поведению – один из способов, которым власти Эмирата апеллируют к культурным особенностям общественности, чтобы оправдать создание государства тотального  наблюдения».

Фетва г-на Аль-Шейха резко контрастирует с усилиями катарских чиновников преуменьшить критику законов государства Персидского залива против однополых браков и заверить фанатов ЛГБТв том, что им будут рады во время чемпионата мира в следующем году и даже разрешат поднимать радужный флаг на играх. Катарцы ЛГБТ настаивают на том, что на них не распространяется такая же терпимость.

Для саудовцев фетва г-на Аш-Шейха содержит предостережение. Саудовская Аравия, возможно, и провела значительную социальную либерализацию, но за пределами красных линий они опираются на хрупкий фундамент до тех пор, пока они не закреплены изменениями религиозной доктрины и юриспруденции.

«Хотя изменения (в Саудовской Аравии) потенциально имеют далеко идущие последствия, их конечное направление остается неопределенным. Большинство… остаются вполне обратимыми. И хотя государственные структуры и чиновники приняли и даже приветствовали эти шаги, некоторое социальное недовольство и сопротивление все еще возможны — и непреднамеренные последствия все еще могут материализоваться», – предупредили ученые Ясмин Фарук и Натан Дж. Браун.

Нажмите здесь, чтобы получать новостную рассылку Eurasia Review через RSS, в виде рассылки по электронной почте, через мобильный телефон или на вашей личной странице новостей.

 

Автор-Джеймс М. Дорси – старший научный сотрудник Школы международных исследований Наньянского технологического университета имени С. Раджаратнама в Сингапуре и автор блога “Турбулентный мир ближневосточного футбола”.

Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать