Главная Ислам и Современность Религиозный плюрализм и многообразие – это Божья Воля.

Религиозный плюрализм и многообразие – это Божья Воля.

через Исмаил
0 комментарий 47

Религиозный плюрализм как воля Божья сильно отличается от религиозного, морального или культурного релятивизма. Релятивизм учит, что все ценности и стандарты субъективны, и поэтому нет высшего духовного авторитета, доступного для установления этических стандартов или вынесения моральных суждений. Таким образом, вопросы справедливости, правды или прав человека, как и красота, находятся только в глазах смотрящего. Большинство людей, особенно те, кто верит, что всех нас создал Один Бог, отказываются верить в то, что этика и права человека – это просто вопрос вкуса. Религиозный плюрализм как воля Божья противоположен культурному или философскому релятивизму.

Основная идея, поддерживающая религиозный плюрализм, заключается в том, что религиозные люди должны проявлять смирение во многих областях религии. Все религии всегда учили традиционному типу смирения, направленному против эгоцентричного личного эгоизма.

Религиозный плюрализм также противостоит религиозному, философскому и самодовольному интеллектуальному эгоизму, способствующему тенденции превращать нашу законную любовь к нашему собственному пророку и Божественному откровению в универсальные истины, которые мы полностью понимаем и знаем, как применять. Религиозный плюрализм учит, что конечные люди, даже самые разумные и благочестивые из них, не могут полностью понять все так, как это делает бесконечный.

Это верно для каждого человека, даже для самих Божьих посланников. Когда пророк Моисей”.с кем Бог говорил лицом к лицу, как человек говорит с другом” (Исход 33:11) просит увидеть Бога лицом к лицу, ему говорят: “Ты не можешь видеть Моего лица, потому что никто не может увидеть Мое лицо и остаться в живых”. (33:20)
И в Коране Пророк Иисус –Иса признается Богу: “Ты знаешь все, что находится внутри меня, тогда как я не знаю, что находится внутри Тебя”. (7:116) В Новом завете, когда ученики наедине спрашивают пророка Иисуса: “Каким будет знамение твоего пришествия (возвращения) и конца века?” (Мф 24:3) Пророк Иисус предупреждает своих учеников о всевозможных потрясениях и ложных Мессиях, которые придут. Затем он заканчивает словами: “Но о том дне и часе никто не знает, даже ангелы на небесах, даже сын: только Отец”. (24:36)

Аналогичное заявление сделал пророк Мухаммад, когда его спросили: “Расскажи мне о часе”. Он ответил: “Тот, кого спрашивают об этом, знает не лучше спрашивающего”. ( Сборник хадисов Муслима 1:1 и 4) Пророк Мухаммад учил своих последователей общему принципу эпистемологического смирения, когда он сказал: “Я не новичок среди посланников. Я не знаю, что будет сделано со мной или с вами”. (Коран 46:9)

Если даже посланники Божьи смиренно признают, что они не знают ответов на многие вопросы, то тем более мы, простые верующие, должны отказываться утверждать, что знаем все это. Когда дело доходит до религиозных истин, мы можем видеть их, но только частично. Та часть, которую мы видим, проистекает из пророков и священных Писаний, которыми были благословлены евреи, христиане и мусульмане. Как сказано в Коране: “У каждого народа есть направление, к которому он поворачивается; поэтому соревнуйтесь вместе, где бы вы ни были, как будто участвуете в гонке за всем, что хорошо. Воистину, Аллах соберет вас всех вместе”. (2:148) Религии должны соперничать друг с другом, но не претендуя на обладание лучшей или высшей истиной.

Межрелигиозное соперничество – лишь в совершении добрых дел.

Религии должны соревноваться в совершении добрых дел. Это проверка приверженности и эффективности лидеров каждой общины, а также искренности и преданности последователей каждой религии. Соревнование в добрых делах – это испытание для нас, верующих. Это не тест для определения того, какая религия обладает самой истинной истиной. Вот почему Бог создал нас во многих нациях и во многих религиях. “
Для каждого мы определили четкий образ жизни и всеобъемлющую систему. Если бы Аллах пожелал, Он, несомненно, сделал бы вас единой общиной, но (не сделал) для того, чтобы испытать вас тем, что (Писание) Он даровал тебе. Так что соревнуйтесь вместе, как будто соревнуетесь в добрых делах. Все вы (в конечном счете) вернетесь к Аллаху, и тогда Он заставит вас понять, в чем вы расходились во мнениях”. (Коран 5:48) .

Только после воскресения, во время окончательного суда, люди смогут понять полный смысл своих различных священных писаний и истин. содержится в различиях между ними. В этом мире Бог определил, что религиозное смирение должно править.

Масштабная иммиграция, повсеместное распространение современных средств массовой информации и Интернета изменили наш мир и теперь требуют, чтобы религиозные лидеры тратили гораздо больше времени и усилий на изучение своей собственной традиции, чтобы найти и пропагандировать идеи религиозного плюрализма. Я твердо верю, что на протяжении всей истории человечества пророки и святые люди появлялись в каждом народе и каждом племени, чтобы говорить Божьи слова.

“Воистину, Мы воздвигли в каждой общине Посланника (провозглашающего) поклоняйтесь одному Богу и держитесь подальше от ложных Богов и сил зла. Среди них (каждой религиозной общины) были люди, которых Бог вел прямым путем, точно так же, как среди них были те, для кого заблудшие были по заслугам”. (Коран 16:36).
Таким образом, я не удивлен, обнаружив, что в каждой крупной религиозной традиции, которую я изучал, есть некоторые утверждения, подтверждающие философию религиозного плюрализма. Эти тексты были только теорией в досовременные времена, когда контакты между различными основными религиозными общинами были очень ограничены, и поэтому им не придавалось того значения и значения, которых они заслуживают сейчас. Это нужно изменить.

У христиан и иудеев есть слова пророка Михея, который заявил, что до конца истории и в Мессианскую эпоху религиозный плюрализм будет оставаться нормой даже среди многобожников. “Хотя все народы/нации ходят, каждый во имя своих Богов, мы будем ходить во имя Господа, Бога нашего, вечно”. (Михей 4:5) Михей жил 2700 лет назад, в том же поколении, что и более известный пророк Исайя. Он – первый явный сторонник религиозного плюрализма на западе. Михей, как и все пророки, посланные к Израилю, и все другие пророки, посланные к другим народам, верили, что есть только один Бог. И все же этот единый Бог вдохновил его провозгласить, что у многих народов и наций на земле никогда не будет только одной религии. Даже многобожие сохранится до конца дней. Однако может случиться так, что то, что мы сегодня назвали бы многобожием и идолопоклонством, когда-нибудь будет понято многобожниками как монотеизм.

В Индии, примерно за три или четыре столетия до пророка Михея, в Ригведе, древнейшем священном писании индуизма, говорилось (Книга 1, гимн 164, стих 46): “Мудрецы/Священники называют единого Бога многими именами”. Но слово, переведенное как Бог, на самом деле означает высшую реальность/истину, и обычный перевод “Экам Сат, Випра Бахудха Ваданти” звучит так: “Истина одна, но ученые люди описывают ее по-разному”.

Как раввин, я бы истолковал это как означающее, что “Бог /Высшая Реальность едина, но индуистские мудрецы провозглашают /определяют /обсуждают /различают ее как множество’. Индуистский философ сказал бы, что когда индуисты входят в храм и видят, возможно, дюжину различных статуй Божеств, в их сознании они видят только одно Божество.
Многие религиозные течения, составляющие индуизм: вайшнавское поклонение Кришне, шиваитское поклонение Шиве и шакта-поклонение Дурге, объединены силой этого простого стиха. Для раввина этот стих на самом деле не является утверждением об одной уникальной Божественной личности, которая создала вселенную и которая не должна ассоциироваться ни с одним из богов многобожия. Этот стих выражает философию универсальной метафизической истины, называемую монизмом (отрицание значимых фундаментальных различий) или, как эту философию обычно называют буддисты, недуализмом.

Что понимать под религиозным плюрализмом

Под религиозным плюрализмом я подразумеваю сознательное принятие того, что могут существовать и существуют законные альтернативные ценности и взгляды, которые содержат разные истины для других народов и религий. Это то, чему учит Коран об авраамических религиях, и по крайней мере в одном отрывке Коран предвосхищает, что традиционный политеизм может быть превращен в своего рода монотеизм, если его приверженцы будут понимать его таким образом, как это делают многие современные индуисты и зороастрийцы.
“Те, которые уверовали (мусульмане), те, которые исповедуют иудаизм, христиане и сабейцы: кто уверовал в Аллаха и в последний день (Судный день) и совершал добрые, праведные деяния, воистину, их награда у их Господа, и они не будут испытывать страха и не будут опечалены”. (Коран 2:62) Традиционные комментарии предполагают, что сабейцы могли быть многими различными религиозными группами, среди которых были зороастрийцы и индуисты. Только Бог знает.

Примерно в то же время, когда в Ригведе говорилось о том, что многие истины/боги/реальности в основе своей являются одним и тем же, еврейский лидер по имени Иеффай предложил другой подход. Он попытался избежать войны, обратившись к вторгшемуся царю со следующими словами: ”Разве ты не владеешь тем, что дал тебе Чемош, твой Бог? Поэтому мы будем держаться за все, что Господь, наш Бог, дал нам”. (Судей 11:24) Иеффай не верит в Хемоша и не думает, что Хемош – это просто другое имя Святого Израиля. Он знает, что Единый Бог Израиля не позволяет евреям иметь никакого другого бога.

Но Иеффай признает религиозные убеждения царя и хочет, чтобы царь в равной степени признавал религиозные убеждения Израиля. Таким образом, ЯХВЕ, Единый Бог Израиля, является единственным Богом для евреев, но у других может быть один Бог, которому они подчиняются.

Как сказано в Коране: “Для каждой общины Мы установили целую систему поклонения, которую они должны соблюдать. Поэтому не позволяйте им втягивать вас в споры по этому вопросу, но продолжайте призывать людей к вашему Господу.,…Бог рассудит между (всеми) вами в День Воскресения о том, в чем вы раньше расходились во мнениях”. (22:67 и 69)

Приведу простой пример: существует много способов добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. Некоторые люди летают, другие садятся на поезд или автобус, большинство ездят на машине, а некоторые даже ходят под парусом или ездят на велосипеде. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Полет быстрый, но вы не видите пейзаж. Вождение обходится дешевле, но вы не можете читать или спать в дороге.

Важно понимать, что вы не можете использовать разные способы и комбинировать их, чтобы получить лучший из всех способов. Комбинация лодки, автомобиля, велосипеда и поезда не даст чего-то, что доставит вас куда угодно. Действительно. Коран утверждает, что, хотя все пророки несут одно и то же основное послание этического монотеизма, детали варьируются в зависимости от времени и ситуации каждого народа, а пророки различаются по своим ролям, деятельности и личности.

В Коране, 2:253, говорится: “Мы сделали некоторых из этих посланников превосходящими других; с некоторыми Аллах говорил (напрямую), других Он возвысил по рангу; а Иисусу, сыну Марии, Мы даровали явные чудеса и укрепили его святым духом. Если бы Аллаху было угодно, то те, кто был после них, не сражались бы друг с другом после того, как к ним пришли ясные доводы, но они не согласились. Так что среди них были одни, которые уверовали, а другие – те, которые отрицали. Если бы Аллаху было угодно, они не сражались бы друг с другом, но Аллах совершает то, что Он задумал”. Также в Коране 17:55 говорится: “И твой Господь лучше всех знает тех, кто на небесах и на земле; и, конечно, Мы сделали некоторых пророков превосходящими других, а Давиду Мы дали писание (Псалмы)”.

Сам пророк Мухаммад учил, что даже в грядущем мире будет неясно, является ли Моисей или Мухаммад верховным Пророком. Передал Абу Хурайра: Два человека, мусульманин и еврей, поссорились. Мусульманин сказал: “Клянусь Тем, Кто дал Мухаммеду превосходство над всеми людьми! Еврей сказал: “Клянусь Тем, Кто дал Моисею превосходство над всем народом!”

На это мусульманин поднял руку и ударил еврея по лицу. Еврей пошел к Пророку и сообщил ему о том, что произошло. Пророк послал за мусульманином и спросил его об этом. Мусульманин сообщил ему об этом событии. Пророк сказал: “Не давай мне превосходства над Моисеем, ибо в День Воскресения все люди упадут без сознания, и я буду одним из них. Я буду первым, кто придет в сознание, и я увижу Моисея, стоящего и держащегося за край Трона (Аллаха). Я не знаю, то ли (Моисей) тоже потерял сознание и встал раньше меня, то ли Аллах избавил его от этого удара”. (Книга Бухари 76 #524) Христиане, иудеи и мусульмане должны научиться смирению из этого учения пророка Мухаммеда.

И последователи всех религий должны всегда повторять это учение Посланника Аллаха: “Пророки – братья по вере, имеющие разных матерей. Однако их религия едина”. (Муслим, книга №030, Хадис №5836) У всех пророков один и тот же отец, который является Единым Богом, чье вдохновение рождает их пророчество. Однако у каждого пророка своя мать, то есть нация и народ, а также период и эпоха, к которым он обращается. Таким образом, пророки являются братьями в верности Единому Богу, но их Богодухновенное послание отличается, потому что оно должно соответствовать их родине, их родному языку, их собственному народу и историческим обстоятельствам жизни пророка.

Честно говоря, мы должны признать, что в прошлом религиозные лидеры тратили все свое время и усилия на то, чтобы обучать, возвышать и просвещать членов своей собственной религиозной общины. Это было вполне естественно, потому что 98% их членов редко или никогда не были связаны с верованиями или верующими другой крупной религиозной традиции, а тем более с несколькими другими крупными религиозными традициями. Коран является главным исключением из этого правила, и я опирался на учение Корана о религиозном плюрализме в большинстве своих аргументов о том, что религиозный плюрализм – это воля Бога.

Коран – единственная книга откровения, включающая в себя теорию пророчества, которая включает в себя другие религии. Коран провозглашает, что всегда были (со времен Адама) люди, вдохновленные Аллахом, которые призывали свое общество избежать разрушения, отвернувшись от порочных и несправедливых путей и обратившись к Единому Богу, который сотворил всех людей. В Коране упоминаются 25 пророков по именам и несколько других, таких как Самуил, не называя их по именам. Из 25 поименно упомянутых в Коране только пять; Авраам, Моисей, Давид, Иисус и Мухаммед открыли книги священного писания, и только пророки Моисей, Иисус и Мухаммед открыли книги священного писания, которые являются основой для трех авраамических религиозных общин, которые все еще процветают сегодня. Книгой пророка Давида был Забур/Псалмы. Книга пророка Авраама исчезла, если только она не была включена в Тору в качестве первой половины книги Бытия и в Коран в нескольких разных главах. Обратите внимание, что в Коране говорится о “Свитках Авраама и Моисея” в стихе 87:19 и о “Свитках Моисея и Авраама” в стихах 53:36 и 7; но Богу виднее.

Мусульмане верят, что внутри каждой общины есть по крайней мере три различные группы или партии. Есть лицемеры, которые утверждают, что верят в свою книгу, но не живут в соответствии с ее учением. Есть большинство, которые являются благочестивыми верующими, но не всегда делают все, что должны, И есть те, кто являются прекрасными примерами религиозных идей своего пророка и своих Священных Писаний.

Таким образом, Коран провозглашает: “То, что Мы ниспосылаем вам из писания (Корана), подтверждает предшествующие ему откровения. Воистину, Аллах полностью осведомлен о Своих рабах (деяниях) и хорошо видит. Затем Мы сделали наследниками Писания тех из Наших рабов, которых избрали. Однако среди них (последователей каждой ниспосланной книги) есть те, кто причиняет вред самим себе (согрешая), и среди них есть те, кто следует умеренным путем (средние последователи), и среди них есть те, кто, с Божьего позволения. являются главными в совершении добрых дел. Это великая милость” (Коран 35:31 и 32).

Как мне, как раввину-реформисту, понять некоторые еврейские тексты с точки зрения религиозного плюрализма Корана, и как таким же образом я понимаю различия между иудаизмом и исламом? Я считаю себя раввином-реформатором и « исламским евреем». На самом деле я исламский еврей, то есть правоверный еврей, подчиняющийся воле Бога, потому что я раввин-реформатор. Как раввин, я верен завету, который Бог заключил с пророком Авраамом – первым еврейским мусульманином (Бытие 14:13), и я подчиняюсь завету и его заповедям, которые Бог заключил с народом Израиля на горе Синай.

В еврейской Библии пророк Авраам – первый человек, которого называют “евреем” (Бытие 14:13). Этноним “иври” (еврей) происходит от глагола “переходить границу” — например, реку Евфрат или Иордан — или “быть иммигрантом’. Первое, что Бог сказал пророку Аврааму в библейском повествовании, было: “Оставь свою страну, свой род и дом своего отца и иди в землю, которую Я покажу тебе. Я сделаю из вас великий народ, и Я благословлю вас; Я сделаю ваше имя (Израиль) великим, так что вы будете благословением…” (Библия, Бытие 12:1-2)
Итак, пророк Авраам был тем, кого мы можем назвать первым “исламским евреем“ или первым ”мусульманским евреем”, как указывает Коран: “Он (Авраам) не был Яхудийяном, “евреем”, ни Насраанийяном, “христианином”, а скорее Ханиифаном, “покоряющимся Богу”., “… (Коран, 3:67)
, То есть “верующий-монотеист на иврите, подчиняющийся (исламу) единому невидимому Богу”, который создал все пространство и время; и который превратил потомков пророка Авраама-Еврея через пророков Исаака и Иакова (Израиль) в великое множество монотеистов, называемых Дети Израиля — Бнай Исраэль на иврите и Бану Исраэль на арабском языке.

Как раввин-реформист, я считаю, что еврейские духовные лидеры должны изменять еврейскую традицию по мере изменения и развития социальных и исторических обстоятельств. Я также считаю, что мы не должны затруднять людям исповедание религии. Это уроки, которые Пророк Мухаммад преподал за 12 столетий до возникновения реформистского иудаизма в начале 19 века. Хотя большинство евреев больше не являются ортодоксальными, если бы евреи времен пророка Мухаммеда следовали этим учениям пророка Мухаммеда, реформаторский иудаизм начался бы 1400 лет назад.

Хадисы – это повествовательные рассказы сподвижников Мухаммеда о ситуациях, связанных с посланником Аллаха, а также о решениях или заявлениях, сделанных Мухаммедом. В хадисе, переданном его женой Аишей, говорится: “Всякий раз, когда Пророку предоставлялся выбор между двумя вещами, он обычно выбирал более легкое из двух, если это не было греховным; но если это было греховно, он оставался далек от этого”. (Книга Бухари 56 #760) Я следую этому в своей собственной жизни как « исламский еврей»; и как раввин-реформатор я учу этому членов моей общины.

Как раввин-реформатор, я считаю, что Пророк Мухаммад был Пророком, посланным мусульманской общине. Я верю, что Коран так же верен для мусульман, как Тора верна для нас, евреев. Действительно, мне нравится Хадис, переданный Абу Хурайрой, в котором говорится: “Люди Книги читали Тору на иврите, а затем объясняли ее мусульманам на арабском языке. Посланник Аллаха сказал (мусульманам). “Не верьте людям Писания и не верьте им, но скажите: ”Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано вам”. (Книга Бухари 92 #460 и книга 93 #632)

Следуя учению Пророка Мухаммеда, я также не верю и не не верю в Коран. Я действительно очень уважаю Коран как родственное откровение родственному народу на родном языке. На самом деле, народ, язык и теология ближе к моему собственному народу, языку и теологии, чем к любому другому народу на земле. Сильная поддержка, которую Коран оказывает религиозному плюрализму, – это урок, в котором остро нуждаются все религиозные фундаменталисты в современном мире.

На протяжении многих веков ортодоксальное толкование еврейского закона становилось все строже и строже. Как раввин-реформатор, я полностью согласен с Хадисом, переданным Саадом бин Аби Ваккасом: Пророк сказал: “Самый грешный человек среди мусульман – это тот, кто спросил о чем-то, что не было запрещено, но было запрещено из-за его просьбы”. (Книга Бухари 92 #392) Например, и ислам, и иудаизм учат важности священного забоя животных на мясо и полному отказу от употребления определенных животных в пищу. (Коран 2:173, 6:145, & 16:115) В исламе правила проще и меньше, чем в ортодоксальном иудаизме. (Коран 6:146 , Левит 11:1-47 и Второзаконие 14:3-21)

Большинство раввинов-реформаторов расценили бы все более ограничительные изменения в кашруте – еврейских диетических законах, особенно на Пасху, как контрпродуктивные, перегружающие людей. Расширение ограничений на деятельность в шаббат также рассматривается большинством раввинов-реформаторов как ненужное обременение радости Шаббата. Пророк Мухаммад мудро проводит различие между крайностями и стремлением быть почти совершенным (никто не совершенен), что предполагает отказ от всех крайностей в. Просто стараясь делать хорошо, вы будете вознаграждены. Как рассказывал Абу Хурайра: Пророк сказал: “Религия – это очень легко, и тот, кто перегружает себя своей религией, не сможет продолжать в том же духе. Поэтому вам не следует быть экстремистами, просто старайтесь быть близкими к совершенству и получать благую весть о том, что вы будете вознаграждены”. (Книга Бухари 2 #38)

Коран называет Пророка Авраама общиной или нацией: “Авраам был нацией/общиной [Уммой]; послушным Богу, монотеистом [ханифом], а не одним из многобожников”. (16:120) Если Пророк Авраам – Умма; тогда борьба между потомками Пророки Измаил и Исаак – это гражданская война, и ее всегда следует избегать. И до 20-го века арабы и евреи никогда не воевали друг с другом.

Если все арабы и евреи смогут жить в соответствии с идеалом, согласно которому “потомки сыновей Авраама никогда не должны воевать друг с другом” – это воля Божья; мы можем помочь исполнить 2700-летнее видение пророка Исайи: “В тот день будет дорога из Египта в Ассирию. Ассирийцы пойдут в Египет, а египтяне – в Ассирию. Египтяне и ассирийцы будут поклоняться вместе. В тот день Израиль вступит в трехсторонний союз с Египтом и Ассирией, благословение на сердце. Господь Саваоф благословит их, говоря: “Благословен Египет, народ Мой, Ассирия, дело рук Моих, и Израиль, наследие Мое”.…(Исаия 19:23-5)

В то время как Святая Кааба и Город Мекка открыты только для мусульман, Святой Иерусалимский храм и Город Иерусалим всегда были открыты для всех монотеистических паломников; которые, поднимаясь в Святой Храм и Город, пели следующий гимн из Забура пророка Давида (Псалом 122); “Песнь восхождений..

1 Я радовался вместе с теми, кто говорил мне: “Пойдем в дом Господень”.
2 Ноги наши стоят у ворот твоих, Иерусалим.
3 Иерусалим построен как город, тесно прижатый друг к другу.
4 Вот откуда восходят колена, (12) колена Господни, чтобы прославлять имя Господа согласно законам, данным Израилю.
5 Там стоят престолы для суда, престолы дома Давидова.
6 Молитесь о мире в Иерусалиме: “Пусть те, кто любит вас, будут в безопасности.
7 Да будет мир в ваших стенах и безопасность в ваших цитаделях”.
8 Ради моей (Авраамовой) семьи и друзей я скажу: “Мир внутри вас”.
9 Ради дома Господа, Бога нашего, я буду стремиться к вашему (гражданскому) благополучию. (NIV)
Автор- Аллен Маллер, рефромистский раввин (США)
Eurasia Review    Перевод ВиМ
Изложенное в статье мнение полностью совпадает с позицией редакции ВиМ и «Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать