Главная Ислам и Современность Политика хиджаба В Турции  даже светская оппозиция стремится законодательно закрепить право женщин носить головной платок.

Политика хиджаба В Турции  даже светская оппозиция стремится законодательно закрепить право женщин носить головной платок.

через Исмаил
0 комментарий 20

Немногие политические символы в Турции вызывают больший раскол, чем головной платок практиующих мусульманок. На протяжении десятилетий турецкие государственные деятели рассматривал головной платок как угрозу современной, светской Турции. Для основателя страны Ататюрка головной платок был воплощением ислама в его наиболее реакционном проявлении.

Читайте также:  Лучшая Греция — это Турция

В 1999 году, когда турецкий депутат Мерве Кавакчи вошла  в палату в платке, это все равно вызвало скандал. Премьер-министр-социалист Бюлент Эджевит крикнул тогда с кафедры: “Здесь не место бросать вызов государству!” А в 2007 году, когда Абдулла Гюль собирался впервые быть избранным президентом, разгорелись жаркие дебаты о политике идентичности; в конце концов, его жена носила платок. То, что было недоступно для секуляристов, было обязательным для исламистов правящей ПСР.

Еще 15 лет назад турецкие студентки должны были снимать платки, чтобы поступить в университет, то есть чтобы им вообще разрешили учиться. В течение многих лет женщинам, занятым на государственной службе, также не разрешалось носить головные платки. Теперь, когда правая популистская ПСР находится у власти уже 20 лет, ограничения и запреты на ношение платка в значительной степени отменены.

Секуляристы добиваются голосов – с помощью хиджаба

Поэтому стало полной неожиданностью, когда две недели назад лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу объявил, что его партия хочет законодательно закрепить право женщин носить головной платок.

Согласно исследованию IPSOS 2018 года, около 58 процентов турецких женщин выходят из дома в платке. В отличие от некоторых других стран с исламским большинством, ношение платка в Турции формально является личным выбором женщин .До тех пор, пока мужчины снова не превращают это в большое дело
В конце концов, Кылычдароглу является лидером кемалистской социал-демократической НРП, партии-основательницы Турецкой Республики, и традиционно скептически относится к платку. По-видимому, он осознал, что без поддержки женщин, носящих платки, успех на выборах в Турции может оказаться невозможным.

Он стремится стать кандидатом от оппозиции, который бросит вызов Реджепу Тайипу Эрдогану на выборах в июне 2023 года. Однако есть несколько загвоздок. Во-первых, оппозиционным партиям еще предстоит прийти к консенсусу. Они все еще находятся в поисках общего кандидата, у которого, по их мнению, будет больше шансов победить действующего президента. Будет ли это Кылычдароглу, неясно.

Во-вторых, эта тактика, похоже, дала обратный эффект. Эрдоган ловко воспользовался этой идеей и объявил, что предложенного закона недостаточно. Вместо этого его партия хочет внести поправки в конституцию и закрепить право носить головные платки в Основном законе. Что именно должна содержать конституционная статья, пока не объявлено. Однако стало известно, что гендерно нейтральный термин “супруги”, используемый до сих пор в статье, будет заменен на “муж и жена”.

Берк Эсен, политолог из Стамбульского университета Сабанчи, раскритиковал это как “вопиющий шаг против ЛГБТК”. Однополым парам не разрешается вступать в брак в Турции, но планируемая конституционная статья будет иметь дополнительный, весьма символический гомофобный смысл.

Автогол в дебатах о платках может дорого обойтись Кылычдароглу с политической точки зрения, говорит Берк Эсен. Он все равно никогда не был особенно популярен как политик, и теперь “его шансы стать кандидатом от оппозиции еще ниже”. Он ослабил единство оппозиции и “дал Эрдогану еще одно средство для продвижения консервативных вопросов”.

В результате головной платок остается крайне политизированным вопросом как для секуляристов, так и для исламистов. Это кое-что говорит о турецком обществе, говорит политолог Эсен. “В демократическом обществе головной платок был бы предметом одежды, который женщина носила бы по религиозным соображениям. Это не имело бы никакого политического значения”.

Исламские консерваторы на партийной конференции ПСР: даже здесь не все женщины носят платки. Многие турецкие женщины вообще отвергают нынешние дебаты – по их словам, они ведутся неправильно. Мусульманская феминистка Зейнеп Дуйгу Агбайир возмущается: “Мы сыты по горло тем, что платок превращается в инструмент” для победы на выборах – обвинение, которое включает в себя как светскую НРП, так и исламско-консервативную ПСР.

Турецкое общество находится на шаг впереди

Однако, в отличие от своих политиков, большинство людей в Турции вообще не видят необходимости в каких-либо дискуссиях по поводу платка. Согласно опросу, проведенному институтом опросов Metropoll в феврале 2021 года, около 83 процентов турок считают, что женщинам следует разрешить носить платки в государственном секторе. Чуть менее одиннадцати процентов выступают против этого. Даже электорат НРП более чем на 80 процентов поддерживает право носить головной платок.

Согласно исследованию IPSOS, проведенному в 2018 году, около 58 процентов турецких женщин надевают платок, выходя из дома. В отличие от некоторых других стран с мусульманским большинством, ношение платка в Турции формально является личным выбором женщин – до тех пор, пока мужчины снова не превращают это в большое дело.

Политика хиджаба

Многие женщины просто отвергают нынешние дебаты – по их словам, они ведутся неправильно. “Крайне важно, чтобы права и свободы женщин не зависели от того, победит на выборах та или иная политическая партия или нет”, – критикует журналист Нихал Бенгису.

Прежний запрет на ношение головных платков, который применялся во многих областях, не был связан с законодательством, а скорее основывался на процедурных правилах или произвольных инструкциях вышестоящих лиц. Нельзя допустить, чтобы эти времена вернулись, подчеркивает Нихал Бенгису Карака. Вот почему необходимы “более решительные, постоянные шаги”, чтобы гарантировать женщинам свободу выбора. Это мог бы быть закон – но для этого также необходимо “изменение менталитета”. Дебаты подогреваются со всех сторон, это “не только проблема консерваторов”, но и вопрос демократии.

Турецкие дебаты о платках

“То, что носят женщины, хотят ли они носить мини-юбку или платок, должно, наконец, навсегда освободиться от мужской политики”, – требует активистка Озгуль Каптан из платформы “Женщины за равенство”. Мусульманская феминистка Зейнеп Дуйгу Агбайир добавляет, что многие женщины уже испытывают достаточно принуждения в своей личной жизни. “Есть некоторые женщины, которые носят платок добровольно. Но есть также много женщин, которых их семьи, мужья или братья заставляют носить платок”. “Это реальная проблема, которую мы должны обсуждать

Мусульманская феминистка Зейнеп Дуйгу Агбайир заявила: “Мы сыты по горло тем, что платок превращается в инструмент” для победы на выборах – обвинение, предъявленное как светской НРП, так и исламской консервативной ПСР.

“То, что носят женщины, хотят ли они носить мини-юбку или платок, должно, наконец, навсегда освободиться от мужской политики”, – требует Озгуль Каптан из платформы “Женщины за равенство”.

Многие женщины уже испытывают достаточное количество принуждения в своей личной жизни, объясняет мусульманская феминистка Агбайир. “Есть некоторые женщины, которые носят платок добровольно. Но есть также много женщин, которых их семьи, мужья или братья заставляют носить платок”. “Это реальная проблема, которую мы должны обсуждать”.

Мужчины не должны политизировать личные дела женщин, говорит активистка Каптан. “Вместо этого они должны были бы сказать: “Отныне мы будем проводить политику гендерного равенства, которая гарантирует, что политика не будет вмешиваться в решение женщины о том, что она носит”. Это было бы правильным посланием для каждой женщины из любого социального класса”.

Фото Qantara.de

Бурак Анверен    Источник Qantara.de

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать