Главная Ислам и Современность Исламское право: Дефицит доверия

Исламское право: Дефицит доверия

через Исмаил
0 комментарий 27

То, в чем сегодня нуждается Ближний Восток, – это не исламское право, а широкомасштабные усилия по восстановлению доверия между сообществами и внутри них, а также в частных организациях и правительстве.
Трудно не заметить недоверие, которое пронизывает ближневосточные общества. Как подтверждают контролируемые эксперименты, арабы значительно меньше доверяют незнакомцам, иностранным или внутренним, чем, скажем, европейцы. Это препятствует прогрессу на многих фронтах, от развития бизнеса до правительственных реформ.

Общества с низким уровнем доверия непропорционально меньше участвуют в международной торговле и привлекают меньше инвестиций. И действительно, согласно исследованию World Values Survey и смежным исследованиям, доверие между отдельными лицами на Ближнем Востоке достаточно низкое, чтобы ограничивать коммерческие операции людьми, которые знают друг друга лично или через общих знакомых. Из-за недостатка доверия арабы часто упускают потенциально выгодные возможности для получения прибыли путем обмена.

Аналогичным образом, в своих отношениях с государственными учреждениями арабы склонны обращаться за посредничеством к человеку, с которым у них есть какая-то личная связь. Среди последствий – неравенство в том, чего люди могут ожидать от таких учреждений. Это подрывает их эффективность.

Очевидно, что существует необходимость устранить дефицит доверия на Ближнем Востоке. Первый шаг к этому – понять его причины.

Укоренившееся предубеждение

Один потенциально важный ключ к разгадке кроется в различии между восприятием мусульман и христиан. Безусловно, официальных данных, количественно определяющих дефицит, нет; в большинстве районов Ближнего Востока осталось слишком мало христиан, чтобы проводить значимые статистические сравнения. Но случайные свидетельства свидетельствуют о том, что покупатели, торговцы и инвесторы региона в целом считают местных христиан более заслуживающими доверия, чем местных мусульман. «Так было всегда», – говорят они. Моя работа с историком экономики Джаредом Рубином, изучающим записи исламских судов Стамбула семнадцатого и восемнадцатого веков, может помочь понять, почему.

В то время Стамбул был космополитичным городом; около 35% его местных жителей были христианами и 6% – евреями. Согласно исламскому праву (шариату), мусульмане должны были вести бизнес в соответствии с исламскими правилами, и если они хотели разрешить конфликт, они должны были использовать исламский суд. Со своей стороны, христиане и евреи могли вести бизнес по своим собственным правилам, хотя они также были вольны следовать исламским правилам и использовать исламские суды, если они того пожелают. Но, конечно, если они были вовлечены в дело против мусульманина, это должно было рассматриваться в исламском суде.

Когда мусульманин и немусульманин сталкивались друг с другом в судебном процессе, мусульманин пользовался значительными преимуществами. Во-первых, подготовка судей предрасполагала их к тому, чтобы при любых сомнениях давать преимущество собрату-мусульманину. Во-вторых, сотрудники суда были полностью мусульманами, что означало, что свидетельские показания рассматривались исключительно с мусульманской точки зрения. В-третьих, в то время как мусульмане могли свидетельствовать против кого угодно, христиане и евреи могли свидетельствовать только против другого немусульманина.

Преимущество сомнения

Но у этих преимуществ была и оборотная сторона. Поскольку правовая система облегчала мусульманам безнаказанное нарушение контрактов, они чаще поддавались искушению не выплачивать свои долги и отказываться от своих обязательств в качестве деловых партнеров и продавцов. Тем временем немусульмане, чьи обязательства выполнялись более энергично, приобрели репутацию заслуживающих доверия. Чтобы отразить различия в восприятии риска, кредиторы, которые были преимущественно мусульманами, взимали примерно на два процентных пункта меньше за кредит с заемщиков-христиан и евреев, чем с мусульман (15% ежегодно, по сравнению с 17%).

Таким образом, похоже, что представления о надежности в арабском мире коренятся, по крайней мере частично, в неравномерном исполнении обязательств по исламскому праву. Межконфессиональные различия в правоприменении продолжались недолго. В середине девятнадцатого века исламские суды уступили место тем, которые по сути были светскими судами, по крайней мере, в том, что касается торговли и финансов. После этого выполнение обязательств стало более сбалансированным.

Доля немусульман в странах Ближнего Востока с мусульманским большинством с тех пор значительно сократилась в результате эмиграции и обмена населением. В результате лишь немногие мусульмане Ближнего Востока имеют личный опыт ведения бизнеса с немусульманами.

Тем не менее, старые представления о том, что мусульмане менее заслуживают доверия, сохранились, передаваясь через семьи и сети. Старые привычки оппортунистически нарушать контракты также сохранились в некоторых местах, усиливая унаследованные стереотипы. Тенденция ограничивать транзакции друзьями и знакомыми является естественной реакцией в среде с низким уровнем доверия.

От старых привычек трудно избавиться

Ирония заключается в том, что эти разрушительные стереотипы возникли из правовой системы, явно предназначенной для того, чтобы дать мусульманам, доминирующим в военном и политическом отношении, преимущество в их социальных и экономических отношениях с христианами и евреями. Помимо повышения стоимости экономических операций среди мусульман в то время, правила, призванные ограничить свободу вероисповедания – отказ мусульманам в “выборе закона” и ограничения на судебные показания немусульман, – помогли создать культуру недоверия, которая теперь ограничивает прогресс в различных областях. Исламский закон, таким образом, ослабил мусульманские общины, которые он должен был защищать.

В то время, когда различные политические движения стремятся вновь ввести шариат, как никогда важно признать долгосрочный ущерб, уже нанесенный этим.

То, в чем сегодня нуждается Ближний Восток, – это не исламское право, а широкомасштабные усилия по восстановлению доверия между сообществами и внутри них, а также в частных организациях и правительстве. Возрождение исламского права только усугубило бы дефицит доверия, который является ключевым источником нынешней экономической отсталости Ближнего Востока и политических неудач.

Автор – Тимур Куран – профессор экономики и политологии Университета Дьюка и автор книги «Долгое расхождение: как исламское право сдерживало Ближний Восток!

Qantara.de

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать