Главная Ислам и Современность Целостный подход ислама к психическому здоровью: выводы из Священного Корана (ахмадийский ракурс)

Целостный подход ислама к психическому здоровью: выводы из Священного Корана (ахмадийский ракурс)

через Исмаил
0 комментарий 84

 

 

За последние несколько лет все больше внимания уделяется проблемам, связанным с психическим здоровьем. Эксперты продолжают предупреждать нас о том, что мир находится в тисках кризиса психического здоровья, ухудшающий наше здоровье и качество жизни и даже наносящий ущерб экономике.

Правительства по всему миру выделяют больше ресурсов на решение проблем психического здоровья, включая современную медицину, терапевтические процедуры и научные инновации. Пользуясь этими ресурсами и выражая нашу благодарность, мы, мусульмане, также можем позволить себе роскошь обратиться к словам и учениям Бога, чтобы найти решения наших проблем.

Мы верим, что учения ислама и Священного Корана совершенны и полезны для людей. Она содержит божественные рекомендации для каждого аспекта жизни, включая наше психическое здоровье. Ниже я поделюсь несколькими крупицами исламских знаний в надежде, что, если они будут поняты в их истинном духе, они откроют для нас новую парадигму понимания проблем психического здоровья.

Само собой разумеется, что эти советы призваны дополнить, а не заменить профессиональную помощь при любых проблемах с психическим здоровьем. Мы твердо верим, что Аллах – высший и истинный Целитель, Аш-Шафи, и мы доверяем Ему все наше физическое, умственное и духовное благополучие.

Тревога и душевный покой

Тревога и беспокойство тесно связаны с проблемами психического здоровья. Хотя тревогу также можно рассматривать как нормальную человеческую эмоцию при принятии любого важного решения, на более высоком уровне она мешает способности человека вести нормальную жизнь, и беспокойство и страх становятся постоянными для него или нее. Ислам учит нас, что поминание Аллаха может помочь смягчить эту проблему. Аллах говорит в Священном Коране:

الَّذِيۡنَ اٰمَنُوۡا وَتَطۡمَئِنُّ قُلُوۡبُہُمۡ بِذِکۡرِ اللّٰہِ ؕ اَلَا بِذِکۡرِ اللّٰہِ تَطۡمَئِنُّ الۡقُلُوۡبُ
«Те, которые уверовали и чьи сердца находят утешение в поминании Аллаха. Да! именно в поминании Аллаха сердца могут найти утешение». (Сура ар-Раад, гл.13: ст.29)

Священный Коран также объяснил рассуждения и мудрость, стоящие за этой концепцией. В аяте 173 суры “Аль-Араф” Аллах объясняет, что любовь, влечение и тоска по Богу укоренились в человеческих душах еще до нашего сотворения. Таким образом, вполне естественно, что воспоминание об их Господе приносит людям утешение и покой.

Аллах также предупредил нас в этой связи, что если человек целенаправленно отворачивается от Него и пренебрегает своим долгом по отношению к своей душе, это будет причиной большого дискомфорта для него.

Аллах утверждает в Священном Коране:
وَمَنۡ اَعۡرَضَ عَنۡ ذِکۡرِيۡ فَاِنَّ لَهٗ مَعِيۡشَةً ضَنۡکًا
«Но кто отвернется от Моего напоминания, тому уготована суровая жизнь2. (Сура Та Ха, гл.20: ст.125)

Надежда поддерживает нас в движении

Надежда может творить чудеса, когда речь заходит о проблемах с психическим здоровьем или любом другом тяжелом бремени или трудностях в жизни, потому что она позволяет нам увидеть луч солнца, несмотря на всю темноту. Это особенно важно для тех, кто уже чувствует себя подавленным, потому что чувство безнадежности еще больше подталкивает человека отстраняться от жизни, избегать того, что ему обычно нравится, или находиться в компании близких людей.

Аллах вложил великое послание надежды в Священный Коран. Для человека, который может сожалеть о чем-то, что он или она сделал, или продолжает зацикливаться на прошлом, Аллах дает следующее послание в Священном Коране:

قُلۡ يٰعِبَادِيَ الَّذِيۡنَ اَسۡرَفُوۡا عَلٰۤي اَنۡفُسِہِمۡ لَا تَقۡنَطُوۡا مِنۡ رَّحۡمَةِ اللّٰہِ ؕ اِنَّ اللّٰہَ يَغۡفِرُ الذُّنُوۡبَ جَمِيۡعًا

«Скажи: “О мои слуги, которые совершили бесчинства против своих собственных душ! не отчаивайтесь в милости Аллаха, воистину, Аллах прощает все грехи». (Сура аз-Зумар, гл.39: ст.54)

Аллах говорит нам, что что бы ни случилось в прошлом, или какие бы ошибки вы ни совершили, они могут быть исправлены, или возмещение может быть произведено в настоящем. Зацикливание на прошлом без принятия каких-либо мер по исправлению ошибок не приведет ни к чему хорошему.

Точно так же традиция Святого пророка Мухаммада учит нас, что мы всегда должны иметь позитивное, приподнятое отношение, особенно к нашему Создателю. Это показано, в частности, следующим образом:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللّٰہ صَلّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:‏ إِنَّ اللّٰهَ يَقُولُ أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي وَأَنَا مَعَهُ إِذَا دَعَانِي‏.‏
Хазрат Абу Хурайрахра передал, что Посланники Аллаха сказали: «Воистину, Всевышний Аллах говорит: «Я такой, каким думает обо Мне Мой раб, и Я с ним, когда Он призывает Меня».” (Сахих аль-Муслим, Китаб адх-зикри ва д-ду’и ва т-таубати ва ль-истигфар, Хадис № 2675)

Цель и смысл в жизни

Кристен Фуллер, доктор медицинских наук, является успешным научным автором в области психического здоровья, врачом и писательницей. В одной из своих статей для журнала Psychology Today она пишет:

«Независимо от того, что приносит вам смысл и целеустремленность, важно иметь чувство целеустремленности.
Исследования показывают, что люди, обладающие сильным чувством цели и смысла в жизни, как правило, имеют лучшее психическое здоровье, общее самочувствие и когнитивные функции по сравнению с теми, у кого отсутствует чувство цели». (“Как создание чувства цели может повлиять на ваше психическое здоровье”, 7 марта 2022, www.psychologytoday.com )

Ислам стремится освободить людей от оков этого мира через подчинение одному только Всемогущему Богу. Это учит нас, что наше спасение заключается в принятии Аллаха как нашего Создателя и подчинении себя Его учению. В то время как человеческим существам позволено наслаждаться и развлекаться в Божьих пределах и достигать своих мирских целей, стремление к Богу имеет приоритет над всем остальным. Это обеспечивает особую цель в жизни.

Основатель ахмадийята Мирза Гулам Ахмад научил нас, что стремление к Богу должно быть нашей высшей целью в жизни и что если мы признаем этот факт и будем работать над его достижением, это может утолить нашу жажду и чувство бесцельности. Он пишет:

«Наш рай находится в нашем Боге. Наше высшее наслаждение – в нашем Боге, ибо мы видели Его и нашли в Нем всю красоту. Это богатство стоит того, чтобы его приобрести, хотя, возможно, для его приобретения придется отдать свою жизнь. Этот рубин стоит приобрести, хотя, возможно, для его приобретения придется потерять себя. О вы, обделенные! Поспешите к этому источнику, ибо он насытит вас». (Ноев ковчег, стр. 35)

Легкость после трудностей

Для любого человека, борющегося с депрессией или подавленным настроением, еще одним вдохновляющим посланием, содержащимся в Священном Коране, является универсальная истина о том, что жизнь наполнена периодами трудностей и легкости. С каждым испытанием Аллах обещал легкость. Как говорится, свет в конце туннеля – это не иллюзия, туннель таков.

В Священном Коране Аллах утверждает:
فَاِنَّ مَعَ الۡعُسۡرِ يُسۡرًا اِنَّ مَعَ الۡعُسۡرِ يُسۡرًا

«Конечно, после трудностей наступает легкость. [Да], воистину, после трудностей наступает облегчение» (Сура аль-Иншира, гл.94: ст.6-7).

Таким образом, Священный Коран учит нас мужественно преодолевать трудности и периоды невзгод и не терять надежду. Святой пророк Мухаммадса учил нас, что если мы терпеливо переносим невзгоды и не теряем веру в Аллаха, это становится источником награды для нас в последней жизни или в жизни вечной. Он заявил:
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ وَأَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّهُمَا سَمِعَا رَسُولُ اللّٰہ صَلّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ‏: ‏مَا يُصِيبُ الْمُؤْمِنَ مِنْ وَصَبٍ وَلاَ نَصَبٍ وَلاَ سَقَمٍ وَلاَ حَزَنٍ حَتّى الْهَمِّ يُهَمُّهُ إِلاَّ كُفِّرَ بِهِ مِنْ سَيِّئَاتِهِ‏.
Хазрат Абу Хурайрахра сообщил: «Мы слышали, как Посланники Аллаха говорили: “Никогда верующий не испытывает дискомфорта, трудностей или болезней, горя или даже душевного беспокойства из-за того, что его грехи не искуплены за него». (Сахих Муслим, Китаб аль-бирри уас-силати ва ль-адаб, хадис 2573)
Таким образом, даже при том, что мы не знаем, добьемся ли мы в конечном счете успеха в решении наших проблем, исламские принципы таковы, что при абсолютном доверии Аллаху каждый день и шаг верующего должны быть лучше предыдущего. Аллах утверждает в Священном Коране:

وَلَلۡاٰخِرَةُ خَيۡرٌ لَّکَ مِنَ الۡاُوۡلٰي
«Воистину, [каждый последующий час] лучше для тебя, чем [тот], который предшествует». (Сура ад-Дух, гл.93: ст.5)

Не изолируйте себя

Исследования показали, что социальная изоляция в некоторых случаях тесно связана с проблемами психического здоровья; см., например, Holt-Lunstad et al., 2015. Это означает, что люди, которые отдаляются от друзей и семьи, занятий, которые им нравятся, и общественных собраний, которые они посещали бы в противном случае, с большей вероятностью столкнутся с такими проблемами.

Независимо от того, считает ли человек, что проблемы с психическим здоровьем приводят к социальной изоляции или что социальная изоляция приводит к проблемам с психическим здоровьем, реальность такова, что они тесно связаны друг с другом.

Правительство провинции Альберта (Канада) разместило на своем веб-сайте следующую информацию о влиянии социальной изоляции на психическое здоровье человека:

«Социальная изоляция и одиночество могут повлиять на ваше физическое, умственное и эмоциональное благополучие. Они могут привести к проблемам со здоровьем, таким как болезни сердца, проблемам психического здоровья, таким как депрессия и слабоумие, и ранней смерти». (“Наркомания и психическое здоровье, Службы здравоохранения Альберты”, 6 января 2022 года, https://myhealth.alberta.ca )

Ислам, будучи наиболее общинной религией, может помочь решить проблему социальной изоляции. В религии ислам есть много заповедей и учений, которые подталкивают людей к взаимодействию с другими.
Ежедневные молитвы – одна из важнейших составляющих ислама. Мусульманам рекомендуется собираться в мечетях или молитвенных центрах, чтобы вместе возносить молитвы в собрании. Еженедельные пятничные молитвы собирают людей с гораздо большей территории.

Наконец, мусульмане со всего города собираются на праздничную молитву два раза в год. Хадж, паломничество в Мекку, идет еще дальше, поскольку позволяет мусульманам со всех уголков мира объединиться для совершения паломничества. Таким образом, религия ислам предоставляет мусульманину широкие возможности для общения с другими, поиска людей со схожей природой и склонностями и преодоления социальной изоляции.

Существует также много других исламских учений и практик, которые могут помочь человеку, борющемуся с социальной изоляцией. Некоторые из них помогают пожилым родителям, навещают больных людей, кормят бедных и т.д.

Что касается социальной изоляции, мы также находим следующие наставления Святого пророка Мухаммада, которые он оставил своей умме:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَن الْوَحْدَةِ أَنْ يَبِيتَ الرَّجُلُ وَحْدَهُ أَوْ يُسَافِرَ وَحْدَهُ

«Ибн Умарра сообщил, что Пророк, да благословит его аллах и приветствует, запретил изоляцию, чтобы человек проводил ночь в одиночестве или путешествовал в одиночку». (Муснад Ахмад, 5650)

Облегчение от горя

В своей книге “Сират-уль-Махди” Хазрат Мирза Башир Ахмад (Второй халиф ахмадийской общины) собрал различные рассказы об «Обетованном Мессии» Мирзе Гуламе Ахмаде. В одном из таких повествований он пишет:
“Хазрат Миан Абдулла Санори Сахиб рассказывает мне, что Обетованный Мессия часто говорили:

خدا داري چہ غم داري
«Когда Бог твой, какое горе может быть у тебя?» (Сират-уль-Махди, том 1, повествование 174)
Точно так же в Малфузате записано, что Обещанный Мессия однажды сказал:

کوئی مشکل مشکل اور کوئی مصيبت مصيبت رہ نہيں سکتی اگر کوئی شخص استقامت اور صبر اپنا شيوہ کر لے اور خدا تعالیٰ پر توکل اور بھروسہ کر لے۔ خدا داری چہ غم داری۔

«Никакие трудности или невзгоды не могут продолжаться, если человек демонстрирует стойкость и терпение, возлагая упование на Всемогущего Бога. ”Когда Бог твой, какое горе может быть у тебя?»Малфузат [1984], том 5, стр. 274)

Таким образом, с исламской точки зрения, у человека всегда должна быть сильная вера в Аллаха, сопровождаемая Его поминанием и поклонением. Во времена испытаний и трудностей он или она не должны терять надежду.

На самом деле, ислам учит нас использовать все наши данные Богом способности для решения проблем, доверяя Аллаху в достижении наилучшего возможного результата. Даже если результаты оказываются не такими, как мы ожидали, мы принимаем их как божественный указ. Наконец, как мусульмане, мы всегда помним, что эта жизнь временна и что высшая справедливость и награда ожидаются в будущей жизни. Священный Коран учит нас прекрасной молитве:

رَبَّنَاۤ اٰتِنَا فِي الدُّنۡيَا حَسَنَةً وَّفِي الۡاٰخِرَةِ حَسَنَةً وَّقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Господь наш, даруй нам добро в этом мире, так же как и в мире грядущем, и защити нас от мучений в огне». (Сура аль-Бакара, гл.2: ст.202)

Лукман Ахмед, Оттава, Канада

Al-Hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать