Главная Мир сегодня «Третьего Рима» быть не может: Православный “Вселенский” патриарх обвинил русскую церковь в этнофелетизме

«Третьего Рима» быть не может: Православный “Вселенский” патриарх обвинил русскую церковь в этнофелетизме

через Исмаил
0 комментарий 17

В многомерном смысле межхристианского и межрелигиозного диалога, а также в контексте продолжающейся войны в Украине, Вселенский Патриарх Варфоломей приветствовал генерального секретаря Всемирного совета церквей (ВСЦ), профессора Джерри Пиллэй и участников Постоянного комитета по консенсусу и сотрудничеству этой международной межцерковной организации на Фанаре .

Комитет, сопредседателями которого являются старец митрополит Халкидонский Эммануил и протестант преподобный Салли Дик, состоит из 14 членов, 7 из которых православные, собравшиеся в эти дни в Константинополе по приглашению Вселенского Патриархата.

В своем выступлении Вселенский Патриарх выразил гордость за то, что Вселенский Патриархат был одним из членов-основателей ВСЦ в 1948 году, и выразил удовлетворение работой этого постоянного комитета, призвав его членов продолжать свою миссию в прозрачном и открытом диалоге с другими.

Он напомнил о позиции Святого и Великого Собора Православной Церкви, созванного на Крите в 2016 году, о том, что «честный межконфессиональный диалог способствует развитию взаимного доверия, содействию миру и примирению. Церковь стремится к тому, чтобы «мир свыше» более ощутимо ощущался на земле. Истинный мир достигается не силой оружия, а только любовью, которая «не ищет своего» (1 Коринфянам 13:5). Елей веры должен быть использован для успокоения и исцеления ран других, а не для того, чтобы разжечь новый огонь ненависти» (Энциклика, параграф 17). Как сказал Патриарх, Константинопольская Церковь понимает силу диалога в укреплении единства между православными, в содействии примирению между христианами, в наведении мостов мира между религиями. Эта открытость к диалогу распространяется и на социальные вопросы, в частности, на защиту окружающей среды.

В другом месте своего выступления Патриарх подчеркнул, что в мире, находящемся в кризисе, с более чем многочисленными конфликтными зонами по всему миру, мы должны усилить наши молитвы к Триединому Богу о мире и справедливости. «Мы особенно обеспокоены неоправданной войной в Украине и необходимостью мирного прекращения конфликтов на Ближнем Востоке. Нельзя не упомянуть и другие случаи в Африке, Азии и Центральной Америке, где речь идет о христианских общинах. Наши молитвы с самыми уязвимыми и нуждающимися», – сказал он, пожелав, чтобы Господь мира позволил миру снова жить в мире.

«Особенно нынешний украинский кризис из-за неспровоцированной российской агрессии в феврале 2022 года является эпицентром геополитического землетрясения и духовной угрозы. Европа очнулась от глубокой иллюзии, согласно которой война на ее континенте осталась в прошлом. Будучи материально и интеллектуально неподготовленной, Европа быстро адаптировалась к этой неожиданной ситуации, получив интеллектуальную помощь от своих новых членов. Исход этой войны, несомненно, определит дальнейшую эволюцию как Европы, так и мира».

Вселенский Патриарх сослался на исторические и церковные связи Константинопольской Церкви с географическим пространством вокруг оси Киев-Москва, которые начались с крещения в 988 году правителя Киевской Руси Владимира, и напомнил, что позже, в 1589 году, Русская Церковь получила Патриарший статус от Вселенского Патриархата.

Однако уже после падения Константинополя под натиском османов в 1453 году стала пробиваться голословная идеология о том, что Москва может стать преемником Константинополя в качестве духовного лидера православного мира. По мнению его сторонников, Москва должна была стать «Третьим Римом» после «падшего Второго» — Константинополя. Однако никогда не было «Первого» и «Второго Рима», следовательно, никогда не может существовать и «Третьего Рима». Есть только Древний Рим и Новый Рим-Константинополь.

Нынешним воплощением этнофилетизма является фундаменталистская идеология «Русского мира». Это выражение описывает предполагаемую цивилизационную сферу, включающую Россию, Украину и Белоруссию, а также этнических русских по всему миру, политически и религиозно руководимых и направляемых московским центром. «Русский мир» преподносится как ответ «коррумпированному Западу». Эта идеология является главным инструментом «духовной» легитимации вторжения в Украину».

Говоря о роли Вселенского Патриархата, Вселенский Патриарх подчеркнул, что «в этом контексте роль Вселенского Патриархата и его уникальное духовное руководство становятся все более важными в современном мире. Константинопольская Церковь намерена подавать пример, демонстрируя, как Церкви и религиозные лидеры должны быть частью прогресса, который будет способствовать мирному сосуществованию, справедливости и равенству. По этой причине она находится на переднем крае организации международных экуменических и межрелигиозных конференций, осознавая, что инструмент подлинного диалога может помочь предотвратить ужасное насилие над религиями со стороны фанатиков и экстремистов и противостоять нетерпимости и предрассудкам, и следуя наставлению апостола Павла: «Если это возможно, насколько это зависит от вас, жить в мире со всеми» (Рим. 12:18)».

Читайте ниже полный текст речи Вселенского Патриарха Варфоломея

Уважаемый Генеральный секретарь,

Уважаемые члены Постоянного комитета по консенсусу и сотрудничеству,

С особой радостью мы приветствуем вас сегодня на Фанаре – кафедре Великой Церкви Христовой, Вселенского Патриархата. Ваш визит в Константинополь, сегодняшний Стамбул, дает вам возможность встретиться с другими христианскими общинами и Церквами, которые являются важнейшими составляющими большой семьи Всемирного Совета Церквей.

Мы еще раз выражаем удовлетворение общим свидетельством, которое является частью миссии Собора, и особенно гордимся тем, что в 1948 году стали одной из его основателей – Церквей-членов. Мы также особенно довольны работой Постоянного комитета по консенсусу и сотрудничеству, который является продолжением работы Специальной комиссии, созданной по мандату восьмой Генеральной Ассамблеи в Зимбабве в 1998 году. Особая комиссия стимулировала создание этого Комитета именно с акцентом на более тесное сотрудничество с членами Православной Церкви на Соборе. Вы определенно лучше знаете свой мандат. Мы просто призываем вас продолжать свою миссию в прозрачном и открытом диалоге с другими.

Вселенский Патриархат имеет многолетний опыт сосуществования с другими религиями и различными христианскими конфессиями. Однако этот опыт не всегда был мирным и легким, особенно когда он был сформирован подъемом национализма во второй половине 19-го века, глобальными геополитическими силами на протяжении 20-го века и подъемом фундаментализма в первой четверти 21-го века. Ряд исторических событий сформировал отношение православных к религиозному плюрализму, изменив наш мировой конфессиональный ландшафт и наше понимание роли религиозных организаций на мировой арене.

В этом контексте тем более важны слова Святого и Великого Собора Православной Церкви, созванного на Крите в 2016 году: «Честный межконфессиональный диалог способствует развитию взаимного доверия, содействию миру и примирению. Церковь стремится к тому, чтобы «мир свыше» более ощутимо ощущался на земле. Истинный мир достигается не силой оружия, а только любовью, которая «не ищет своего» (1 Коринфянам 13:5). Елей веры должен быть использован для успокоения и исцеления ран других, а не для того, чтобы разжечь новый огонь ненависти» (Энциклика, параграф 17).

Константинопольская Церковь понимает силу диалога в укреплении единства между православными, в содействии примирению между христианами и в наведении мостов мира между религиями. Эта открытость к диалогу распространяется и на социальные вопросы, в частности, на защиту окружающей среды. В этом смысле встреча и диалог требуют риска как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Диалог всегда носит личностный характер, поскольку предполагает взаимодействие уникальных, незаменимых личностей, личность которых неразрывно связана с их индивидуальными социальными, культурными и религиозными особенностями. Противодействие экуменическому или межрелигиозному диалогу, как правило, происходит от страха и невежества. Участие в таких диалогах не означает отрицание собственной конфессии или веры, а скорее корректировку своей точки зрения по отношению к другому. Таким образом, она также может исцелить и развеять предрассудки и способствовать взаимопониманию и плавному разрешению конфликтов. Предвзятость и предрассудки коренятся в неверном представлении о Другом – вот почему диалог необходим, так как он может отогнать подозрения. Однако она эффективна только в том случае, если она проводится в духе инклюзивности, взаимного доверия и уважения.

Дорогие братья и сестры!

Очевидно, что в мире, находящемся в кризисе, с более чем многочисленными конфликтными зонами по всему миру, мы должны усилить наши молитвы к Триединому Богу о мире и справедливости. Особую озабоченность вызывает неоправданная война в Украине и необходимость мирного прекращения конфликтов на Ближнем Востоке. Нельзя не упомянуть и другие случаи в Африке, Азии и Центральной Америке, где речь идет о христианских общинах. Наши молитвы с самыми уязвимыми и нуждающимися. Пусть Господь мира даст миру снова жить в мире, как говорит Псалмопевец: «Я буду слушать, что говорит Бог Господь; Он обещает мир народу Своему, верным рабам Своим» (Пс. 85:8).

Особенно нынешний украинский кризис, вызванный неспровоцированной российской агрессией в феврале 2022 года, является эпицентром геополитического землетрясения и духовной угрозы. Европа очнулась от глубокой иллюзии, согласно которой война на ее континенте осталась в прошлом. Будучи материально и интеллектуально неподготовленной, Европа быстро адаптировалась к этой неожиданной ситуации, получив интеллектуальную помощь от своих новых членов. Исход этой войны, несомненно, определит дальнейшую эволюцию как Европы, так и мира.

Религиозное пространство, организованное вокруг оси Киев-Москва, является первоначальным творением Вселенского Патриархата Константинополя и Византийской империи. Этот процесс начался более тысячи лет назад с крещения в 988 году Владимира, правителя Киевской Руси, огромной территории, соединяющей Балтику с Черным морем. За прошедший с тех пор период политическая карта этого региона претерпевала последовательные изменения, через которые болезненно проступала Украина и украинская идентичность. На протяжении всех этих исторических течений восточное и западное христианство пересекались, оставляя после себя смешанную религиозную среду.

Россия также вышла из этого первоначального творения. В 1589 году ее Церковь получила от Вселенского Патриархата возведение в патриаршее достоинство. Однако уже после захвата Константинополя османами в 1453 году начала пробиваться необоснованная идеология о том, что Москва может стать преемником Константинополя в качестве духовного лидера православного мира. По мнению его сторонников, Москва должна была стать «Третьим Римом» после «падшего Второго» — Константинополя. Однако никогда не было «Первого» и «Второго Рима», следовательно, никогда не может существовать и «Третьего Рима». Есть только Древний Рим и Новый Рим-Константинополь.

Нынешним воплощением этнофилетизма является фундаменталистская идеология «Русского мира». Это выражение описывает предполагаемую цивилизационную сферу, включающую Россию, Украину, Белоруссию, а также этнических русских по всему миру, политически и религиозно руководимых и направляемых московским центром. «Русский мир» преподносится как ответ «коррумпированному Западу». Эта идеология является главным инструментом «духовной» легитимации вторжения в Украину.

Нынешнее развитие событий уходит корнями в 20-й век, когда Православная Церковь продемонстрировала реальную пластичность по отношению к политическим контекстам, начиная от государственной религии и заканчивая угнетением при официальном атеизме. Смена геополитических парадигм – это долгий и сложный процесс, который продолжает давить на мозаику православной духовности, катализируя веру, идентичность, территорию и политику. В этом контексте роль Вселенского Патриархата и его уникальное духовное руководство становятся все более важными в современном мире.

Константинопольская Церковь намерена подавать пример, демонстрируя, как Церкви и религиозные лидеры должны быть частью прогресса, который будет способствовать мирному сосуществованию, справедливости и равенству. По этой причине она находится на переднем крае организации международных экуменических и межрелигиозных конференций, осознавая, что инструмент подлинного диалога может помочь предотвратить ужасное насилие над религиями со стороны фанатиков и экстремистов, противостоять нетерпимости и предрассудкам, и следуя наставлению апостола Павла: «Если это возможно, насколько это зависит от вас, жить в мире со всеми» (Рим. 12:18).

В этом духе мы еще раз сердечно приветствуем всех вас и надеемся, что вы получите удовольствие от встречи и визита. Пусть Бог надежды наполнит вас всей радостью и миром, если вы доверитесь Ему. Аминь!

Источник Orthodox Times

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать