Главная Мир сегодня ЧТО ТАКОЕ «ЭЛЛИНОТЮРКИЗМ?»

ЧТО ТАКОЕ «ЭЛЛИНОТЮРКИЗМ?»

через Исмаил
0 комментарий 19

Богом и историей было так предопределено, что два значимых в мировой истории народа, греческий и турецкий, живут бок о бок, начиная с XI века. События этих столетий безоблачными не назовешь, было в них много драматических и даже трагических страниц. Но одновременно, как и в истории других народов, имеющих многовековую историю совместного существования, у греческого и турецкого народов не могла не возникнуть, идея об определенном культурно-политическом синтезе греков и турок.

И такая концепция возникла, получив название эллинотюркизм ( греч . Ελληνοτουρκισμός , романизированное : Ellinotourkismós ; турецкое : Helenotürkizm ). Она рассматривала и рассматривает географическое соседство двух этих народов как некое цивилизационное единство, и пытается сформулировать на этом основании некое подобие пригодной для нашего времени политической идеологии.

Современные адепты «эллинотюркизма» возводят его истоки к XV веку к философу и ритору -латинисту ГеоргиюТрапезундскому ( 1395-1486).

Он родился на греческом острове Крит (тогда это была венецианская колония, известная как королевство Кандия ) и получил свою фамилию Трапезунций (Трапезундский) из-за, что его предки были выходцами из Византийской Греческой Трапезундской империи, одного из государств-наследниц единой Византии, существовавших с 13 в. В 30х годах он отправился в Италию, где выучил латынь, с скоро стал одним из ведущих ученых своего времени. Правда, яростные нападки Георгия на Платона и апологетика Аристотеля, вкупе с не всегда корректными переводами с греческого этих двух ключевых фигур античной философии, привели к тому, что он лишился покровительства папского двора в Риме и вынужден был искать убежища в неаполитанском королевстве. Правда в 1471 г он вернулся, сделал еще много переводов древнегреческих ученых на латынь, написал 7грамматику латинского языка, и вообще прожил довольно долгую по средневековым меркам жизнь-90 лет.

Известно, что в 1466 году Георгий Трапезундский направил Султану Мехмету II Фатиху, завоевавшему в 1453 г Константинополь и провозгласившего себя тогда же «римским императором» (что никем, кроме Константинопольского патриарха, в котором предлагал синтез православия и ислама, правда, последний подразумевался в форме алевизма, неортодоксального мусульманского течения, в котором нет пятикратной молитвы с земными поклонами и многих других известных элементов мусульманской догматики и практики. При этом, ученый величал султана «владыкой «ромеев» (греков) и турок».

Георгий Трапезундский

Всем очевидно, что пятьсот лет, в течение которых Греция и греки находились под османским гнетом, сформировали не самую благоприятную среду для подобных идей и концепций. Позитивные периоды в отношениях двух стран и народов наметились лишь во второй половине ушедшего столетия да и то, они сменялись и сменяются периодами охлаждения и отчуждения.

«Эллинотюркизм» был оживлен в середине прошлого века известным греческим историком и дипломатом Димитриосом Кицикисом, который активно педалировал эту идею, начиная с 1966 г, успев за свою карьеру побывать советником двух президентов – греческого (Константинас Караманлис) и турецкого (Тургут Озал). Об этом мы расскажем в отдельной статье.

Согласно Димитриосу Кицикису , со времен Персидской империи и Александра Македонского до распада Османской империи в 20 веке нашей эры т.н «промежуточный регион» междк Балканами, Анатолией и Средним Востоком представлял собой, некое единство, «экуменическую империю», которая имела общие цивилизационные характеристики, несмотря на то, что она последовательно переходила в руки персов, греков, римлян, византийцев и, наконец, османов. Эта центральная цивилизация Промежуточного региона, существующая со времен Кира Великого, несла в себе характеристики, начиная с 11 века нашей эры и в течение последней тысячи лет, греческой и турецкой культур. Цементирующим единством этих культур и был «эллинотюркизм».

Кстати, фундаментальный труд Димитриоса Кицикиса по истории Османской империи, где он излагает подобные взгляды издан на русском языке, в Москве (На перекрестке цивилизаций: Поль Лемерль, История Византии. Димитрис Кицикис, Османская империя. Весь Мир, М.2006 г.)

По мнению современных сторонников этой идеи, возрождение такого единения сегодня создало бы новую глобальную и региональную, военную и экономическую силу в рамках Европейского Союза и НАТО , которая также мирно разрешила бы текущие споры между кипрскими, греческими и турецкими государствами и общинами, такие как проблема Кипра , проблемы Эгейского моря , а также споры о морских границах в Средиземном море между двумя кипрскими общинами и тремя странами.

Эта двуязычная «Греко-турецкая конфедерация» ( Восточно-средиземноморская конфедерация ) между Грецией , Турцией и Кипром (со столицами в Афинах , Анкаре и Никосии и парламентом конфедерации в Стамбуле ) будет (в некоторой степени) реинкарнацией Византийской / Османской империй ; таким образом заполняя политический, культурный и экономический вакуум, оставленный отсутствием этих двух исторических сверхдержав в регионе Восточного Средиземноморья. Она будет обладать самой большой экономикой и армией в регионе, охватывающем Балканы , Ближний Восток , Восточное Средиземноморье , Кавказ и Центральную Азию , и может стать ключевой мировой великой державой из-за своего географического положения.

Есть сведения, что на эту концепцию обращал внимание, глава пришедших к власти в Греции в 1967г «черных полковников» Гиоргис Попадопулос По утверждениям Янниса Мазиса, греческого профессора тюркологии и евразийских наук в турецком Университете Босфора , Пападопулос «в то время считал возможность создания такой конфедерации реалистичной и возможной к осуществлению в течение следующих 40 лет».

Конечно же нельзя отрицать взаимовлияние исторического. Цивилизационного, этнического и культурно-языкового характера между греками и турками за пять столетий пребывания в рамках одного государства. Османы и другие народы империи, приобщились к античной и византийской культуры, некоторое число греков приняло ислам и среди таких людей можно встретить много значимых фигур в истории турецкой османской империи. Но не следует забывать, что у греко-турецких отношений, как связи между двумя народами, имеется и значительная отягощенная историческая наследственность. Кроме того, опыт начала 90-х годов прошлого столетия показал нежизнеспособность единых многонациональных государств федеративного и конфедеративного типа, причем даже , если между входящими в такое государство народами нет уж очень острых проблем во взаимоотношениях (пример- СССР, Чехословакия, Югославия).
Но наше время также настойчиво диктует странам и народам необходимость как-то преодолевать, изживать негативное наследие прошлого. Часто это удается, например, русским и немцам, полякам и немцам, афроамериканцам и белым гражданам США. Для турок и греков также важно следовать этим путем. Греки и турки опять же обречены быть соседями и не жизненно необходимо, чтобы это соседство было без острых, антагонистических противоречий. И может именно сейчас имеет смысл практического обращения к «эллинотюркизму». Но не как к политико-идеологической модели, а как копилке опыта исторического, политического, экономического и культурного взаимодействия двух стран и народов.

Сейчас, можно сказать, что двусторонние греко-турецкие отношения находятся в проблемной, но отнюдь не в острокритической фазе. Более того, заметно последовательное стремление нынешнего афинского руководства во главе с Кириакосом Мицотакисом решить имеющиеся в отношениях с соседом проблемы дипломатическим путем. Об этом свидетельствуют, в частности, недавние события в правящей партии «Неа Демократиа», связанные с исключением из нее экс-премьера, а ныне просто парламентария Антониса Самариса за его критику курса правительства Мицотакиса в отношении Турции. как слишком мягкого и дипломатичного и требование более жестких шагов в отношении Анкары.

Также и турецкий президент Эрдоган в публичной политике придерживается курса на диалог с Афинами. Однако недавняя смена власти в Сирии и приход к ней исламистских политических сил, за которыми стоит ныне правящая в Турции элита, потенциально может изменить ситуацию в греческо-турецких отношениях в сторону усложнения. Поэтому опыт «эллинотюркизма» и в наши дни сохраняет свою актуальность.

Валерий Емельянов  ИАЦ  «Время и мир»

Иллюстрация. Флаг предполагаемой греко-турецкой конфедерации

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать