1 января 2025 года Польша заняла пост председателя Совета Европейского союза (ЕС). Система ротации ЕС, при которой председательство меняется каждые шесть месяцев, знаменует начало нового трио председательств во главе с Польшей, Данией и Кипром. Польша будет председательствовать до 31 июня, в течение которого она будет определять политическую повестку дня ЕС, учитывая собственные национальные интересы.
После спорного срока полномочий Венгрии, где высшие должностные лица ЕС бойкотировали встречи в Будапеште, ожидается, что польское председательство будет заметно отличаться. Венгрия стала первой страной , которая председательствовала в ЕС, находясь под санкциями ЕС из-за напряженности в сфере верховенства права.
Более того, к большому огорчению ЕС, евроскептический премьер-министр Венгрии Виктор Орбан предпринял односторонние « миротворческие миссии » в Москву и Киев во время своего председательства в ЕС. С другой стороны, победа проевропейского Дональда Туска на парламентских выборах в Польше в 2023 году над националистической и евроскептической партией «Право и справедливость» (PiS), которая правила Польшей в течение восьми лет, ознаменовала возвращение Варшавы в европейский мейнстрим, уже подкрепленное ее ведущей ролью в ответе Европы на российскую агрессию.
Опыт Туска, основанный на его работе на посту бывшего главы Совета ЕС в 2014–2019 годах и на посту премьер-министра во время первого председательства Польши в ЕС в 2011 году, гарантирует, что ЕС будет в надежных руках во время председательства Польши.
Польша берет на себя управление в критический для Европы момент — война России и Украины вступает в четвертый год, а по другую сторону Атлантики неопределенности, сопровождающие Трампа 2.0, нависают над ней. Тем временем, вскоре появится новая законодательная база будущей Европейской комиссии.
Польские приоритеты
Туск подчеркнул необходимость ЕС «думать по-польски», что сделает его способным «не только к выживанию, но и к политическому наступлению». Главной темой и девизом польского председательства является « Безопасность, Европа! », при этом безопасность организована по семи измерениям : внешняя безопасность, внутренняя безопасность, энергетическая безопасность, экономическая безопасность, продовольственная безопасность, безопасность здравоохранения и информационная безопасность. Это охватывает комплексный подход к безопасности, который выходит далеко за рамки военной сферы.
Внешние аспекты безопасности включают в себя постоянную поддержку Украины, а также наращивание внутреннего оборонного производства для расширения оборонной промышленности Европы. Это включает в себя мобилизацию больших европейских оборонных расходов, которые достигли рекордных 279 миллиардов евро в 2023 году — на 10 процентов больше, чем в 2022 году — но также требуют дополнительных 500 миллиардов евро в течение следующего десятилетия, согласно отчету Марио Драги о конкурентоспособности.
Ключевым приоритетом является укрепление восточного фланга Организации Североатлантического договора (НАТО) посредством инициатив по оборонной инфраструктуре, таких как « Восточный щит» , который Польша хочет, чтобы ЕС и его государства-члены совместно финансировали. Такие инициативы, как финансирование военно-промышленного комплекса ЕС в период 2025-2027 годов, не соответствуют требованиям финансирования, и Польша выступает за использование общих еврооблигаций для обороны. Внешняя безопасность также включает в себя решение проблем на внешних границах ЕС и гибридных угроз, таких как «инструментализация миграции».
В то время как Европа готовится к запланированным Трампом пошлинам на европейский импорт, а экономические связи с другим ее основным торговым партнером, Китаем, остаются напряженными, экономическая безопасность, которая включает в себя углубление единого рынка и устранение барьеров для трансграничной торговли, выделяется как ключевой приоритет.
Что касается продовольственной безопасности, то польская программа подчеркивает «конкурентоспособное и устойчивое европейское сельское хозяйство». В этом контексте подчеркивается сильная Единая сельскохозяйственная политика для поддержки фермеров и укрепления их позиций в цепочках создания стоимости, а также развитие сельских районов. Польша также намерена решать проблемы, возникающие в связи с будущим расширением ЕС в этом секторе.
Программа подтверждает необходимость повышения энергетической безопасности за счет диверсификации и дальнейшего снижения зависимости от российских источников. Она также требует снижения зависимости от импортных технологий, компонентов и критически важного сырья, одновременно снижая расходы для европейских граждан и предприятий. Польша выступает за более гибкую политику в области энергетики и климата, уделяя особое внимание «вознаграждениям и стимулам [а не] штрафам и обязательствам».
Информационная безопасность подразумевает усиление кибербезопасности, а также борьбу с дезинформацией и манипуляцией информацией. В отношении безопасности здоровья Польша фокусируется на решении проблем психического здоровья, поддержке цифровой трансформации здравоохранения и укреплении европейского фармацевтического производства.
Программа также подчеркивает необходимость укрепления трансатлантических связей, и среди стран-членов ЕС Польша хорошо подготовлена к этому. Презрение Трампа к НАТО и его обещание закончить войну в течение 24 часов на условиях, которые, скорее всего, будут выгодны России, вызывают беспокойство у Варшавы. Тем не менее, Польша, несмотря на то, что является одним из самых ярых сторонников Украины, находится на одной волне с Трампом, когда речь заходит о необходимости увеличения европейских оборонных расходов, подавая пример.
В настоящее время Польша тратит 4 процента своего ВВП (валового внутреннего продукта) на оборону, что намного превышает пороговое значение НАТО в 2 процента, и она намерена увеличить этот показатель до 4,7 процента в 2025 году. Более того, 35 процентов польского оборонного бюджета направляется на закупку американского оружия, что закрепляет статус Варшавы среди пяти крупнейших импортеров американской военной техники и тем самым реализует стремление Трампа « покупать американское ».
В других приоритетах Польша будет призывать ЕС ввести дополнительные санкции против России, и ожидается, что 16 -й пакет санкций будет принят в феврале 2025 года. Она также сосредоточится на ускорении расширения ЕС после решения ЕС в декабре 2023 года начать переговоры о членстве с Украиной и Молдовой.
Может ли Польша обеспечить выполнение своих еврообязанностей?
Одно предостережение — это президентские выборы в Польше , которые запланированы на май 2025 года, решающее голосование за будущее страны, представленное как выбор между крайне правыми и правоцентристами. Это может отвлекать, особенно с учетом того, что несколько инициатив ЕС, таких как Европейский зеленый курс, торговое соглашение ЕС-МЕРКОСУР и соглашение об импорте зерна с Украиной , не пользуются поддержкой польских избирателей. Тем не менее, такие государства-члены, как Франция и Испания, провели национальные выборы во время своего председательства в ЕС, доказав, что внутреннее политическое давление и амбиции ЕС можно сбалансировать.
Война России против Украины подтвердила предупреждения Польши о российской агрессии и зависимостях Западной Европы, повысив авторитет Польши. По словам польского министра по делам ЕС Адама Шлапки, Польша теперь является «экспертом по самым большим вызовам», с которыми сталкивается Запад.
Для Польши председательство является дополнительной возможностью укрепить свою роль как крупного европейского центра силы, учитывая смещение центра тяжести Европы на восток, усиленное политическими потрясениями в традиционных центрах — Париже и Берлине . Более того, возвращение Туска к власти в Польше также вызвало возрождение Веймарского треугольника. С другой стороны, участие Польши во встрече Nordic-Baltic 8 (NB8) в ноябре 2024 года отражает ее все более тесные связи с северными и балтийскими странами, которые разделяют ее опасения по поводу безопасности в отношении России.
Польше придется преодолеть непростую ситуацию, но она хорошо подготовлена к председательству в ЕС, демонстрируя стратегическое дальновидное мышление, действенное лидерство и способность объединять государства-члены.
Об авторе: Шайри Малхотра — заместитель директора Программы стратегических исследований в Observer Research Foundation.
источник Observer Foundation