Главная Мир сегодня Как Сирии преодолеть раскол по национально-религиозному признаку и сохранить единство

Как Сирии преодолеть раскол по национально-религиозному признаку и сохранить единство

через Исмаил
0 комментарий 14

В пригороде Дамаска Ашрафия-Сахная звуки молитвенных колоколов и муэдзинов мирно вплетались в ритм повседневной жизни. Здесь семьи из разных общин Сирии — суннитов, друзов, христиан и алавитов — делились друг с другом хлебом и с одинаковой искренностью обменивались поздравлениями с Идом и Рождеством. Но эта культура взаимного уважения, и без того подорванная более чем десятилетней гражданской войной, теперь находится на грани полного исчезновения.

Небольшого аудиоклипа, загруженного в интернет в конце апреля, оказалось достаточно, чтобы запустить череду разрушительных событий. В течение нескольких дней хрупкий общественный договор в Сирии рухнул в тех местах, которые считались стабильными. Между вооружёнными группировками и гражданскими лицами вспыхнули ожесточённые столкновения. Силы безопасности, которые в такие напряжённые моменты считались защитниками, либо отсутствовали, либо были обвинены в сговоре. Целые районы превратились в поля сражений.

Для тех, кто следит за долгим и кровавым путём Сирии с 2011 года, возрождение межконфессиональных распрей в последние месяцы — это предупреждение не столько о прошлом, сколько о будущем. В то время как переходное правительство во главе с президентом Ахмадом Аш-Шараа пытается сориентироваться в нестабильной политической обстановке, а крупные мировые державы отвлечены другими кризисами, некоторые меньшинства в Сирии задаются вопросом, какое место они займут в будущем страны.

Послание этих региональных аналитиков можно сформулировать следующим образом: сирийское правительство должно быть готово прислушаться к своим гражданам и открыть путь к политическим изменениям, а не к военным решениям или правлению вооружённых формирований. Оно должно принять и вовлечь в процесс различные этнические и религиозные сообщества страны и взять на себя обязательства по политической интеграции.

Последняя волна беспорядков началась 26 апреля, когда аудиозапись, подлинность которой остаётся неподтверждённой, распространилась по платформам обмена сообщениями. Мужчину, которого обвинили в том, что он критиковал пророка Мухаммеда в аудиозаписи, звали Марван Киван. Он был уважаемым учёным-друзом, известным своими инициативами в области межконфессионального диалога. Киван быстро опубликовал видео с опровержением, в котором сказал: «Тот, кто это сделал, — злодей, который хочет разжечь вражду между представителями сирийского народа». Его слова мало помогли сдержать гнев.

Друзы, небольшая религиозная община, составляющая около 3% населения Сирии, долгое время балансировали на тонкой грани между отстаиванием автономии и преданностью государству. Но к 28 апреля в Джарамане и Ашрафияте-Сахне, пригородах, которые когда-то считались образцами сосуществования, начались бои между боевиками и местными группами друзов.

Насилие быстро распространилось на юг, в деревни Сувейды — центра проживания друзов в Сирии, — такие как Ира, Расас и Аль-Сура Аль-Кубра. В течение недели было убито по меньшей мере 100 человек. Миномётные обстрелы и огонь из крупнокалиберных пулемётов велись по жилым районам. В четверг духовный лидер друзов шейх Хикмат Аль-Хаджари осудил насилие как «неоправданную кампанию геноцида» против его общины. Он призвал к международному вмешательству, чтобы помочь восстановить мир. К пятнице, 2 мая, по меньшей мере 100 человек, включая мирных жителей, были убиты.

Другие религиозные деятели друзов заняли более примирительную позицию. В совместном заявлении они подтвердили приверженность общины «стране, в которой живут все сирийцы, стране, свободной от разногласий», сообщает информационное агентство Associated Press. Они также призвали правительство обеспечить безопасность жизненно важной автомагистрали Сувейда — Дамаск, которая всё чаще становится мишенью для боевиков.

Власти выступили с заявлениями, в которых обвинили в насилии «незаконные группировки», в то время как местные активисты и правозащитники обвинили проправительственные ополчения в нападении на районы проживания друзов.

На фоне хаоса премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что его правительство нанесло авиаудары по президентскому дворцу в Дамаске 2 мая, чтобы «послать сигнал» после нападений на сирийских друзов. Для многих сирийцев это лишь усилило замешательство и укрепило мнение, что межконфессиональная политика стала инструментом иностранных манипуляций.

Джошуа Лэндис, директор Центра ближневосточных исследований при Университете Оклахомы, отверг обвинения Израиля. «Израиль пригрозил режиму Аль-Шараа, сбросив несколько предупредительных бомб, но он не может защитить друзов», — сказал он в интервью Arab News. Хуже того, добавил он, эти действия могут привести к обратным результатам. «Вмешательство Израиля в дела друзов компрометирует их в глазах многих сирийцев, которые теперь обвиняют их в предательстве».

Гассан Ибрагим, основатель Global Arab Network, пошёл дальше в своей критике роли Израиля. «Израиль не заботится о сирийских друзах, — сказал он. — Он сосредоточен на друзах в пределах своих границ и распространяет ложную информацию о том, что хочет помочь сообществу в Сирии, вместо того, чтобы оказывать реальную поддержку».

В заявлении, опубликованном в пятницу, Независимая международная комиссия ООН по расследованию событий в Сирии заявила, что продолжающиеся авиаудары Израиля могут привести к ещё большему ущербу для гражданского населения и расколу страны.

Хотя ситуация «остаётся нестабильной», в заявлении отмечается, что между лидерами в Сувейде и властями в Дамаске, как сообщается, было достигнуто предварительное соглашение. Тем не менее, в заявлении подчёркивается обязанность правительства защищать всех гражданских лиц в пределах своей юрисдикции.

Комиссия также указала на более раннее насилие в прибрежных районах Сирии в марте как на свидетельство нестабильной ситуации в сфере безопасности в стране и острой необходимости в деэскалации.

Региональные аналитики разделили обеспокоенность комиссии, предупредив, что иностранное вмешательство и углубление внутренних разногласий ставят под угрозу шансы на долгосрочный мир. Многие призвали правительство удвоить усилия по примирению и обратились к международному сообществу с просьбой поддержать инклюзивные решения под руководством Сирии.

По мнению Ибрагима, истинный путь к миру лежит не через иностранное вмешательство, а через инклюзивное, внутреннее управление. «Чем меньше негативного внешнего вмешательства, тем лучше для сирийцев, чтобы они сели и поговорили, — сказал он. — Этот процесс по-прежнему требует поддержки, в том числе взаимодействия с ООН и другими организациями, чтобы помочь сирийцам найти путь к политическому компромиссу».

Он подчеркнул, что для стабилизации ситуации в стране необходимо отстранить вооружённые группировки и начать заслуживающий доверия национальный диалог. «Для этого нужна поддержка арабских государств, соседних стран, международного сообщества и даже Израиля, который должен прекратить своё участие в конфликте», — сказал он в интервью Arab News.

Ибрагим призвал новое правительство порвать с союзниками-экстремистами и провести политические реформы. «Сирийское правительство должно быть готово прислушиваться к своим гражданам и открыть двери для политических изменений, а не для военных решений или правления вооружённых формирований, — сказал он. — Оно должно обратиться к меньшинствам и принять во внимание многонациональную и многоконфессиональную структуру Сирии».

Он также призвал правительство взаимодействовать с различными этническими и религиозными общинами Сирии и стремиться к политической интеграции. «Сирия всегда была домом для разных общин, и так должно оставаться и впредь», — сказал он, подчеркнув, что более инклюзивный подход может «обеспечить доступ к помощи в восстановлении, ослабить санкции и восстановить доверие к государственным институтам».

Такие меры, по мнению Ибрагима, не только стимулируют реформы, но и убеждают меньшинства в том, что международное сообщество по-прежнему намерено защищать их.

«Западные правительства предпочли бы, чтобы Сирия была на стороне Запада, а не снова попала под влияние экстремистов, — сказал он. — На данный момент не похоже, что мировые державы уделяют Сирии много внимания — нет реальной дорожной карты, указаний или стимулов. К Сирии сегодня относятся так же, как к Афганистану после вывода войск из Кабула, — в значительной степени её бросили».

Лэндис, американский учёный, считает, что влияние Запада на Сирию остаётся ограниченным. «Единственное влияние, которое есть у Запада, — это санкции, которые являются обоюдоострым мечом; они вредят народу даже больше, чем правительству», — сказал он.

Хотя в 2025 году многие санкции были ослаблены, в апреле Госдепартамент США вновь заявил, что для дальнейшего смягчения санкций потребуется пресечение терроризма, разоружение в области химического оружия и защита меньшинств.

Лэндис обвинил правительство в том, что оно без колебаний «объявило всеобщую мобилизацию, чтобы отправить безответственных ополченцев убивать алавитов на побережье, где было убито около 1700 человек, в основном безоружных мирных жителей», добавив: «Теперь силы (Министерства) обороны напали на друзов, не предприняв серьёзных усилий, чтобы остановить мобилизацию против них».

Некоторые аналитики в гражданском обществе Сирии считают, что небольшие символические действия всё же могут помочь обеспечить подотчётность и восстановить доверие. Карам Шаар, старший научный сотрудник Института стратегии и политики Newlines, указал на одно вирусное видео, в котором вооружённый боевик насильно сбривает усы мужчине-друзу — этот поступок многие считают культурным оскорблением.

«Такой простой жест, как выявление этого человека, публичное извинение перед ним и привлечение его к суду, может стать мощным сигналом, — сказал он. — Эти символические шаги имеют значение».

Он отметил, что различные группировки совершали правонарушения, в том числе нападали на сотрудников государственной службы безопасности. «Это совершенно неприемлемо», — сказал он Arab News.

По словам Шаара, более широкой целью должно быть формирование у всех сирийцев чувства равной защиты законом. «Этого чувства не было постоянно», — сказал он, подчеркнув, что государство «задаёт тон справедливости и подотчётности».

Камилла Отракджи, сирийский аналитик и давний наблюдатель за внутренней динамикой режима, считает, что правительство находится между двух огней. «Значительный разрыв — в ценностях, приоритетах и доверии — сохраняется между консервативной базой правительства и более широким сегментом сирийцев, включая этнические и религиозные меньшинства, а также многих арабов, которые выступают за более инклюзивное и менее идеологизированное видение страны», — сказал он.

Отракджи сказал, что, хотя правительство и принимало меры для сдерживания межконфессиональной напряжённости, «продолжающиеся беспорядки усилили сомнения — как внутри Сирии, так и за рубежом — в способности правительства поддерживать стабильный и инклюзивный порядок».

По его словам, обе стороны политического раскола — правительство и оппозиция — лоббируют интересы западных держав: режим изображает себя стабилизирующей силой, а его критики предупреждают об идеологическом экстремизме внутри правящего блока.

«Для западных политиков дальнейший путь остаётся крайне неопределённым, — сказал он Arab News. — Некоторые утверждают, что, каким бы несовершенным ни было правительство Аш-Шараа, оно представляет собой единственный жизнеспособный инструмент для сохранения стабильности в Сирии после ухода Асада.

«Другие видят в нынешнем руководстве признаки углубляющейся раздробленности и готовятся к возможности ещё одного периода разрушительных — и потенциально насильственных — перемен».

История показывает, что религиозные раны, однажды нанесённые, нелегко залечиваются. Ирак и Ливан — предостерегающие примеры того, что происходит, когда многонациональные общества остаются без прочной гражданской основы. Задача Сирии, возможно, ещё сложнее: она должна не только сдерживать нынешние беспорядки, но и решать проблемы миллионов граждан, которые были вынуждены покинуть свои дома, задержаны или потеряли близких за пять десятилетий правления династии Асадов.

Исторически сложилось так, что в Сирии сосуществовали разные религии и культуры — не всегда идеально, но достойно. Эта память до сих пор жива в сердцах миллионов сирийцев. Неудивительно, что всё больше людей выступают за толерантное видение, выходящее за рамки секты или партии. Это видение уходит корнями в плюралистическое прошлое Сирии и проецируется в ещё неизвестное будущее.

Автор : Анан Телло

Arab News

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать