Главная Мир сегодня Линии разлома на востоке: политическая трансформация Румынии и будущее Европы 

Линии разлома на востоке: политическая трансформация Румынии и будущее Европы 

через Исмаил
0 комментарий 11

1

Президентские выборы в Румынии в 2025 году отражают более широкий сдвиг в стране в сторону популистского национализма и недоверия к институтам, что имеет важные последствия для региональной стабильности и европейского единства.

 

Успех Джордже Симиона в первом туре президентских выборов в Румынии отражает растущие антиправительственные настроения после отмены результатов выборов 2024 года. В стране уже много лет наблюдается глубокий политический раскол, характеризующийся популистским национализмом, недоверием к институтам и иностранным вмешательством. Несмотря на проевропейскую и пронатовскую ориентацию Румынии, разочарование в основных партиях способствовало подъёму крайне правых. Внешняя политика стала спорной областью на фоне влияния США и России. Результаты выборов повлияют не только на управление Румынией и региональную стабильность, но и на сплочённость ЕС на востоке, особенно в Молдове и Польше, поскольку националистически-популистская риторика набирает обороты по всей Европе в период геополитической неопределённости и демократической нестабильности.

Анализ

В воскресенье, 4 мая 2025 года, в Румынии состоялся первый тур президентских выборов, и их результаты стали важным событием в политической жизни страны. Джордж Симион, лидер крайне правого «Альянса за объединение румын» (AUR), победил, набрав 40,69% голосов. Хотя уверенная победа Джорджа Симиона в первом туре президентских выборов в Румынии может стать неожиданностью для многих наблюдателей, на самом деле это был предсказуемый результат, учитывая политическую нестабильность после отмены выборов в ноябре 2024 года и глубоко укоренившиеся структурные проблемы, с которыми сталкивается страна.

Споры и дебаты вокруг решения Конституционного суда об отмене результатов предыдущего голосования из-за иностранного вмешательства и нарушений на выборах значительно подорвали доверие общественности к демократическим институтам. Это, в сочетании с повсеместным недовольством экономической стагнацией и ощущением разрыва между политической элитой и простыми гражданами, создало благоприятную почву для роста антиправительственной риторики. Националистическое и популистское послание Симиона сыграло на руку этой ситуации, найдя отклик у избирателей, которые чувствуют себя обделёнными из-за того, что Румыния отстаёт в развитии после вступления в ЕС, и всё больше скептически относятся к традиционным партиям и западным союзникам.

1. Отмена выборов 2024 года и их последствия

Президентские выборы в ноябре 2024 года стали катализатором этой напряжённости, когда Конституционный суд Румынии беспрецедентным образом аннулировал результаты выборов на фоне серьёзных обвинений во вмешательстве извне. Это решение не только спровоцировало политический кризис, но и продемонстрировало уязвимость даже твёрдо придерживающихся проевропейских взглядов государств перед внешними манипуляциями и внутренней разобщённостью.

В первом туре голосования, который должен был состояться 24 ноября, относительно малоизвестный кандидат-ультранационалист Кэлин Джорджеску вырвался вперёд, набрав примерно 23% голосов. Его внезапный успех сопровождался сообщениями разведки о скоординированной кампании по дезинформации в интернете. Последствия были настолько серьёзными, что всего за два дня до запланированного второго тура Конституционный суд вмешался и полностью аннулировал результаты выборов.

Георгеску, крайне правый политик с пророссийскими взглядами, отрицал свою причастность к каким-либо правонарушениям, как и Кремль. Тем не менее ему было запрещено участвовать в повторных выборах. Отмена результатов вызвала массовые протесты, особенно среди сторонников Георгеску, которые расценили решение суда как удар по демократической легитимности. Споры также получили международный резонанс, и такие деятели, как Илон Маск и сенатор США Дж. Д. Вэнс, присоединились к российским чиновникам, осудив действия суда как «переворот» против воли народа.

После аннулированных президентских выборов политический истеблишмент Румынии быстро предпринял шаги по сдерживанию кризиса и восстановлению чувства стабильности. В попытке предотвратить дальнейшие завоевания крайне правых традиционные силы Румынии – социал-демократы (PSD), национал-либералы (PNL) и этнические венгры UDMR – сформировали большую коалицию. Эти давние соперники объединились в новый избирательный альянс ‘Румыния вперед” и согласились поддержать единого кандидата в президенты: Крина Антонеску, ветерана НЛП и бывшего президента Сената. Это решение было стратегическим компромиссом. Для Социал-демократической партии оно означало горькую пилюлю: впервые после падения коммунистического режима партия не смогла выйти во второй тур президентских выборов, и теперь ей пришлось отказаться от выдвижения собственного кандидата.

По мере того как политический центр объединялся, крайне правые продолжали набирать силу. На парламентских выборах, состоявшихся 1 декабря 2024 года, три ультранационалистические и крайне правые партии — «Альянс за объединение румын» (AUR), возглавляемый Джорджем Симионом и поддерживаемый Георгеску, «SOS Румыния» и «Партия молодых людей» — в совокупности получили около 35% мест.

Тем временем проевропейскому, выступающему против истеблишмента движению «Спасём Румынию» (USR) удалось получить чуть более 12% мест, что является заметным снижением по сравнению с почти 15%, которые оно получило на выборах 2020 года. Основные партии также понесли значительные потери: социал-демократы (PSD) получили 22,5% голосов — на 6,4 процентных пункта меньше, чем в 2020 году, — в то время как Национал-либералы (PNL) опустились до 13,6% — резкое снижение на 11,6 процентных пункта. Результаты свидетельствуют о более широком падении доверия к традиционным партиям, поскольку избиратели всё чаще обращаются к популистским и националистическим альтернативам.

В условиях высокой напряжённости и перекройки политической карты была подготовлена почва для повторного проведения президентских выборов с высокими ставками. В ответ на растущую обеспокоенность по поводу иностранного вмешательства правительство Румынии ввело более строгие правила проведения выборов, направленные на сдерживание пагубного влияния. Однако, несмотря на эти меры, отмена выборов 2024 года привела к глубокой поляризации румынского общества. Масштабные уличные протесты и повсеместный скептицизм по отношению к судебным и политическим институтам показали, что страна борется с недоверием со всех сторон.

Румынские власти недавно приняли решение закрыть все зарубежные избирательные участки в 21:00 по бухарестскому времени, чтобы они работали в те же часы, что и на родине. Это изменение, призванное защитить честность выборов и предотвратить дезинформацию в последнюю минуту, также гарантирует, что экзит-поллы будут опубликованы только после того, как все голоса будут подсчитаны. Этот шаг стал ответом на отмену выборов 2024 года, когда предварительные прогнозы повлияли на избирателей за рубежом, что привело к неожиданному результату второго тура. Критики утверждали, что новое правило ограничивает влияние диаспоры, которая, как правило, более склонна к реформам и выступает против истеблишмента, тем самым отдавая предпочтение традиционным кандидатам и сохраняя политический статус-кво.

2. Глубинные силы, стоящие за голосованием

 

Одиннадцать кандидатов прошли в первый тур президентских выборов в Румынии, которые состоятся 4 мая 2025 года. К апрелю лидерами предвыборной гонки стали четыре кандидата: Крин Антонеску, Никушор Дан, Виктор Понта и Джордж Симион (в алфавитном порядке). Джордж Симион и Никушор Дан вышли во второй тур, который состоится 18 мая. Перед голосованием результаты опросов были крайне нестабильными, а в день выборов экзит-поллы показали, что значительное число избирателей отказались сообщать о своём выборе. Это привело к разрыву между предварительными оценками, согласно которым, например, у Джорджа Симиона было около 30% голосов, и окончательными результатами, согласно которым у него было более 40% голосов. Тем не менее, устойчивые тенденции, выявленные в ходе предыдущих опросов, исследований и социальных опросов, остаются актуальными и продолжают влиять на общую динамику выборов.

2.1. Корни национализма, направленного против истеблишмента

Одной из наиболее заметных тенденций, формирующих румынскую политику сегодня, является растущее среди избирателей недовольство истеблишментом. Это не является чем-то новым или неожиданным для страны, которая всё ещё борется с наследием своего авторитарного прошлого. До 1990 года в Румынии существовал исключительно репрессивный коммунистический режим под руководством Николае Чаушеску, который был изолирован не только от Запада, но и от остальной части Восточного блока. Система Чаушеску процветала на страхе и недоверии, а тайная полиция Секуритате сеяла подозрения даже среди соседей. Коррупция и кумовство глубоко укоренились, а в условиях разваливающейся экономики выживание часто зависело от неформальных связей и личных контактов. Этот опыт оставил неизгладимые институциональные и социальные шрамы. Румыны до сих пор проходят трудный путь создания демократических институтов и культуры прозрачности, что осложняется сохраняющимся недоверием и отсутствием стабильной общей демократической традиции.

Функционирующие политические дебаты необходимы для процесса демократического развития Румынии, но они остаются одной из наименее развитых черт политической системы Румынии. Румынские политические партии, щедро финансируемые государством как для своей деятельности, так и для проведения кампаний, не были заинтересованы в налаживании подлинных связей с избирателями. Вместо этого значительные ресурсы направлялись на формирование нарративов в СМИ — покупку эфирного времени и налаживание связей с лояльными журналистами и комментаторами, — что ещё больше увеличивало разрыв между политическими элитами и общественностью. В то же время гражданское общество находится на ранней стадии развития, и независимых политических фондов или аналитических центров немного.

Широко распространённое мнение о коррупции и кумовстве привело к тому, что многие румыны считают сегодняшние политические элиты немногим отличающимися от старого коммунистического руководства. Это разочарование подпитывает поддержку антиправительственных популистских движений, которые обещают — хотя и редко выполняют — построение процветающего общества, основанного на заслугах, на которое многие надеялись после революции 1989 года.

Первая популистская волна в посткоммунистической Румынии, возглавляемая националистической партией «Великая Румыния», по-прежнему поддерживала интеграцию в ЕС и НАТО. Более устойчивая форма возникла при Траяне Бэсеску, который победил на президентских выборах 2004 года, позиционируя себя как антикоррупционного аутсайдера, борющегося с коррумпированной политической элитой. В 2012 году, на фоне экономических трудностей, популистская партия «Демократическая партия Румынии» получила места в парламенте, несмотря на отсутствие чёткой идеологии, кроме антиэлитизма. К 2016 году популизм приобрёл реформистский, проевропейский характер с появлением USR, которая с тех пор стабильно побеждает на выборах. В последнее время набирает силу радикальная националистическая волна, подпитываемая недовольством, вызванным пандемией COVID-19, и такими партиями, как AUR, SOS и POT, которые в совокупности набрали более 30% голосов на национальных (декабрь 2024 года) и европейских (июнь 2024 года) выборах и более 40% голосов на последних президентских выборах.

2.2. Рост экстремизма, но по каким направлениям?

Хотя Кэлин Джорджеску, ведущий кандидат от крайне правых на предыдущих выборах, не смог принять в них участие, он выразил поддержку Джордже Симиону, появившись вместе с ним на избирательном участке в день выборов, что косвенно подтверждает националистически-популистскую программу AUR. Другие кандидаты также использовали похожие лозунги, в том числе бывший премьер-министр Виктор Понта, который выступал с левой националистической платформой, ориентированной на другую группу избирателей. Вместо того чтобы угаснуть, эта волна политического экстремизма набирает обороты, формируясь как под влиянием местных особенностей, так и под влиянием риторики, стратегии и популистской привлекательности в стиле Трампа.

Крайне правые в Румынии получают поддержку от разнообразной, но разочарованной в том, как политика управляла страной в последние несколько десятилетий, коалиции: молодых избирателей, жителей сельской местности и небольших городов, а также представителей рабочего класса из диаспоры. Несмотря на ожидания, Джордже Симион, как и Джордже Бузеску до него, пользуется большой поддержкой среди мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, особенно среди тех, кто разочаровался в традиционной политике и тяготеет к бунтарскому, патриотическому тону AUR. Симион также находит отклик в сельских регионах, таких как Западная Молдавия и Валахия, традиционных оплотах Демократической партии, которые сейчас страдают от бедности и миграции, где его популистские идеи находят благодатную почву.

Джордж Симион заручился сильной поддержкой среди западноевропейской диаспоры Румынии, особенно среди молодых эмигрантов из рабочего класса в таких странах, как Италия, Испания и Великобритания. Разочаровавшись в центристских партиях, таких как USR, которые не смогли провести значимые реформы, многие бывшие избиратели-реформисты перешли на сторону AUR. Националистические лозунги Симиона и его обещания помочь возвращающимся в страну находят глубокий отклик, особенно с учётом того, что AUR эффективно мобилизует поддержку диаспоры с помощью целенаправленных кампаний в социальных сетях. Напротив, технократический стиль USR и предполагаемая оторванность от повседневных проблем привели к снижению его влияния за рубежом.

Симион пользуется большой поддержкой социальных консерваторов и религиозных избирателей. Хотя другие кандидаты являются православными, его приверженность церковной риторике, подчёркивающей семейные ценности и традиции, даёт ему преимущество среди глубоко верующих людей, а также среди тех, кто по-прежнему верен старой гвардии Социал-демократической партии. Его основная поддержка, как правило, исходит от людей с более низким уровнем дохода и менее образованных, хотя среди них также есть образованные ультранационалисты и противники вакцинации. Во время пандемии и войны на Украине среди части его сторонников стали набирать популярность нарративы, поддерживающие Кремль, что привело к предположениям — наряду с Георгиеску, — что он пользуется поддержкой Москвы. Симион также использует послания в стиле Трампа, особенно в отношении религии и ЛГБТ, что укрепляет его имидж как самого известного протрамповского деятеля Румынии.

Бывший премьер-министр Виктор Понта, ещё один видный националист, выступающий против истеблишмента, обратился к гибридному электорату, заручившись поддержкой как традиционной базы Социал-демократической партии, так и избирателей-националистов. Позиционируя себя как более утончённую и прагматичную альтернативу, он использовал такие лозунги, как «Сделаем Румынию снова великой», предлагая более мягкую версию популистской националистической волны. После дисквалификации Георгеску некоторые пророссийские и ультраправые избиратели поначалу поддержали Понта, хотя теперь, скорее всего, большую часть этой поддержки получит Симион.

Ещё одна влиятельная группа, подпитывающая националистически-популистскую волну, — это так называемые «патриотические левые», социально консервативные избиратели, которые романтизируют аспекты коммунистической эпохи, поддерживая более активную роль государства в экономике, но не полностью соглашаясь с ультраправой идеологией. Они часто идеализируют мнимую стабильность прошлого — гарантированные рабочие места, доступное жильё и национальную самодостаточность — и игнорируют авторитарные реалии централизованного контроля и вынужденной экономической изоляции. В нынешних условиях экономической неопределённости такая ностальгия возрождается. Недавний опрос INSCOOP показал, что более 56% респондентов выступают за увеличение доли государственных предприятий, в то время как только 38,7% доверяют частным компаниям в вопросах экономического роста. Эти настроения быстро подхватили националисты-популисты.

В условиях, когда Румыния сталкивается с мрачными экономическими перспективами, характеризующимися потенциальной инфляцией, стагнацией заработной платы и сохраняющейся неопределённостью, экономический национализм, вероятно, останется доминирующей темой в политической сфере. Очевидный сдвиг в политике США в сторону защиты отечественной промышленности и возвращения цепочек поставок на родину, наблюдаемый при администрациях Трампа и Байдена с 2016 года, предоставил румынским политикам как модель, так и оправдание для принятия аналогичных мер. Призывы к усилению государственного контроля, поддержке местной промышленности и ограничению иностранного владения получили распространение из-за общественного недовольства и ностальгии по предполагаемой экономической стабильности предыдущих десятилетий. Независимо от того, кто победит на президентских выборах, эта тенденция экономического национализма вряд ли исчезнет. Это особенно важно, поскольку ожидается, что вопросы внешней политики станут центральными в дни, предшествующие второму туру выборов 18 мая.

3. Внешнее давление и туман: неясная борьба за внешнюю политику Румынии

До недавнего времени внешняя политика играла минимальную роль в предвыборных кампаниях в Румынии, поскольку основные партии придерживались единого мнения в отношении НАТО, ЕС и прозападной ориентации страны. Политический дискурс почти полностью был сосредоточен на внутренних проблемах, таких как коррупция, экономическое развитие и социальное обеспечение. Однако рост популярности суверенных движений в 2024 году изменил ситуацию. Некоторые кандидаты начали ставить под сомнение интеграцию Румынии в западные альянсы, призывая к большей «независимости» или даже «нейтралитету». Хотя это не означает отказа от НАТО или ЕС, это свидетельствует о появлении более спорных и сложных внешнеполитических дебатов.

3.1. Иностранные игроки на выборах в Румынии

 

Возникающие в Румынии дебаты о внешней политике всё больше обусловлены опасениями по поводу иностранного вмешательства — как со стороны России, так и со стороны США, — которое сыграло ключевую роль в отмене президентских выборов 2024 года. В то время как большое внимание уделялось российским кампаниям по дезинформации, направленным на подрыв доверия к демократическим институтам и продвижение экстремистских кандидатов, гораздо меньше внимания уделялось влиянию — а иногда и вмешательству — США. После отмены результатов выборов в декабре 2024 года видные деятели США, особенно те, кто был близок к Дональду Трампу, в том числе вице-президент США Джей Ди Вэнс, распространяли нарративы, в которых решение преподносилось как «западный переворот».

Напряжённость усилилась из-за того, что посольство США стало играть всё более заметную роль во внутренних делах, что некоторые восприняли как чрезмерное вмешательство. Эти опасения достигли апогея, когда накануне выборов правительство США внезапно объявило об исключении Румынии из программы безвизового въезда — давней цели румынской дипломатии. Этот шаг, сделанный всего за 24 часа до голосования, был воспринят как дипломатический выпад и неспособность ведущих румынских политиков поддерживать стабильные и продуктивные отношения с Вашингтоном. В совокупности эти события подпитывают нарратив, продвигаемый кандидатами-националистами-популистами, о том, что Румынии нужна более агрессивная внешняя политика. Очевидная поддержка администрацией США нарративов в кремлёвском стиле нарушила внутриполитический дискурс Румынии, размыв некогда чёткое различие между «прозападными» и «антизападными» позициями.

В то время как националистическая популистская риторика была призвана ослабить проевропейские настроения среди населения, румыны остаются одними из самых проевропейски настроенных и поддерживающих НАТО граждан в ЕС. Данные Евробарометра и национальные опросы неизменно отражают эту тенденцию. Опрос INSCOP в декабре 2024 года показал, что 88,1% румын выступают против выхода из ЕС, и столько же — против выхода из НАТО. Доверие к НАТО составляет почти 70%, а доверие к ЕС — 66,8%. И то, и другое значительно выросло по сравнению с предыдущими годами. Недоверие к России также широко распространено: только 5,9% респондентов заявили, что доверяют России, что является резким снижением по сравнению с 18% в январе 2022 года. В то же время доверие к США выросло до 59,1% по сравнению с 50% в начале 2022 года, при этом более 80% респондентов считают, что и США, и ЕС оказывают положительное влияние на Румынию. Опрос INSCOP, проведённый в марте 2025 года, подтвердил эти настроения, показав, что западным альянсам Румынии по-прежнему активно поддерживают.

3.2. Лучший голос за пределами границ

Глубоко укоренившаяся евроатлантическая ориентация Румынии означает, что вопросы безопасности тесно связаны с национальной идентичностью и политической лояльностью. Зная об этой динамике, российские агенты влияния — особенно в преддверии выборов 2024 года — намеренно избегают продвижения откровенно пророссийских или явно антизападных нарративов, понимая, что такие сообщения не найдут отклика у общественности, которая по-прежнему решительно выступает за ЕС, НАТО и трансатлантический альянс, что подтверждают постоянные опросы.

Даже Джордж Симион, несмотря на свою националистическую риторику, признал эти реалии. В записанном на видеообращение в конце дня выборов 4 мая он прямо заявил, что не выступает против НАТО или ЕС. Это признание, вероятно, было сделано из-за понимания того, что любое другое заявление стоило бы ему голосов. Для большинства румын угроза со стороны России остаётся главной проблемой, и любой политический деятель, которого считают симпатизирующим Москве, рискует оттолкнуть от себя большинство избирателей.

Вместо того чтобы продвигать откровенно пророссийские идеи, Кремль сосредоточился на распространении суверенистских и антиправительственных нарративов, которые подрывают доверие к и без того ослабленным институтам Румынии. К ним относятся разжигание социально-экономических недовольств, критика политики ЕС, распространение дезинформации о вакцинах и обвинения политической элиты в неспособности справиться с кризисом, вызванным COVID-19. Россия также воспользовалась недовольством тем, как румынские власти отреагировали на войну в Украине, и сыграла на плохой информированности общественности, распространяя заявления о том, что конфликт либо преувеличен, либо Румыния слепо следует указаниям Запада. Цель состоит не в том, чтобы настроить румын против Запада, а в том, чтобы усилить разочарование во внутреннем руководстве и укрепить веру в то, что политическая элита не представляет народ, — эта вера отражается в стабильно низком уровне доверия к национальным институтам по сравнению с ЕС.

3.3. Внешняя политика как центр внимания предвыборной кампании

По мере того, как усиливаются дебаты об Украине, европейской безопасности и будущем трансатлантического альянса, румынские избиратели проявляют повышенный интерес к внешней политике, которая больше не является исключительной прерогативой дипломатов, а становится заметной темой в предвыборных кампаниях и публичных дискуссиях. В преддверии отменённых выборов в декабре 2024 года кандидаты-суверенисты выступали за более жёсткую националистическую позицию в рамках ЕС и критиковали Румынию за предполагаемое подчинение Брюсселю, хотя критика НАТО оставалась минимальной.

Джордж Симион продолжает продвигать суверенную внешнюю политику, предупреждая, что Румынию не следует «втягивать» в иностранные конфликты, такие как война на Украине. Его сближение с националистическими движениями Центральной и Восточной Европы было подчеркнуто присутствием польского политика Ярослава Качиньского на его предвыборном митинге. Тем временем Никушор Дан подтверждает приверженность Румынии НАТО и ЕС, предлагая увеличить расходы на оборону и превратить авиабазу Когэлничану в крупный центр НАТО. Однако он является технократом с ограниченным международным опытом, который опирается на осторожные формулировки, предложенные бывшими советниками из истеблишмента, что часто приводит к стандартным ответам, не демонстрирующим более глубоких знаний в области внешней политики. Симион, напротив, наследует расплывчатую и ориентированную на Кремль платформу Георгеску, которая выигрывает от неопределённости. Это демонстрирует причины, по которым Кремль поддерживает его позицию. Для России стратегически неясная Румыния служит более широкой цели — подрыву единства ЕС и ослаблению сплочённости Запада.

4. За пределами границ: как голосование в Румынии влияет на регион

Самым непосредственным результатом президентских выборов в Румынии в 2025 году, кем бы ни был победитель, станет политическая нестабильность. Поскольку основная коалиция имеет лишь незначительное парламентское большинство, а Джордж Симион и Никушор Дан заявили, что не могут работать с нынешним правительством, досрочные выборы становятся всё более вероятными. Это ввергнет Румынию в очередной виток предвыборной кампании и институциональной неопределённости, усугубив и без того нестабильную экономическую ситуацию.

Эта нестабильность возникла в критический момент, когда война на Украине вступила в решающую фазу. Хотя ни один из кандидатов публично не поддерживает пророссийские позиции, зная, что такая позиция дорого им обойдётся в политическом плане, их стремление к политическим потрясениям посредством досрочных выборов косвенно служит интересам России. Отсутствие лидера, задержки в принятии политических решений и ослабление исполнительной власти — всё это замедлит способность Румынии поддерживать Украину, координировать свои действия с НАТО и вносить значимый вклад в региональную безопасность. Внутри страны эти потрясения остановят столь необходимые экономические реформы, продлят неопределённость и ещё больше подорвут доверие инвесторов.

Помимо последствий для внутренней политики, результаты выборов в Румынии посылают мощный сигнал по всей Европе. Сильный результат националистически-популистских сил не только воодушевляет аналогичные движения в других странах ЕС, но и способствует росту нестабильности на восточном фланге. В то время, когда единство Запада крайне важно, внутренняя нестабильность в Румынии рискует ослабить устойчивость линии сдерживания ЕС-НАТО и подорвать коллективные усилия по противодействию влиянию России в регионе.

Результаты президентских выборов в Румынии в 2025 году особенно сильно повлияли на Польшу и Молдову — два государства, внутренняя политика и стратегическая ориентация которых тесно связаны с более широким европейским порядком. Поскольку Польша готовится к собственным президентским выборам, переход Румынии к националистически-популистской политике может воодушевить аналогичные силы там, особенно тех, кто выступает за укрепление национального суверенитета и бросает вызов власти ЕС.

Потенциальная победа Джорджа Симиона, который выступает с антиправительственной риторикой, заявляя при этом о поддержке НАТО и ЕС, совпадает с заявлениями польских правых, особенно фракций в партии «Право и справедливость» (ПиС). Его успех может воодушевить польских политиков, которые позиционируют себя как защитников национальных интересов в противовес Брюсселю, усиливая скептицизм в отношении ЕС даже в традиционно пронатовских кругах.

Однако в Молдове последствия, скорее всего, будут гораздо более серьёзными. Политическая ситуация в Молдове гораздо более нестабильна, а путь страны к вступлению в ЕС более тернист. На протяжении многих лет Румыния была ключевым стратегическим союзником Молдовы — не из-за громких заявлений, а благодаря последовательной поддержке сотрудничества в сфере безопасности, энергетической устойчивости и дипломатической поддержки на форумах ЕС. Бухарест незаметно способствовал координации обороны и оказанию экономической помощи, особенно в условиях гибридных угроз со стороны России и кампаний по дезинформации. Прозападное руководство Молдовы в значительной степени полагалось на это партнёрство как в символическом, так и в практическом плане, как на стабилизирующую силу.

Смена тональности со стороны Бухареста — даже ограниченная критикой ЕС — может серьёзно подорвать проевропейское руководство Молдовы, особенно в преддверии предстоящих выборов. Прозападные силы в Кишинёве и без того испытывают давление из-за экономических трудностей и растущего общественного недовольства медленными реформами. Если Румыния, которую долгое время считали ключевым союзником Молдовы и сторонником интеграции в ЕС, отступит или займёт двойственную позицию, это нанесёт как психологический, так и стратегический удар по западному пути Молдовы. В отличие от Румынии, пророссийские партии в Молдове действуют открыто, получая поддержку от СМИ, связанных с Кремлём, и финансирование. Любая националистическая или евроскептическая риторика следующего президента Румынии, скорее всего, воодушевит эти фракции и усилит поляризацию.

Выводы

Выборы в Румынии — это не просто национальное решение, они посылают региональный сигнал, который может как укрепить, так и подорвать хрупкие демократии по всей Восточной Европе. Окончательный результат повлияет не только на путь развития Румынии, но и на соседние страны, единство ЕС и силу восточного фланга НАТО. В то время, когда требуются стабильность, лидерство и стратегическая координация, сохраняющаяся политическая неопределённость в Бухаресте рискует стать слабым звеном в обороне Запада. Однако это происходит как раз в тот период, когда сам Запад переживает период внутренней перестройки и переоценки ценностей.

Об авторе: Антония Колибашану — главный операционный директор Geopolitical Futures (GPF) и старший геополитический аналитик. Она отвечает за руководство всеми отделами и маркетинговыми операциями компании. Она присоединилась к Geopolitical Futures в качестве старшего аналитика в 2016 году и часто выступает с докладами по вопросам международной экономики и безопасности в Европе.
Источник: Эта статья была опубликована Королевским институтом Элькано

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать