Дипломатические последствия были быстрыми и серьёзными. Когда Нупур Шарма, официальный представитель правящей в Индии партии «Бхаратия Джаната» (BJP), в 2022 году во время жарких телевизионных дебатов оскорбительно высказалась о пророке Мухаммеде, она невольно вызвала международный резонанс. В течение нескольких дней послы Катара, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и почти десятка других стран с мусульманским большинством вызывали индийских дипломатов для официального выговора. Организация исламского сотрудничества, представляющая 57 государств с мусульманским большинством, выступила с редким единодушным осуждением.
По мере того как хэштег #Бойкотируй Индийски еПродукты набирал популярность в арабских социальных сетях, тщательно выстраиваемые Индией отношения со странами Персидского залива оказались на грани срыва. БДП быстро отстранила Шарму от должности, а индийские посольства выступили с заявлениями, в которых она была названа «маргинальным элементом», несмотря на её официальную партийную позицию. Кризис в конечном итоге утих, но он высветил вопрос, который всё чаще возникает в Индии премьер-министра Нарендры Моди: не подрывает ли отношение страны к своему мусульманскому меньшинству её глобальные устремления?
Становление Индии как мировой державы стало одним из определяющих геополитических сдвигов XXI века. Крупнейшая в мире демократия с населением 1,4 миллиарда человек и быстрорастущей экономикой позиционирует себя как важный противовес Китаю и образец плюралистического управления в Азии. Однако с тех пор, как в 2014 году к власти пришли премьер-министр Нарендра Моди и его индуистско-националистическая партия БДП, обвинения в систематической маргинализации 200 миллионов мусульман в стране становится всё труднее игнорировать. Журнал Foreign Policy недавно охарактеризовал это напряжение как «парадокс Моди» — лидера, который демонстрирует международное величие, в то время как внутри страны нарастает религиозная поляризация.
Это противоречие между плюралистической демократической идентичностью Индии и её нынешней политической реальностью создаёт парадокс, имеющий серьёзные последствия для её глобального положения. В то время как Моди создаёт себе имидж глобального государственного деятеля, внутренняя политика его партии вызывает опасения по поводу религиозной нетерпимости, которые распространяются далеко за пределы Индии.
Подход БДП к управлению страной критики характеризуют как продвижение индутвы — идеологии, подчёркивающей культурное и религиозное превосходство индуизма в Индии. Эта ориентация проявляется в различных политических мерах и риторике, которые, по-видимому, направлены против мусульманского сообщества. Закон о гражданстве 2019 года, который открывает путь к гражданству для религиозных меньшинств из соседних стран, но явно исключает мусульман, вызвал международную критику за свой избирательный подход.
Отмена в том же году особой автономии Джамму и Кашмира, за которой последовало длительное отключение связи в регионе с мусульманским большинством, ещё больше усилила подозрения в религиозном преследовании. «Это не отдельные инциденты, а взаимосвязанные части более масштабного политического проекта», — отмечает Кристоф Жаффрело, политолог из Института политических исследований и автор книги «Индия Моди: индуистский национализм и рост этнической демократии».
Эти громкие политические решения сопровождались тревожными событиями на местах. По данным Hindutva Watch, только за первую половину 2023 года было зафиксировано 255 случаев разжигания ненависти в отношении мусульман, причём 80% из них произошли в штатах, где у власти находится БДП. Более трети этих событий сопровождались явными призывами к насилию. Тем временем организация India Hate Lab сообщила о 74-процентном росте числа высказываний, направленных против меньшинств, в 2024 году. Количество подобных мероприятий, организованных БДП, увеличилось на 580% в период выборов.
Человеческие жертвы этой напряжённости значительны. С 2015 года более 110 инцидентов, связанных с «коровьей самообороной» — жестокими нападениями, которые оправдываются необходимостью защитить коров, священных в индуизме, — привели к десяткам смертей, преимущественно среди мусульман. В результате беспорядков в Дели в 2020 году погибли 53 человека, в основном мусульмане. Правозащитная организация Human Rights Watch связала насилие с подстрекательской риторикой лидеров БДП. Эти инциденты рисуют тревожную картину общества, в котором религиозная принадлежность всё чаще определяет безопасность и статус.
Для индийских мусульман, которые составляют третью по численности мусульманскую общину в мире, эти события создали атмосферу нарастающей незащищённости. Политическое представительство резко сократилось: в настоящее время в БДП нет ни одного министра-мусульманина или члена парламента-мусульманина, и только один представитель-мусульманин среди более чем 1000 членов законодательных собраний по всей стране. Такое отсутствие представительства усиливает чувство отчуждённости и второсортности.
Глобальные последствия этой внутренней напряжённости становятся всё более очевидными. В 2020 году Комиссия США по международной свободе вероисповедания впервые отнесла Индию к «странам, вызывающим особую озабоченность», сославшись на CAA и рост насилия в отношении мусульман. Это обозначение, являющееся самым низким рейтингом в области свободы вероисповедания, было подтверждено в последующих отчётах. Хотя администрация Байдена избегает публичной критики, чтобы сохранить стратегические связи, дипломатические источники указывают, что опасения по поводу свободы вероисповедания регулярно высказываются в частных беседах.
Индийская медиасреда усугубила эту напряжённость. Крупные телеканалы часто транслируют контент, который критики называют исламофобским, в том числе теории заговора о «любовном джихаде» (предполагаемые кампании мусульманских мужчин по обращению в ислам индуистских женщин через брак) и «демографическом джихаде» (утверждения о том, что мусульмане намеренно заводят больше детей, чтобы превзойти индуистов по численности). Исследование, проведённое в 2021 году Массачусетским технологическим институтом и Индийским технологическим институтом в Харагпуре, показало, что каждое третье сообщение в WhatsApp в индийских группах разжигает страх перед мусульманами, что отражает глубину проникновения этих нарративов в общественный дискурс.
Международные СМИ широко освещали эти проблемы, и их отзывы были преимущественно негативными. Такие издания, как The New York Times, The Guardian и Al Jazeera, регулярно публикуют статьи о том, как в Индии относятся к мусульманам, часто представляя это как поддерживаемую государством дискриминацию при правлении БДП. Такое освещение формирует глобальное восприятие, потенциально нанося ущерб «мягкой силе» Индии и её репутации плюралистической демократии.
Пожалуй, больше всего на глобальное положение Индии влияют экономические последствия. Страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) являются жизненно важными экономическими партнёрами: примерно 8,5 миллионов (85 лакхов) индийских экспатриантов работают в этом регионе, ежегодно отправляя домой 35 миллиардов долларов (3 лакха кроров) в виде денежных переводов. Объём торговли с этими странами оценивается в 87 миллиардов долларов (7,5 лакха кроров), а такие страны, как Ирак и Саудовская Аравия, являются крупнейшими поставщиками нефти в Индию. Любое напряжение в этих отношениях может иметь серьёзные последствия для экономики Индии.
Риск распространяется за пределы Персидского залива. В отчете Freedom House за 2021 год статус Индии был понижен со “свободной” до “частично свободной”, ссылаясь на ухудшение свобод меньшинств. Такие обозначения сигнализируют потенциальным инвесторам о нестабильности, потенциально препятствуя амбициозной цели Индии – стать экономикой стоимостью 5 триллионов долларов (4 лакхских крора). Глобальная индийская диаспора, исторически являющаяся источником мягкой силы, также была замешана в распространении раскольнических нарративов за рубежом. В отчёте EU DisinfoLab за 2020 год была выявлена сеть из более чем 260 про-индийских фейковых СМИ в 65 странах, распространяющих антимусульманский контент, часто связанный с индуистскими националистическими группами, имеющими связи с БДП.
БДП и её сторонники решительно оспаривают эти характеристики. Они утверждают, что случаи межобщинного насилия преувеличиваются безответственными СМИ и оппозиционными партиями из политических соображений. Представитель БДП Сайед Зафар Ислам заявил в интервью в 2024 году, что правовая система Индии обеспечивает мир и ненасилие, отвергая критические репортажи как часть «антииндийской» повестки. Партия указывает на экономические достижения Индии — её превращение в пятую по величине экономику в мире — и энергичную глобальную дипломатию Моди как на доказательства того, что международное положение страны остаётся прочным.
Они также утверждают, что такие меры, как CAA, направлены на защиту преследуемых меньшинств из соседних стран, а не на борьбу с мусульманами. Сторонники ссылаются на данные переписи населения, которые показывают, что мусульманское население Индии продолжает расти (с 13,4% в 2001 году до 14,2% в 2011 году), и указывают на мусульман, занимающих видные должности в различных сферах, в качестве доказательства против утверждений о систематической маргинализации.
Однако эти меры не могут решить проблему задокументированного роста числа высказываний на почве ненависти, насилия и дискриминации. В то время как экономика Индии продолжает расти, а её стратегическое значение гарантирует, что такие крупные державы, как Соединённые Штаты, вряд ли предпримут карательные меры, совокупное влияние этих проблем на глобальный имидж Индии нельзя игнорировать.
Инцидент с Шармой показал, что отношение Индии к своему мусульманскому меньшинству может иметь ощутимые дипломатические последствия. Личная дипломатия Моди, в том числе частые визиты в страны Персидского залива, частично смягчила ущерб, но повторяющиеся инциденты могут подорвать доверие ключевых партнёров. Включение в список USCIRF и пристальное внимание международных СМИ бросают вызов представлениям Индии о плюралистической демократии, потенциально ослабляя её заявку на постоянное место в Совете Безопасности ООН и другие позиции глобального лидерства.
Чтобы Индия могла реализовать свой потенциал в качестве глобальной державы, она должна согласовать свою внутреннюю политику с международным имиджем. Это требует устранения коренных причин межобщинной напряжённости, усиления правовой защиты меньшинств и сдерживания подстрекательской риторики. Склонность БДП отмахиваться от критики как от антииндийской пропаганды может успокоить её сторонников, но мало что делает для противодействия глобальному восприятию, которое имеет реальные дипломатические и экономические последствия.
Доктор отец Джон Сингараяр, католический священник SVD, является членом ордена Общества Божеьего Слова в индийской провинции Мумбаи и имеет докторскую степень в области антропологии. Он автор семи книг и регулярно выступает на научных конференциях и публикует научные работы в области социологии, антропологии, племенных исследований, духовности и миссионерства. В настоящее время он работает в Центре развития сообщества и человеческих ресурсов в Тале, штат Махараштра.
Эта статья была опубликована в Indian Currents