Главная Мир сегодня Религия в кризисе-  трудности  существования католицизма во Франции

 

 От редакции Review of Religion: бабушкой по отцовской линии французского происхождения и ирландской матерью автор статьи, Абдул Гани Джахангир Хан имеет явно католическое происхождение. Многие из его родственников до сих пор идентифицируют себя как католики, хотя в основном не практикующие. Он уже много лет живет во Франции и в настоящее время возглавляет Центральное французское бюро Международной Ахмадийской мусульманской общины.Недавно президент Франции Эммануэль Макрон назвал ислам религией, находящейся в “кризисе”. Глава Всемирной Ахмадийской мусульманской общины хазрат Мирза Масрур Ахмад  в своей пятничной проповеди, произнесенной 6 ноября 2020 года, ответил, что Ислам на самом деле является процветающей религией, и называть всю религию находящейся в “кризисе”, основанном на действиях горстки людей, несправедливо.  Он далее далее заявил, что если что-то и находится в кризисе, то именно христианство.

 

Атеизм растет во всем мире, и особенно это касается Европы. Например, Франция когда-то была “la Fille Aînée de l’Eglise” (старшей дочерью Католической Церкви), но теперь это страна, где католическая вера быстро приходит в упадок. «Если раньше Франция была старшей дочерью Церкви, то теперь она, возможно, не самая верная», – сокрушался Папа Франциск во время встречи с группой молодых французских католиков в 2015 году.]

 

Действительно, опрос Pew Forum 2017 года [2] показал, что только 18% опрошенных во Франции были христианами, посещающими церковь, а это означает, что подавляющее большинство французских граждан больше не чувствуют необходимости молиться или слушать проповеди в молитвенном доме. Не менее 46% идентифицировали себя как непрактикующих христиан и 28% – как неаффилированных, включая людей, которые являются атеистами или агностиками. Если нынешняя тенденция сохранится, то, вероятно, скоро во Франции будет вдвое больше атеистов и агностиков, чем  активных прихожан.

 

Успехи атеизма и агностицизма значительны. Из числа опрошенных во Франции 75% заявили, что были воспитаны христианами, но только 64% идентифицировали себя как христиане. Это означает, что церковь потеряла 11% своих французских последователей в течение жизни интервьюируемых.

 

Эти цифры повторяются в растущем числе католических церквей и других молитвенных домов, которые были использованы в других целях в последние годы. В то время как число снесенных церквей остается относительно низким (в период с 2000 по 2019 год было снесено 44  церкви), все больше и больше церквей вынуждены заново изобретать себя, чтобы оставаться актуальными. Некоторые из них разрешают ассоциациям и предприятиям работать на их территории, а  иные даже превратились в ночные клубы.

 

Когда их спросили, почему они оставили религию, большинство, 68%, не практикующих европейцев (и это отражается на французах) заявили, что главная причина заключалась в том, что они постепенно отошли от религии. Другими словами, их религиозная практика со временем ослабла. Однако 58% также заявили, что это связано с их несогласием с позицией религии по социальным вопросам, таким как аборты и однополые браки. 54% сказали, что больше не верят в свое религиозное учение. 53% опрошенных заявили, что недовольны скандалами с участием религиозных организаций и лидеров. А 26% заявили, что их духовные потребности не удовлетворяются в церкви.

 

Если основной причиной отказа от религии – а во Франции это в основном означает католическую веру-является ослабление религиозной практики, то это означает гибель для Церкви: уже почти половина опрошенных людей не практикуют  богослужение. Это отсутствие практики, как можно предвидеть, приведет к тому, что многие люди вообще откажутся от религии.

 

Более того, в наш век науки и разума догмы и тайны Католической Церкви являются интеллектуальным препятствием и нелепицей с точки зрения рационального мышления. для многих во Франции. Троица, Бог, рожденный как человек, причудливые эпизоды, такие как посылание демонов в стадо свиней , воскресение из мертвых и физическое вознесение Иисуса и Марии в космос-лишь некоторые из них.

 

Однако это не единственные проблемы, с которыми сталкивается католицизм во Франции. Сказать, что Католическая Церковь в последние годы была потрясена сексуальными скандалами, было бы преуменьшением. Масштаб этих скандалов побудил Папу Франциска провести беспрецедентный трехдневный саммит Римско-Католической Церкви по педофилии в феврале 2019 года, на котором он заявил, что духовенство, виновное в жестоком обращении, является «орудием Сатаны» и что сексуальное насилие над детьми напоминает ему древнюю религиозную практику жертвоприношения детей в языческих обрядах. в стране, где законный возраст сексуального согласия остается несколько двусмысленным ] и где некоторые члены ведущей элиты считаются либо виновными в педофилии, либо, наоборот, жертвами педофилии , остается увидеть, как Церковь будет бороться с сексуальными отклонениями, которые становятся все более нормальными в нерелигиозном обществе.

 

Все более непопулярная за свои позиции по социальным вопросам церковь, вместо того чтобы уверенно стоять на своем, капитулировала перед социальным давлением. Например, Папа Франциск недавно потряс религиозный мир, проявив симпатию к однополым союзам . Для любого практикующего католика, который считает гомосексуализм смертным грехом, ведущим в ад, эта новая позиция немыслима. Церковь явно теряет мужество и душу.

 

Под постоянной угрозой во Франции со стороны  «лаицизма»– воинствующего Государственного антитеизма – маскирующегося под «laïcité» – более миролюбивый и умиротворяющий секуляризма который  призванный  быть нейтральным в отношении религий, – католическая вера находится в центре подавляющего экзистенциального кризиса внутри и снаружи: бедствия, которое она, скорее всего, не сможет пережить.

 

Комментарий ВиМ: Cобственно, механизм, превративший Францию, когда-то одну из цитаделей католической церкви в секулярное государство, политические действия которого несут на себе черты,не только антиклерикализма, но и антирелигиозности в целом. Все началось с Великой Французской революции 1789-1794 гг.  Действия революционеров по отношению к религии и церкви были не менее жесткими и жестокими, чем их духовных наследников – большевиков полтора столетия спустя. Более того, на какой-то период традиционнная религия была упразднена , а вместо нее был установлен некий религиоподобный культ Разума, ритуально воплощенный в образе  некоей «Богини разума». Затем последовала империя Бонапарта, затем восстановление монархии, новь революция и окончательное утверждение республиканского строя в стране. И чем больше укреплялся республиканский строй, тем  более падало влияние церкви и снижалась религиозность.

Впрочем эти процессы затронули и исторические церкви, причем в странах, еще совсем недавно отличавшиеся высоким уровнем религиозной практики- Испании, Италии, Польше. Чуть медленнее они идут в православных странах Европы, например, в Греции.

Основной объективной причиной такого положения вещей является сохранение института церкви с ее уже очень архаичной структурой, обрядами и догматикой. При этом провозглашается, что иначе, как через такую вот архаичную структуру духовно спастись и достичь единения с Богом нельзя и невозможно. Но надо понимать, что религия – это не только обряды, символизирующие веру в Бога и поклонение Ему, но также поиск ответа на вопросы, актуальные для современного человека. А может ли , по определению, на них ответить архаичная  структура.

Валерий Емельянов, главный редактор ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать