Главная Мир сегодня Предстоящий визит папы римского в Ирак. Чего ждать?

Предстоящий визит папы римского в Ирак. Чего ждать?

через Времея и Мир
0 комментарий 23

  

Итак, вчера глава пресс-службы Ватикана Маттео Бруни объявил о том, что  глава Римо-католической церкви Папа Римский Франциск прибудет   5-8 марта 2021 года с пастырским визитом в Ирак, где посетит город Ур (предполагаемую родину библейского патриарха Авраама), столицу региона Курдистан Эрбиль, а также Мосул и Кардош в провинции Найнава (Ниневия)

 

Надо сказать, что вплоть до начала 60-х годов римские папы были отшельниками и, как правило, не выезжали никуда за пределы стен Ватиканского холма в Риме. Все изменилось после  II  Ватиканского собора (1962-1964 гг), по сути  кардинально реформировавшим церковь и развернувший ее лицом к новому миру и другим религиозным культурам. Первым путешествующим главой римской церкви стал тогдашний папа Павел  VI, посетивший помимо традиционно христианских стран также Турцию, Израиль, Иран (тогда шахский) и Индонезию. Абсолютным рекордсменом по визитам стал «польский» папа Иоанн Павел II. Он также посетил, помимо прочих, две традиционно мусульманские страны – Турцию и Сирию, причем стал первым в истории папой посетившим мечети в Турции и Сирии (Главная мечеть Дамаска,  или мечеть Омейядов, кстати, священна для христиан, считается, что здесь находится могила пророка Яхьи – Иоанна Крестителя, являющаяся объектом поклонения местных последователей и Христа, и Мухаммада). Визиты совершали и папа Бенедикт  XVI, и его преемник, нынешний папа Франциск.

 

Наблюдатели отмечают, что предстоящий визит папы Франциска станет реализацией запланированного, но так и не состоявшегося в 1999 году визита Иоанна Павла II в Междуречье. Тогда планировалось, что «польский» папа посетит родину патриарха Авраама Ур Халдейский, а также Синай в Египте и Иерусалим. Этот визит был приурочен к наступающему тогда третьему тысячелетию. В результате римский понтифик доехал-таки до Каира и Иерусалима, а вот в Ирак попасть так и не смог. Тогда эта страна только, что пережила войну в Заливе, аннексию, а затем потерю Кувейта, находилась под международными санкциями и эмбарго. От визита в Ирак Иоанна Павла II  отговаривали и в ООН, и в Вашингтоне. В Белом доме, в частности полагали, что визит главы католической церкви морально легитимизирует  саддамовский режим в глазах мировой общественности.

 

 

Но позднее последовал отказ и от Багдада. Как вспоминает тогдашний заместитель Государственного секретаря Ватикана по общим вопросам, кардинал Джованни Батиста Ре ( Государственный секретариат Ватикана- ключевое звено управленческой структуры этого церковного «государства», ведающее делопроизводством, текущим управлением Святого Престола, а также его международными связями- RiaTaza.com) так вспоминает об этом.

 

«9 декабря 1999 года посол Ирака в Ватикане заявил, что учитывая сложную ситуацию в Ираке и вокруг него, Папе следует отложить свой визит до тех пор, пока не сложатся благоприятные для него обстоятельства. Почему Саддам передумал? Боялся ли он, что не сможет контролировать внутреннюю ситуацию из-за страданий населения, вызванных экономическими трудностями, вызванными блокадой, введенной Организацией Объединенных Наций? Боялся ли он, что визит Папы Римского в Ирак заставит его смириться с унизительными инспекциями ООН по проверке наличия секретного химического оружия и ядерной программы?  Или  его остановил какой-то мусульманский религиозный лидер? Это вопросы, на которые нельзя ответить, потому что посол просто сказал, что президент Саддам не собирался отменять визит, а только откладывал его».

 

Итак, при жизни Иоанну Павлу II   так и не удалось увидеть родину библейского  патриарха Авраама. Сегодня то ли Божественное  Провидение, то ли мировая политическая и религиозно-политическая ситуация возложила эту миссию на папу Франциска. Стоит ли ждать чего-либо значимого для всех от этого события.

 

Прежде всего, напомним, что зарубежные визиты римских пап юридически не являются государственными. Это, так называемые «пастырские поездки» по приглашению местных католических общин. Разумеется, значимость личности папы, его международный авторитет волей-неволей не могут ограничить его визит только католической общиной, но делают папский визит знаковым для той страны, куда прибывает понтифик. А воспринимается он  иногда, мягко говоря, не очень дружелюбно. Так, например, было все с тем же Иоанном Павлом II  в Грузии. Грузинская православная церковь и ее высшие иерарх настроены крайне антикатолически и антиэкуменически и всеми силами противились этому визиту. Католическая же община в стране крайне мала. Это буквально несколько десятков этнических грузин, чьи предки были обращены в католицизм еще в средние века (т.н. «франки»), а также армяно-католики Ахалкалака. Тогдашнему лидеру  страны Эдуарду Шеварднадзе пришлось «переформатировать» визит папы в государственный, по его приглашению с тем, чтобы он мог состояться.

 

На сегодняшний день в Ираке около 280 тыс. католиков, принадлежащих к семи различным обрядам. Большинство из них- этнические ассирийцы, однако есть небольшое число армян и арабов (т.н. «мелькиты»). Католики, как и другие христиане подвергались и подвергаются социальному прессингу со стороны мусульманского большинства, следствием которого является эмиграция христиан и, вытекающее из этого, постепенное снижение их численности.

 

Если прежние визиты римских пап в мусульманские страны проходил в условиях относительного межрелигиозного мира, а также в период пребывания у власти в этих странах секулярных политических режимов. Визит папы Франциска пройдет в принципиально иной атмосфере. Рост мусульманского фундаментализма и политического исламизма в мире, де-факто силовое внутримусульманское противостояние на Ближнем Востоке. В самом Ираке-рост политического влияния мусульман-шиитов, причем не только светских политиков, но и священнослужителей, причем шииты имеют свои вооруженные формирование. Никуда не исчезло и латентное суннитско-шиитское противостояния. И если визит папы все-таки состоится (а отмену его также нельзя исключить, учитывая всю хрупкость ситуации в регионе), то он  и реакция на него в иракском обществе окажется значимым   индикатором для взаимоотношений ислама и христианства, видения друг друга мусульманами и христианами, а также реального влияния шиитов в Ираке, как светских политиков, так и вовлеченных в политику священнослужителей.

 

Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир»   специально для  RiaTaza.com

На снимке- Папа Римский Франциск и действующий президент Ирака Бархам Салех, курд по национальности.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать