Главная Мир сегодня Кого считать евреем? Верховный суд Израиля принял свое решение.

Кого считать евреем? Верховный суд Израиля принял свое решение.

через Времея и Мир
0 комментарий 96

 

В cвоем ошеломляющем, определяющем судьбу  поколений решении Верховный суд Израиля единогласно постановил, что люди, ставшие евреями в результате Консервативного и реформистского обращения, должны рассматриваться как евреи для целей Закона о возвращении страны, что позволяет им быстро получить гражданство. Законодательный орган Израиля, Кнессет, имеет право отменить это решение и ограничить Закон о возвращении  только новообращенными в ортодоксальный. Это вполне может произойти — но если это произойдет, это станет серьезным ударом по отношениям между американскими евреями, большинство из которых не являются ортодоксальными, и государством Израиль.

Закон о возвращении является основополагающим для концепции Израиля как еврейского демократического государства. Он устанавливает принцип, согласно которому евреи могут стать гражданами Израиля, просто явившись в страну и заявив о своем намерении стать гражданами. Как написано, закон определяет еврея как «того, кто родился от еврейской матери или обратился в иудаизм, не  исповедуя другую религию».”Дело, рассматривавшееся в Верховном суде, касалось спорного вопроса о значении слова “обращенный”: какие обращения считаются квалифицирующими лицо для получения гражданства в соответствии с законом?

Ответ имеет огромное значение для природы израильской идентичности. Многочисленное ортодоксальное население Израиля в основном предпочло бы, чтобы оно было ограничено обращениями, совершаемыми ортодоксальными раввинами. Тем не менее, консервативные и реформистские движения иудаизма, которые остаются очень малочисленными в Израиле, популярны и влиятельны в США, Миряне в этих более прогрессивных еврейских движениях настаивают как на том, что их обращение является религиозно обоснованным, так и на том, что государство Израиль должно признать на основании Закона возвращения.

Различия имеют значение в нескольких различных правовых измерениях. Ортодоксальный раввинат сохраняет монополию на совершение законных браков для евреев в Израиле. Следовательно, люди, подвергшиеся консервативному или реформаторскому обращению, не могут вступать в брак с другими евреями внутри страны.

Исторически израильские суды рассматривали вопрос «Кто такой еврей?» как «национальный», а не “религиозный”.” В знаменитом решении 1962 года суд отказал в еврейском статусе по Закону о возвращении монаху по имени брат Даниил, урожденному Освальду Руффхайзену. Руффхайзен был восточноевропейским евреем, который воевал с нацистами во время Второй мировой войны и стал католиком, скрываясь в монастыре во время войны. Согласно ортодоксальному еврейскому закону, Руффхайзен квалифицировался как еврей, несмотря на свое обращение. «Однажды еврей, всегда еврей» – это почтенный принцип еврейского права, восходящий, по крайней мере, к Средневековью. Тем не менее суд постановил, что социокультурное определение еврейства исключает людей, обращенных в другую религию.

Этот странный результат заключает в себе чрезвычайную сложность определения еврейства для целей сионистского предприятия. Некоторые ранние сионисты надеялись, что создание национального государства превратит еврейство из религии в национальную идентичность. Тем не менее, еврейская религия и религиозная идентичность упорно отказывались умирать, так что еврейство в Израиле теперь является религиозной идентичностью, этнической идентичностью и национальной идентичностью одновременно.

Консервативные или реформистские преобразования были религиозно обоснованными, но считались ли они социокультурно “еврейскими”.” Суд последовал своему собственному прецеденту, который определил евреев как людей, принадлежащих к “признанной еврейской общине”, и пришел к выводу, что консервативное и реформистское движения имеют значение. Таким образом, стороны в этом деле, подвергшиеся обращению в иудаизм, находясь в Израиле, были признаны евреями в соответствии с Законом о возвращении.

На протяжении десятилетий израильские суды пытались избежать вынесения решений по этому вопросу — по уважительной политической причине. Характер израильской политики почти не оставляет сомнений в том, что теперь ортодоксальные партии будут активно настаивать на ограничении Закона о возвращении только иудеями-ортодоксами.. Арье Дер’и, ведущая фигура в ультраортодоксальной партии “Мизрахи Шас”, немедленно написал в твиттере, что это решение было ” неправильным и тревожным и вызовет споры и мощный раскол в стране.” Он добавил, что берет на себя ответственность за изменение закона.

Трудность заключается в том, что такой закон неизбежно оттолкнул бы многих американских евреев. Консервативные и реформистские общины уже поняли, что их раввины не могут заключать законные браки в Израиле, видя в этом отказ от религиозной легитимности своих движений. Если кнессет пересмотрит вопрос о еврействе, чтобы исключить консервативные и реформистские преобразования, это будет еще более жестким сигналом.

Тот факт, что Верховный суд Израиля единогласно принял решение включить консервативных и реформистских новообращенных в Закон о возвращении, говорит о том, что правовые элиты страны устали подчиняться фактической ортодоксальной монополии на определение иудаизма в Израиле. Хотя судьи пытались преуменьшить смелость решения, подчеркивая, что оно основано на прецеденте, реальность такова, что это решение является заявлением в поддержку внутриеврейского эгалитаризма.

Проблемы урегулирования внутрирелигиозного конфликта в израильском праве бледнеют по сравнению с более глубокими проблемами, стоящими перед страной. Эти проблемы касаются равенства нееврейских граждан, а также, конечно, палестинцев-неграждан, живущих в условиях, которые сама израильская правовая система признает оккупационным государством.

Тем не менее, дебаты о том, кто является евреем, имеют огромные символические и политические последствия для  перспективы сионизма и борьбы за то, чтобы Израиль сохранил свое основополагающее обязательство быть одновременно еврейским и демократическим. Решение Верховного суда теперь вызовет интенсивные дискуссии и переговоры в Израиле и в американской еврейской общине, что будет иметь серьезные долгосрочные последствия для отношений между ними.

Bloomberg

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать