Главная Мир сегодня Заметки главреда: Почему дела международные стали делами домашними?

Заметки главреда: Почему дела международные стали делами домашними?

через Времея и Мир
0 комментарий 39

 

После месячного отпуска редакция ВиМ решила вернуться к работе именно в этот выходной, но очень знаковый день. Два десятка лет назад произошло событие, которое, как многие считают взорвало мир, разделило его. И часто в качестве такого взрывателя называют ислам.

Не думаю, что падением башен-близнецов в Нью-Йорке и без того изрядно разделенный мир еще раз поделили « благодаря» мусульманам. Но то, что трагедия тех дней заставила людей мира, в том числе и мусульман о многом серьезно и остро задуматься – это совершенно верная мысль. И события 11 сентября не только породили пресловутую « исламофобию», но породили интерес к исламу и обращение многих немусульман в эту религию.

Случайно или это как-то предопределено, но совсем недавно, в августе в мире произошли события, которые иначе, как громким и прямым эхом « 9/11 2001».

Но сначала предвижу вопрос собирательного «обывателя»: « А нам-то что? Это все где-то там за горами, за долами…». И вспоминаются мне ильфопетровские «Двенадцать стульев», эпизод с открытием трамвая в Старгороде. Начальство выходит на трибуну, открывает рот и «толкает»… речь о международном положении. И после того, как семь ораторов последовательно рассказали о международном положении, толпа несколько приуныла…

Действительно, в советское время нам очень много, к месту и ни к месту рассказывали о международном положении с тем, чтобы затушевать в глазах граждан серьезные прорехи в обществе развитого социализма. Да, это было…

Но сейчас совсем не так!

Неожиданный во многом захват власти талибами в Афганистане 15 августа и является главным событием минувшего месяца, традиционно богатом на разные общественные и политические драмы, как в России, так за рубежом. И на нас это сказывается самым прямым образом. Во-первых  СССР в свое время, по официальным данным потерял в Афганистане 15051 человек ( есть данные «неофициальные», предлагающие цифру в 314 тыс. человек. Автор знаком с ней и с тем, как делались подсчеты. Они сугубо арифметические и не учитывают многих реалий тогдашней ситуации) и болезненная память об этом в нашем обществе еще жива. Во-вторых «железного занавеса» нет, и отечественная экономика теперь привязана к мировой. А захват талибами Афганистана и его возможные последствия – это цены на нефть, колебания валюты, со всеми вытекающими для нас последствиями, поскольку мы к этой валюте ныне все  привязаны.

Сейчас очень многие  говорят, что идет третья мировая «гибридная» война, которая в своей «горячей» форме протекает на Ближнем Востоке. После захвата власти талибами вполне «горячим» может Средний Восток. Из Афганистана огонь вполне может перекинуться на проблемный Кашмир, пограничье с Центральной Азией и северо-западный Китай. А здесь может включиться соглашение ОДКБ об оказании союзникам военной помощи, и тогда горячая составляющая нынешней «гибридной» войны может стать опасно преобладающей.

Внешне талибы, вроде бы, это понимают. Их пиар-офис  заявляет, что они теперь другие и не позволят себе таких крайностей, которые были в первое пришествие «Талибан». Более того, они также озвучили предложение России, Китаю и Ирану о некоем альянсе на основе совместной антиамериканской позиции. Мир в ответ на это пока занял выжидательную позицию.

По нашему мнению, эту ситуацию можно охарактеризовать словами: «Свежо предание, а верится с трудом..». Талибы уже одели женщин в тяжелые одежды и паранджу. Кроме того, их жертвами стали два человека только за то, что некоторые моменты ислама, вторичного плана, они прочитывают по другому, при этом ни на йоту не отходя от фундаментальных положений  этой религии. Все это, мягко говоря, беспокоит. Ведь делая сейчас миру дипломатические реверансы, талибы, укрепив свою власть и используя геополитическое положение, закрыться от остального мира, став своеобразной мусульманcкой « Северной Кореей» и творить за своим «железным занавесом» ( простите, «железной паранджой») все, что им вздумается.

Возникает вопрос – а кто они, эти талибы, к какому толку ислама принадлежат. Об этом идут уже дискуссии в далеких от афганских гор  кабинетах и медиа ресурсах. « Суфии?»,  «Саляфиты-ваххабиты?», или кто-то еще?

Ответ: Они – пуштуны. Геополитическое положение этого 63-миллионного ираноязычного народа таково, что он стремиться стать своего рода «минигегемоном» на стыке Ирана , Афганистана, Пакистана, Индии и Китая. И эти свои этнические, точнее этнополитические устремления, он облекает в исламскую форму. И это характерно для многих мусульманских горских народов.

Есть в мусульманском праве такое понятие «адат» или «урф», означающее доисламскую практику, или традицию, не противоречащую Корану и Сунне. В этом случае она принимается во-внимание при вынесении решения по исламскому праву. Однако в истории ислама зафиксировано много случаев, когда в практике многих народов, прежде всего горских, адат ставился выше шариата, или же в массовом сознании считался этим самым шариатом. В этом и есть рациональное объяснение тех иррациональных ужасов, творимых талибами раньше и, не дай Бог, если они повторяться вновь.

Так что ситуация на сегодня приблизительного таково. Решение афганского «уравнения». В принципе видно, но уж очень много в нем переменных, соотношение  между которыми может чуть ли не ежедневно изменяться.

Но такие у нас время и мир.

Валерий Емельянов, главред.

Мнение, выраженное в статье, является сугубо авторским и не обязательно во всем соответствует принципиальной редакционной позиции «ВиМ».

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать