Главная Ислам и Современность «Шиитский Полумесяц» как «великая стратегия» Ирана .

«Шиитский Полумесяц» как «великая стратегия» Ирана .

через Времея и Мир
0 комментарий 58

 

Как концепция, «великая стратегия» относится к долгосрочной инструментальной мобилизации объединенных ресурсов, векторов влияния и возможностей государства для достижения выгодного положения, удовлетворения жизненно важных национальных интересов, укрепления национальной безопасности и уверенного поведения в среде, в которой неопределенность и опасность являются обычным явлением. Как таковой, он представляет собой общий интеллектуальный компас, который направляет практику управления государством в соответствии с многомерным пониманием национальной мощи и служит мостом, соединяющим средства с целями. Кроме того, она может отвечать оборонительным целям, если речь идет о сохранении статус-кво и противодействии угрозам значительных масштабов, или наступательной логике, если она служит ревизионистской повестке дня, направленной на изменение преобладающего баланса сил.

В этом отношении Иран является поучительным примером того, как такая концепция реализуется региональной державой. Хотя эта реальность вызывает беспокойство у тех, кто обеспокоен последствиями и последствиями, связанными с потенциальным подъемом этой ближневосточной страны, по большому счету, последняя волна иранского экспансионизма вряд ли вызывает удивление. В конце концов, персидская нация ‒ как великая держава с древности ‒ развила имперскую традицию, которая до сих пор является мощным источником гордости. У древних персов была сфера влияния, простиравшаяся далеко за пределы иранского нагорья, и они часто бросали вызов греческим городам-государствам, Римской империи и Византии. Аналогичным образом, престиж персидской цивилизации подчеркивается художественными, культурными, литературными, религиозными, социальными, эстетическими, бюрократическими и политическими достижениями.

Однако история Ирана также  включает тревожные эпизоды упадка, пассивную роль в интригах, связанных с геополитическим соперничеством между конфликтующими державами, и даже иностранным хищничеством. В 19 веке он был  зажат на «шахматной доске» так называемой  «Великой игры», в которую играли Британская империя и Царская Россия. В течение следующего столетия светское националистическое правительство Мохаммеда Мосаддыка было свергнуто в результате государственного переворота, организованного американскими и британскими спецслужбами. В свою очередь, режим шаха ‒ правого модернизатора, поддерживающего Запад и Израиль, – был свергнут аятоллой Рухоллой Хомейни, чья революция установила теократическую Исламскую Республику, тектоническое событие, которое потрясло многие арабские столицы и Иерусалим и чьи ударные волны ощущались даже в Вашингтоне и Москве. После этого кровавая ирано-иракская война закончилась непростым тупиком.

С тех пор Иран столкнулся с многочисленными эпицентрами беспорядков на своей непосредственной периферии, периодической напряженностью в отношениях с сильными соперниками, такими как Соединенные Штаты, Саудовская Аравия и Израиль, наряду с множеством внутренних проблем.

Тем не менее, общая стратегия Ирана развивалась благодаря как внутренним, так и внешним факторам. Внутри страны консолидация исламистского режима в Тегеране, постепенное формирование профессиональной правящей элиты, которая объединяет различные фракции влиятельных лиц, включая священнослужителей, сторонников жесткой линии, Корпус стражей Исламской революции, реформаторов и бизнес‒группы, участвующие в международной экономической динамике, и  среди прочего,   в процессе принятия решений  по  доминированию над местными потенциальными соперниками, обеспечили разумную степень стабильности, позволяющую осуществлять амбициозную внешнеполитическую повестку дня. Более того, устранение Талибов в Афганистане в 2001 году и свержение Саддама Хусейна в Ираке в 2003 году (оба государства – соседи- антагонисты Исламской Республики)американскими войсками предоставили Тегерану возможность добиваться региональной гегемонии. Еще один важный элемент, который необходимо принять во внимание, заключается в том, что высокие цены на нефть (особенно в первом десятилетии 21 века) также подпитывали национальную мощь Ирана и наполняли казну иранского государства. Эти обстоятельства и поворотные моменты создали обстановку, которая придала смелости Ирану  (особенно под руководством националистических сил ) для того, чтобы повышать ставки и стремиться к более высоким целям, даже если такой курс действий влечет за собой значительные риски.

Идеологические корни иранской «великой стратегии»

На протяжении всей истории Персия часто достигала статуса великой державы со сферой влияния, выходящей далеко за пределы ее непосредственной периферии. Как таковая, она не раз сталкивалась с изобретательными и конкурентоспособными соперниками, такими как древние греки, римляне, византийцы, турки и русские. Более того, завоевания, совершенные различными воплощениями Персидской империи, усилили ее влияние на соседние народы во многих сферах жизни. Кроме того, состояние нации как цивилизационного полюса, который экспортировал свой вклад, усилило как национальную гордость, так и «мягкую силу» персидского государства, наследие, которое сохраняется до сих пор. Таким образом, этот исторический фон породил имперскую традицию, которая находит отклик в умах современных иранцев, которые рассматривают свою страну как заинтересованную сторону, стремящуюся занять руководящую должность, чтобы играть значительную роль в международных отношениях.

Вторым важным компонентом иранской большой стратегии является возрождение шиитского воинствующего исламизма. Аятолла Хомейни, как известно, утверждал, что те, кто отрицает, что ислам является политической религией, не понимают ни ислама, ни политики. Другими словами, шиитский исламизм является мощной общественной силой, которую можно использовать в политических целях, связанных с контролем, властью, конфликтами и завоеваниями. В этом контексте, несмотря на то, что шииты составляют меньшинство в мусульманском мире в целом, шиитские общины присутствуют в ключевых регионах Большого Ближнего Востока (Левант, Аравийский полуостров и Центральная Азия). Более того, поскольку большинство шиитов исторически были лишены гражданских прав и подвергались преследованиям, для них имеет смысл заручиться защитой сильного  государства, и эта реальность превратила Иран в бесспорного мирового лидера шиитского ислама. Это объясняет, почему даже светский режим Башара Асада в Сирии, элита которого принадлежит к эзотерической секте алавитов, которую большинство суннитов и даже некоторые мусульмане-шииты часто считают еретиками, обхаживал Иран в качестве геополитического покровителя. Напротив, суннитский мир гораздо более фрагментарен, поскольку в нем есть несколько конкурирующих эпицентров власти: Саудовская Аравия и нефтяные монархии Персидского залива, Египет, Турция, Пакистан и Индонезия. Аналогичным образом, следует подчеркнуть, что шиитское богословие преподает концепции, которые имеют далеко идущие политические последствия, в том числе открытое публичное проявление народной религиозности, стремление к легитимности как краеугольному камню эффективного управления, близость между священнослужителями и их сообществами последователей и «добродетельное» принятие мученичества и страданий в экстремальных обстоятельствах.

Третий идеологический компонент – театральное представление решительной антиимпериалистической борьбы. Аятоллу Хомейни часто называли “Че Геварой мусульманского мира” не потому, что он и его ученики намеревались принять коммунизм, а потому, что их движение отвергало американское влияние как «злую» силу. США были объявлены “Великим сатаной”, а союзники Вашингтона ‒ в основном Великобритания, несколько арабских государств и Израиль ‒ также были изображены как соучастники  и «маленькие сатаны». Это антагонистическое отношение связано со скрытым и открытым вмешательством США в иранские политические дела и, в частности, с решительной поддержкой, оказываемой режиму, возглавляемому шахом. Однако в основе этой идеологической враждебности лежит и более глубокий корень: с точки зрения шиитских священнослужителей, современная западная цивилизация и все, за что она выступает, рассматриваются как глубоко безбожная, морально несостоятельная и  упадочническая. Кроме того, выступая в качестве краеугольного камня “Оси сопротивления”, Тегеран усиливает резонансные голоса на свои призывы в тех местах, где он обычно не был бы услышан, особенно в суннитском арабском мире, где существуют постоянные претензии к правящим элитам, связанным с Западом, а также большое недовольство США и Израилем. Тем не менее, его охват простирается гораздо дальше. Такой «контргегемонистский» идеологический дискурс позволил Тегерану подружиться с левыми режимами третьего мира (такими как Северная Корея и Венесуэла) и революционными движениями, которые противостоят интересам Запада, и даже великими державами, которые придерживаются ревизионистских геополитических программ, включая Китай и Россию. Парадоксально, но в данном случае антиимпериалистическая риторика фактически скрывает империалистический проект, и все же Иран, представляющий себя защитником угнетенных ради утилитарных выгод, является политическим маневром, который одобрили бы мыслители-реалисты, такие как сам Макиавелли.

Природа иранской  «Большой стратегии»

Учитывая их географическое распределение и рассеяние, создание коридора, формально или неформально контролируемого Ираном, за счет взаимосвязанности шиитских общин на Большом Ближнем Востоке создало бы непрерывную сферу влияния, которая простирается от средиземноморского побережья Ливана до самых западных уголков Пакистана и Афганистана. Эта область примерно соответствует традиционному пространству, охваченному последовательными  экспансионистскими шагами Персидской империи, но, в отличие от предыдущих эпизодов, в ней не рассматривается формирование сатрапий под прямым персидским административным или военным сюзеренитетом. Вместо этого так называемый шиитский полумесяц предполагает поиск и освоение  «жизненного пространства» через созвездие доверенных лиц и  прокси-союзников, управляемых Тегераном. Реализация этого проекта в значительной степени означала бы достижение региональной гегемонии. Тогда Иран смог бы контролировать стратегические энергетические ресурсы, окружить как Израиль, так и нефтяные монархии Персидского залива и доминировать над важнейшими геоэкономическими воротами от восточного фланга Средиземного моря до самого сердца Центральной Азии. Если такой сценарий когда-либо произойдет, как западным, так и евразийским державам придется относиться к Ирану как к ключевому игроку на глобальной геополитической шахматной доске и, как таковой, как к силе, с которой нужно считаться. Он больше не будет рассматриваться как арена стратегического противостояния между конкурирующими внешними державами или, что еще хуже, как разменная монета. Это объясняет, почему Иран готов вложить много времени, ресурсов и усилий, чтобы это произошло.

С другой стороны, есть несколько инструментов национальной власти, на которые Тегеран опирается для реализации этого проекта. Ключевым компонентом является проецирование власти посредством тайных действий на нетрадиционных театрах военных действий, таких как Ливан, Сирия, Ирак, Йемен, Аравийский полуостров и другие. Чтобы сформировать ход событий в локальных конфликтах и влиять на него  в соответствии с национальными интересами Ирана, иранские агенты и проиранские ополченцы спровоцировали «народные» восстания, совершили террористические акты, нанесли асимметричные удары, развязали межконфессиональную бойню, вели психологическую войну, нацелились на стратегическую инфраструктуру с целью саботажа, создали факты на местах и даже проверили красные линии соперников. Именно поэтому поведение Ирана часто рассматривается как подстрекательское; но игра с огнем как рассчитанный риск может принести существенную пользу, если только вы не обожжетесь в процессе. Следовательно, возникший хаос был использован для дестабилизации иранских конкурентов и усиления  влияния Исламской Республики. Действительно, именно этот метод лежит в основе очевидного безумия Ирана. Аналогичным образом Тегеран разжигает пламя воинствующей агитации, мобилизуя как шиитские группировки (Хезболла, Армия Махди), так и даже нешиитские повстанческие силы (такие как ХАМАС), чтобы угрожать своим соперникам. Хотя у таких группировок есть свои собственные цели и их нельзя рассматривать как щупальца или псевдоподии Тегерана, идеологическое поощрение и материальная поддержка Ирана являются мощным фактором, определяющим их правила взаимодействия с Тегераном.

Что касается дипломатии, то Иран прагматично ухаживал за великими евразийскими державами, чтобы у них не было стимула подрывать амбиции Тегерана. Иран является поставщиком нефти для Китая и Индии, крупным покупателем российского оружия и геоэкономическим партнером Пекина. Аналогичным образом, Тегеран пытался наладить более тесные связи с евразийскими многосторонними институциональными структурами, которые активно работают в области безопасности, обороны и торговли, в частности с ОДКБ и ШОС. Дипломатические взаимодействия Ирана с Западом еще более сложны, поскольку Тегеран пытался разрядить напряженность, выиграть время путем переговоров, чтобы укрепить свои позиции, уменьшить влияние санкций и использовать свою репутацию источника разрушений, чтобы добиться уступок. В то же время Иран установил тесные связи с «государствами-изгоями», такими как Северная Корея, Сирия и Венесуэла. Кроме того, Тегеран пытался продемонстрировать свою «мягкую силу» посредством пропаганды, предназначенной для распространения своих взглядов среди иностранной аудитории, своего имиджа главного защитника шиитского ислама и благочестивого защитника шиитских святых мест ( главные из которых находятся на территории соседнего Ирака) и пламенных антиимпериалистических заявлений, сформулированных для очарования сторонников левого крыла.

Кроме того, важно также учитывать роль ядерной программы Ирана. По мнению американского ученого-неореалиста Кеннета Вальца, ядерное оружие стало бы мощным сдерживающим фактором для защиты национальной безопасности Ирана от внешних конкурентов, а также могло бы обеспечить военный зонтик, который помог бы Тегерану достичь благоприятного регионального баланса сил. Вряд ли это может повлечь за собой возможность напрямую угрожать Соединенным Штатам или Израилю  (чьи ядерные арсеналы намного сильнее) каким-либо значимым образом, особенно учитывая, что перспектива сильного возмездия приведет к полному уничтожению. Аятоллы могут быть радикальными в своих словах, но маловероятно, что они склонны к самоубийству. Другими словами, несмотря на свою яростную риторику, Иран не мог рационально позволить себе нанести первый ядерный удар, потому что такие действия были бы, мягко говоря, контрпродуктивными. Еще одна возможность, которую стоит принять во внимание, заключается в том, что Иран может обменять отмену своей ядерной программы (незавершенный проект) на молчаливое дипломатическое признание своей геополитической сферы влияния (нечто гораздо более конкретное). С иранской точки зрения, такая я сделка была бы крупной стратегической победой. В конце концов, как показала история, несмотря на их изначально опасную природу, ядерное оружие является инструментом реальной политики, а не эсхатологическим спусковым механизмом грядущего  Армагеддона.

Наконец, что касается влияния экономических факторов, то возможности Ирана ограничены. Иранская экономика зависит в основном от экспорта нефти, и перспективы диверсификации и развития не особенно многообещающие. Кроме того, введение жестких коммерческих и финансовых санкций представляет собой препятствие, которое нелегко преодолеть. Следовательно, в качестве контрмер «экономического сопротивления» Иран принял геоэкономическую ориентацию на восток, увеличил накопление золотых запасов в качестве твердых активов с внутренней стоимостью и разработал альтернативные международные каналы для обхода западных финансовых артерий. Кроме того, Тегеран предпринял усилия по содействию суверенному созданию местных передовых секторов, чья деятельность, продукты и технологии двойного назначения, включая, но не ограничиваясь ими, беспилотные летательные аппараты, самолеты, ракеты, баллистические ракеты, реакторы, космические аппараты и спутники,  имеют в себе  высокую  добавленную стоимость, а также стратегический импульс для национальной мощи, такой как аэрокосмическая промышленность, ядерная энергетика и зарождающийся военно-промышленный комплекс. Другими словами, эти секторы могут улучшить профиль иранской экономики за счет создания  определенных  преимуществ, а также усилить возможности иранского государства по проектированию военной мощи.

Проблемы

Существуют внутренние и внешние факторы, которые могут сорвать  планы Ирана. Страна сталкивается со сложными внутренними проблемами, которые, если их не решить должным образом, могут привести к застою и, возможно, даже к упадку. Длительные экономические трудности и строгий теократический режим могут оттолкнуть значительные слои молодого поколения, которые ищут полезные возможности для получения образования, профессиональной деятельности и отдыха. Хотя Иран смог противостоять проявлениям гражданских беспорядков и  воздействию принудительных санкций с помощью множества мер (включая «экономическое сопротивление», репрессии и интенсивное культивирование националистическо –клерикальных настроений), перспектива гражданского недовольства как катализатора потенциальной “цветной революции” может привести к смене режима. Хотя такое движение, скорее всего, получит поддержку внешних покровителей, ключевым компонентом будет накопление внутренней политической критической массы.

Кроме того, центробежным силам, в том числе повстанческим формированиям, сепаратистским группам и транснациональным сетям суннитских джихадистов, не хватает военной  мощи и средств для свержения режима аятолл, но их враждебные действия являются раздражителями, которые создают стратегические отвлекающие факторы, которые побуждают отвлекать ресурсы, которые в противном случае могли бы быть потрачены на имперские цели за рубежом. Кроме того, их агенты обладают политической готовностью и оперативными возможностями для совершения актов как шпионажа, так и саботажа, особенно если они завербованы в качестве агентов враждебными иностранными разведывательными организациями.

Также , угроза военного вмешательства с целью свержения иранского режима или уничтожения его ядерной программы представляет собой опасный дамоклов меч для Тегерана. В конце концов, реализация геополитических амбиций Ирана ставит под угрозу национальную безопасность региональных тяжеловесов, таких как Израиль и Саудовская Аравия, особенно потому, что это, скорее всего, будет означать их  возможный паралич и в дальнейшем распад как национальных государств. Неудивительно, что агрессивность Ирана послужила мощным стимулом для Иерусалима и арабских столиц объединить усилия в качестве странных товарищей по постели против общего врага, перестройка, которая была немыслима всего 20 лет назад. Более того, с ядерным оружием или без него, иранская гегемония на Большом Ближнем Востоке неприемлема для американских стратегических интересов.

Однако в Иран трудно вторгнуться, завоевать или оккупировать из-за его географических, территориальных и демографических особенностей. Хирургические удары по военным объектам и критически важным объектам инфраструктуры были бы более реальной возможностью; но такие действия, вместо того чтобы ослабить режим, вероятно, вызовет сильную националистическую реакцию. Кроме того, как показали события, связанные со Stuxnet, кибератаки могут привести к неудачам, которые сдерживают иранскую власть таким образом, чтобы можно было разумно сдерживать в целом эскалацию  ситуации.

Еще одна проблема, которую необходимо принять во внимание, связана со слабой структурной структурой иранской экономики. Иран обладает богатыми залежами энергетических ресурсов, включая нефть и природный газ, которые обеспечивают как влияние, так и прибыль. Тем не менее, Тегеран не имеет возможности контролировать неустойчивые колебания цен на указанные товары на международных рынках, поэтому процветание и развитие нельзя считать само собой разумеющимися. Кроме того, отсутствие диверсификации, постоянная утечка мозгов и общее отсутствие наиболее перспективных секторов , связанных с научно-технической революцией и прогрессом ограничивают перспективы роста, конкурентоспособности и развития. Дополнительные проблемы, которые имеют негативные экономические последствия в долгосрочной перспективе, включают снижение рождаемости и широко распространенное злоупотребление запрещенными психоактивными веществами (главным образом опиатами), воздействие которых является крайне разрушительным.

Какие из этого следуют выводы?

Иран – это пример,  преподносящий сильный урок  о том, как средняя держава разрабатывает целостную грандиозную стратегию, сочетающую традиционные и нетрадиционные источники национальной мощи для достижения региональной гегемонии. Также поучительно оценить,  роль идеологий лежит в основе такого проекта. Еще слишком рано говорить о том, будет ли  реализован этот  т план, но если Тегеран достигнет хотя бы частичной степени успеха, у других ревизионистских государств возникнет соблазн последовать примеру Тегерана, даже если это означает агрессивный вызов могущественным соперникам посредством асимметричных действий. Тем не менее, если эта схема даст впечатляющие результаты, этот эпизод в персидской истории будет рассматриваться как поучительная история, подчеркивающая, как чрезмерное безрассудство, даже если оно может окупиться сторицей в краткосрочной перспективе, может привести к катастрофе в долгосрочной перспективе.

Eurasia Review

Фото- лидер исламской революции (“рахбор-и-энгелаб”) Али Хаменеи.

.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать