Главная Мир сегодня Заметки главреда. Сентябрьские мысли –о войне, мире и …ахмадийяте.

Заметки главреда. Сентябрьские мысли –о войне, мире и …ахмадийяте.

через Исмаил
0 комментарий 26

Первые дни сентября каждого года- это еще один способ еще раз вспомнить и поразмышлять о, к сожалению вечной и актуальной проблеме – о войне и мире.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу и Вторая мировая война началась. А 3 сентября 1945 года подписанием акта о капитуляции Японии она завершилась. И между этими двумя сентябрями -пылающий в огне мир, многие миллионы смертей и страданий. Казалось бы после той войны человечество должно извлечь трагические уроки из нее и при всей противоречивости отношений людей и народов в этом мире, стараться не допускать нового и тотального вооруженного противостояния.

К сожалению ситуация дня сегодняшнего вынуждает думать скорее об обратном. Положение на Ближнем Востоке, в Украине, возможно вокруг Тайваня все более явно пахнет порохом.

Многие, однако, пытаются успокоить человечество рассуждениями о том, что в наши дни война, как именно всеобщее вооруженное и кровопролитное противостояние невозможно. Но это не значит, что современная или так называемая «гибридная война» в которой наряду с танками-бомбами-пулеметами в качестве оружия используются средства политики, экономики, психологии станет менее опасной. Пуля или осколок могут убить или ранить тело. «Неогнестрельное» же оружие убивает разум и душу физически живого человека. Это во сто крат опаснее.

Все достаточно многочисленные религии и исповедания человечества призывают к миру и мирному развития. И столь же обыденным в истории стало прямое участие религий и религиозных структур в войнах. Но ведь это полностью противоречит основополагающим принципам всех вероучений. Да в основном религиозные деятели активно призывают к миру. Но как правило, призывами, хотя и вполне искренними и страстными, дело и кончается.
Почему так? И кто ответит на этот вопрос?

Эксперты из многочисленных научных и аналитических центров изучают и строят сами различные политические, экономические и прочие концепций. Но за всеми концепциями и идеями стоят конкретные личности людей. И если уж «зреть в корень» ( а именно так можно получить ответ на реальный вопрос или решить насущную проблему), то все в конечном итоге определяется отношением человека к миру и людям

.
А это уже вопрос религии? Но вот сразу после начала украинской «спецоперации ваш покорный слуга-главред начал активно отслеживать реакцию религиозных лидеров на нее. Реакция была несколько обескураживающая. Либо это полная поддержка военных действий ( а значит и вооруженного насилия), как произошло в случае большинства российских религиозных деятелей, либо опять же декларативные призывы к примирению и согласию.

Но вот попыток разобраться в ситуации, так сказать « с точки зрения вечности» очень мало. И одна из них, если не единственная – это последние публичные выступления главы Ахмадийской мусульманской общины Мирзы Масрура Ахмада.

Обращение главы ахмадийята актуальны не только и не столько для ахмади

Учение движения ахмади сочетает мусульманскую ортодоксию и признание духовной полноты и внутреннего единения всех религий и их пророков. Для него также характерно отзывчивость на актуальные и болезненные проблемы человека и мира.

В своем последнем выступлении перед широкой аудитории в августе при завершении всегерманского ( а фактически, всеевропейского) конгресса мусульман ахмади, Мирза Масрур Ахмад, коснулся проблемы угрозы войны, вновь реально нависшей на Европой. Он напомнил собравшимися мысль , высказанную еще основателем ахмадийята, Мирзой Гуламом Ахмадом о том, что в нынешнем мире война в одной его части не оставит в покое все другие материки и острова земли. Поэтому эта проблема важна для каждого человека, а не только мусульманина или вообще верующего.

И в этом плане выступление главы ахмадийята в хорошем смысле поразило. Да, это было выступление мусульманина, опирающееся на Коран, Сунну и учения основателя движения Гулама Ахмада. Но этим речь «халифа времени» (так именуют предстояителя ахмадийята его последователи) отнюдь не была перегружена и большей степени представляла собой обращение к каждому изнас, ко всему человечеству.

Хазрат Мирза Масрур Ахмад дал как ни одни религиозный деятель, просто, ясно и одновременно исчерпывающе ответил на главный вопрос: почему в мире столь много зла и неустройств? Ответ в том, что эгоизм человеческой души по-прежнему руководит большинством из нас. И это не обязательно люди, считающиеся «плохими». Хвори душевного эгоизма подвержены и люди внешне вполне благочестивые и соблюдающие строго обряды и принципы своей религии.
Задумываемся ли мы с какими мыслями и чувствами мы приходим на церковную службу или становимся на намаз? Как часто это просто исполнение семейной или национально-культурной традиции. Или же мы исполняем религиозные предписания для того, чтобы показать но ведь это чистейший воды эгоизм, «нафс», который может быть сделает совершенной нашу религиозную практику, но от живого общения с Богом очевидно отдалит.
Все религии так или иначе в основу общения в связке Бог-человек главное значение придают волевому акту человека и лежащему в его основе намерению. Но только ислам как всемирная и ненациональная религия строгого Единобожия особенно подчеркивает ключевую роль нията (араб.-намерение). И это вторая ключевая мысль выступления хазрата Мирзы Масрура Ахмада.
И самая главная составляющая отношений человека и мира-это все-таки Бог. Понятно, что атеисты и агностики Бога не включают в свою картину мироздания. Но очень тревожной чертой нашего времени является то, что и верующие как-то в своем мышлении «нейтрализовали» Бога. Да для них Он- Творец, Он-существует, но то как он управляет этим миром и его намерения нам неведомы. И глава ахмадийята очень правильно и своевременно указал на то, что нам необходимо оживить понимание того, что Бог видит все наши большие и маленькие дела и Он-Абсолютное Добро.И именно из этих посылов нам надо исходить «делая жизнь свою». Именно об этом напоминали все пророки всех религий
То есть в этой речи Мирза Масрур Ахмад, на наш взгляд предложил емкий и одновременно простой алгоритм жизни каждого человека доброй воли. Сначала очищаем наши намерения во всех видах деятельности по отношению к Богу и людям, строим эту деятельность совершенно искренне с позиций Добра. Чистое намерение уже само по себе поможет нам изменить свой маленький мир. И мир окружающий, который несколько больше. Ведь все беды мира от того, что он…загрязняется. Во всех смыслах этого слова. А эффективно грязи может противостоять чистота. В мыслях и намерениях прежде всего.

Вот почему для вашего покорного слуги-главреда это выступление главы ахмадийята стало, пусть и на сугубо личном уровне, но событием , не побоюсь сказать, глобального значения. Должен еще раз подтвердить, что лично для меня , авраамического монотеиста-универсалиста, ахмадийят остается во всех наиболее важных жизненных моментах наиболее близким.

Более того, недавно произошло событие, побудившее автора этих строк еще более сверять свои «жизненные» часы с ахмадийятом. Привиделся мне во сне основатель ахмадийята Гулам Мирза Ахмад. Таким как я видел его на фотографии- в белой чалме, традиционном костюме пенджабских мужчин и с тростью. Он сказал об угрозе мира и о том, что для того. Чтобы отвести ее, ахмади должны быть активны во всех сферах, и не только в сугубо религиозных.

Вашему покорному слуге-главреду раньше никогда не снились «религиозные сны» и вообще он, в целом, личность довольно рациональная. Однако в этот раз я задумался – в этом что-то есть…

 Заключительные пояснения

И прошу это не считать некой разновидностью религиозной проповеди или навязывания определенного религиозного учения. Наш портал остается светским, плюралистическим и свободным для размещения информации, связанных со всеми общественно-политическими, религиозными, культурными ии иными течениями.
Я в курсе, что в мире, особенно мусульманском, о движении ахмади в исламе существуют различные мнения. И тут мне кажется ко времени будет припомнить сюжет из «Деянии апостолов». В Иерусалиме собрался «синедреон» (совет высших иудейских священников), чтобы решить, что делать с апостолами, продолжавшими активно проповедовать учение Христа. Хотя их Учителя уже не было с ними. И тогда один из еврейских религиозных старейшин Гамалиил встал и сказал: «Если это дело (в нашем случае проповедь апостолов) от Бога, то лучше его не трогать. А если не от Бога- таконо само развалится». Мудрый совет, на все времена, что называется.
А история и современное состояние движение ахмади вполне подтверждает: к нему применима именно первая часть мысли старейшины Гамалиила.
Валерий Емельянов, главред

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать