Главная Наука.Культура.Человек «Церковь без Бога»: как «светские конгрегации» удовлетворяют потребности некоторых нерелигиозных американцев

«Церковь без Бога»: как «светские конгрегации» удовлетворяют потребности некоторых нерелигиозных американцев

через Исмаил
0 комментарий 35

 

Совместные свидетельства, коллективное пение, молчаливая медитация и ритуалы крещения – все это вы можете найти на воскресной церковной службе в Соединенных Штатах. Но как бы это выглядело, если бы атеисты собирались вместо этого, чтобы совершать эти ритуалы?
Сегодня почти 30% взрослых в Соединенных Штатах говорят, что они не принадлежат к какой-либо религии, и только половина регулярно посещает богослужения. Но не все формы церкви находятся в упадке, включая “светские конгрегации” или то, что многие называют “атеистическими церквями”.
Как социолог религии, который провел последние 10 лет, изучая нерелигиозные сообщества, я обнаружил, что атеистические «церкви» служат многим из тех же целей, что и религиозные церкви. Их рост свидетельствует о том, что упадок религии не обязательно означает упадок общества, ритуалов или благосостояния людей.

Что такое «атеистическая церковь»?

Светские конгрегации часто имитируют религиозные организации, используя язык и структуру «церкви», например, проводя собрания по воскресеньям или заслушивая «свидетельства» прихожан, или адаптируя религиозный язык или практику другими способами.

Например, растет число психоделических церквей, которые обслуживают людей, желающих испытать духовность и ритуалы с помощью употребления наркотиков.

Существуют также светские организации, которые продвигают идею о том, что люди могут жить вечно, такие как «Церковь вечной жизни». Члены Церкви верят, что они могут достичь бессмертия на Земле с помощью радикальных технологий продления жизни, таких как редактирование генов или криоконсервация – замораживание тел после смерти в надежде, что их когда–нибудь можно будет оживить.

Эти светские конгрегации часто обращаются к атеистам и другим светским людям, но их главная цель – не пропаганда атеизма.

Однако организации «атеистической церкви», такие как «Воскресная ассамблея» и «Оазис», открыто восхваляют личность и убеждения атеистов, хотя не каждый, кто посещает их, идентифицирует себя как атеист. Свидетельства и деятельность превозносят такие ценности, как рациональное мышление и материалистическая философия, которые пропагандируют идею о том, что существует только физическая материя.

Существуют также давние гуманистические и этические сообщества, которые пропагандируют светское мировоззрение и проводят светские церемонии для важных жизненных перемен, таких как рождение, похороны и свадьба. Американская гуманистическая ассоциация, например, описывает свои ценности как «Добро без Бога». И на протяжении десятилетий унитаристские универсалистские конгрегации, выросшие из христианских движений, опирались на учения как религиозных, так и нерелигиозных традиций, не навязывая своих собственных конкретных вероучений.

Но в последнее время наблюдается рост числа светских конгрегаций, которые явно имитируют религиозные организации и ритуалы, чтобы прославлять атеистические мировоззрения. Многие из них имеют всего одно или два отделения, такие как атеистическая церковь Сиэтла и «Церковь свободомыслия» Северного Техаса.
Однако у Sunday Assembly и the Oasis есть сети с десятками отделений, а Sunday Assembly была названа “первой атеистической мегацерковью”. Многие отделения Sunday Assembly видят сотни посетителей на своих службах.

Свидетельства, пение – но ничего сверхъестественного

Многие черты «атеистических церквей» в США напрямую заимствованы у религиозных организаций. В «воскресной ассамблее», где я провела три года, занимаясь исследованиями, богослужения включают коллективное пение, чтение вдохновляющих текстов, молчаливые размышления и сбор пожертвований. Они сосредоточены вокруг центральной лекции, прочитанной членом общины или представителем более крупного местного сообщества. Я присутствовал на одном богослужении, где астроном выступал с докладом о миссии космического аппарата New Horizons к Плутону. На другом служении член местной общественной садовой организации рассказывала о создании сообщества с помощью своей программы «Общественный сад».

Организаторы церкви-атеисты, с которыми я встречалась, сказали мне, что они намеренно заимствуют структуру церкви, потому что видят в ней хорошую модель для создания эффективных ритуалов и сообществ. В более общем плане структура «конгрегации» популярна и знакома большинству посетителей.

Однако есть ключевые различия. Воскресная ассамблея не имеет иерархической структуры, и в ней нет пастора или служителя, что означает, что решения принимаются сообществом. Участники разделяют обязанности по проведению служб, поиску выступающих и чтений.

Другим ключевым отличием является полное отсутствие упоминаний о сверхъестественном. Лекции и ритуалы, с которыми я сталкивалась на службах атеистической церкви, сосредоточены вокруг утверждения атеистических верований, прославления науки, культивирования благоговения и удивления перед природой и создания сообществ поддержки.

Социологи религии называют эти практики «сакрализацией светского» и «светской духовностью»: действиями, которые позволяют нерелигиозным людям выражать свои общие убеждения и культивировать чувство принадлежности и целеустремленности.

 

Одним из примеров является коллективное пение: заимствование знакомого аспекта религиозных служб, который может дать прихожанам ощущение трансцендентности. В большинстве отделений воскресных собраний есть церковные группы, которые исполняют поп-песни, такие как “Livin’ on a Prayer” Бон Джови и “Brave” Сары Барейлс. Когда астроном рассказывал воскресному собранию о миссии НАСА к Плутону, прихожане пели “Across the Universe” и “Lucy in the Sky with Diamonds” группы The Beatles, чтобы усилить свое благоговение перед необъятностью Вселенной.

Другой заимствованный ритуал – обмен свидетельствами. На многих воскресных службах собрания прихожанин встает перед прихожанами, чтобы поделиться чем-то, чему он недавно научился, выразить благодарность или подтвердить свои атеистические убеждения, рассказав, почему он оставил религию.

Некоторые атеистические общины, хотя и не проводят воскресных собраний, даже проводят церемонии “развенчания”, в ходе которых они отрекаются от своей прежней религии. Некоторые атеисты, с которыми я беседовала, отправили свои свидетельства о развенчании в свои бывшие церкви, чтобы укрепить свою новую нерелигиозную идентичность.

Грядут перемены?

Поскольку показатели религиозной принадлежности продолжают снижаться, многие ученые и экспертные мнения утверждают, что будет наблюдаться снижение вовлеченности сообщества и других важных показателей благополучия, таких как здоровье, счастье и ощущение людьми смысла жизни и цели.

Однако атеистические церкви являются примером того, как нерелигиозные американцы находят новые способы удовлетворения этих потребностей. Член «Воскресной ассамблеи» сказал мне: «Честно говоря, я не могу подобрать слова, чтобы описать это. Я имею в виду, “меняющий жизнь” звучит глупо, но воскресное собрание просто очень помогло. Я всегда боролась с депрессией, и теперь я намного счастливее, потому что у меня есть эта группа друзей, которые разделяют мои убеждения и которые пытаются творить добро в мире вместе со мной» .
Атеистические церкви все еще довольно новы, но исследования показали, что участие в них и других типах атеистических организаций может принести социальную и эмоциональную пользу. В частности, это может помочь атеистам смягчить негативные последствия стигматизации или дискриминации.
Сохранится ли тенденция атеистических церквей, еще предстоит выяснить. Но недавний рост таких церквей свидетельствует о том, что они могут работать во многом подобно религиозным организациям, создавая сообщество, культивируя ритуалы и укрепляя благосостояние во времена религиозных перемен.
Автор
Джеки Фрост
Доцент кафедры социологии Университета Пердью
Фото- “служба2 в атеистической церкви Воскресная ассамблея, Лос-Анжелес (США)

The Conversation

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать