Иллюстрация «Две фигуры и заходящее солнце», Джон Крэкстон, 1952–1967. Источник: Музей Бенаки
Британский художник Джон Крэкстон, живший с 1922 по 2009 год, известен своими культовыми изображениями своего любимого второго дома — Греции.
С юных лет Крэкстон проявлял невероятный талант к живописи, а также глубокое понимание формы и цвета. В возрасте всего 19 лет Крэкстон уже считался выдающейся фигурой в мире современного искусства Великобритании.
Джон Крэкстон был вдохновлен Грецией
Работая с такими выдающимися деятелями искусства, как Люциан Фрейд и Грэм Сазерленд, Крэкстон развивал свои навыки художника. Однако его художественное видение полностью раскрылось только после того, как британский художник посетил Грецию.
Приехав в страну в 1946 году, Крэкстон влюбился в Грецию и красоту её пейзажей, людей и традиций.
«Я сразу почувствовал себя как дома, — сказал он. — Прибытие в Грецию стало для меня первым знакомством со Средиземноморьем и открытием действия света, того, как ведут себя свет и тень. … Этот новый мир подходил мне как художнику, а также в социальном и финансовом плане».
В то время как его предыдущие работы были тяжёлыми, мрачными и одинокими, картины, которые он написал в Греции, были яркими и полными жизни. Крэкстон особенно любил писать портреты, а также животных, таких как кошки и козы, которые неразрывно связаны с Грецией.
Написанная на острове Порос картина «Отель у моря» (1946), написанная маслом на холсте, представляет собой искусно скомпонованный, роскошно раскрашенный и смело прорисованный пейзаж с морем, полем и холмами. По настроению она сильно отличается от его чёрно-белых работ, написанных несколькими годами ранее. Перспектива и формальные искажения демонстрируют растущее влияние на него византийского искусства и кубизма, а также использование плоскости холста.
Джон Крэкстон делает Крит своим домом
В 1948 году Крэкстон впервые посетил Крит (где он поселился 12 лет спустя).
В Греции он работал над такими драматичными картинами, как обманчиво простая «Банка оливкового масла» (1955) в фиолетовых, серебряных и зелёных тонах (сейчас это одна из нескольких его работ в Государственной коллекции произведений искусства) и «Натюрморт с кошкой и ребёнком» (1959) с формальными искажениями, созданными за счёт смешения перспектив, который был куплен Тейт в 1995 году.
Даже после переезда в критский город Ханья в 1960 году он сохранил связь с Лондоном и время от времени выставлялся там в 1960-х и 1980-х годах, хотя в целом он редко выставлялся, потому что, как известно, ему было трудно закончить картину.
Среди самых известных работ Кракстона на Крите — его невероятный гобелен под названием «Пейзаж со стихиями». Вдохновлённый традиционным критским ткачеством, гобелен воплощает в себе любовь Кракстона к Греции.
Как пишет Христос Паридис в Tavernamag, он стал частью местного общества. Он перенял местные обычаи, средиземноморскую диету, пил цикудию и вино и наслаждался хорошей едой и выпивкой в компании друзей. Он проводил много часов в кафе и тавернах, обсуждая — на чистом греческом с примесью критского диалекта — еду и выпивку, и всегда носил с собой альбом для рисования, в котором изображал сцены из повседневной жизни: блюда, музыкантов и танцующих мужчин. Он стал бы душой компании, неиссякаемым источником веселья.
В интервью для каталога своей ретроспективной выставки в лондонской галерее Уайтчепел в 1967 году он написал: «Я много жил и путешествовал по Греции. Я был очарован этой страной и её народом благодаря взаимной симпатии, естественному благополучию и тому, что моя личная философия, кажется, больше всего похожа на греческую философию».
В 1992 году он был назначен консулом-корреспондентом в Ханье и в этом качестве помогал британским туристам решать проблемы с паспортами или конфликты с местной полицией. В следующем году в Лондоне он был избран членом Королевской академии.
Кракстон не был женат. У него остался многолетний спутник жизни Ричард Райли.