Саудовская Аравия, земля главных святынь ислама , долгое время ассоциировалась с таким жестким как ваххабизм, который вдохновлял поколения глобальных экстремистов и оставил богатое нефтью королевство погруженным в полусредневековый консерватизм.
Но роль религии сталкивается с крупнейшей перезагрузкой в наше время, поскольку наследный принц Мухаммед бен Салман, побуждаемый необходимостью диверсификации экономики, зависящей от нефти, проводит политику либерализации параллельно с энергичным подавлением инакомыслия.
Отказавшись от ключевого столпа своей исламской идентичности, правительство в прошлом месяце распорядилось, чтобы громкоговорители в мечетях ограничивали громкость до одной трети максимальной мощности и не транслировали полные проповеди, ссылаясь на опасения по поводу шумовых помех.
В стране, где находятся десятки тысяч мечетей, этот шаг вызвал негативную реакцию в Интернете, хэштег «Мы требуем возвращения проповедников»”набирает обороты.
Это также вызвало призывы запретить громкую музыку в ресторанах, которая когда-то была табу в королевстве, но теперь стала распространенной в свете усилий по либерализации, и заполнить мечети в таком большом количестве, что власти вынуждены разрешить громкоговорители для тех, кто собирается снаружи.
Но власти вряд ли продвинутся, поскольку экономические реформы в постнефтяную эпоху имеют приоритет над религией, говорят наблюдатели.
«Страна восстанавливает свои основы”, – сказал AFP Азиз Альгашян, преподаватель политики в Университете Эссекса. – Саудия становится экономически развитой страной, которая вкладывает значительные усилия в то, чтобы казаться более привлекательной ( или менее пугающей) для инвесторов и туристов».
Постваххабитская эпоха
В ходе наиболее значительных изменений, начавшихся еще до возвышения принца Мухаммеда, Саудовская Аравия нейтрализовала свою некогда внушавшую страх религиозную полицию, которая когда-то выгоняла людей из торговых центров, чтобы они шли на молитву, и ругала всех, кого видели в открытом общении с противоположным полом.
В том, что когда-то было немыслимо, некоторые магазины и рестораны теперь остаются открытыми во время пяти ежедневных мусульманских молитв.
По мере того как клерикальная власть ослабевает, проповедники одобряют правительственные решения, против которых они когда — то яростно выступали, включая разрешение женщинам водить машину, открытие кинотеатров и разъяснительную работу по еврейскому вопросу.
Саудовская Аравия пересматривает школьные учебники, чтобы убрать хорошо известные ссылки, порочащие немусульман как «свиней» и «обезьян».
Практика немусульманских религий по-прежнему запрещена в королевстве, но правительственный советник Али Шихаби недавно сообщил американскому информационному агентству Insider, что вопрос о разрешении открытия церквей было включено в « повестку дня правительства».
Власти публично исключили отмену абсолютного запрета на алкоголь, запрещенный в исламе. Но несколько источников, в том числе дипломат из Персидского залива, цитировали саудовских официальных лиц, заявивших на встречах за закрытыми дверями, что «это возможно будет происходить, но постепенно» .
«Не будет преувеличением сказать, что Саудовская Аравия вступила в эпоху постваххабизма, хотя точные религиозные контуры государства все еще изменяются»,-сказала AFP Кристин Диван из Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне. -Религия больше не имеет права вето на экономику, социальную жизнь и внешнюю политику».
Устраненные соперники
В другом случае наблюдатели говорят, что Саудовская Аравия, похоже, поворачивается спиной к глобальным проблемам, затрагивающим братьев-мусульман, что может ослабить ее имидж лидера исламского мира.
«В прошлом его внешняя политика определялась исламской доктриной о том, что мусульмане подобны одному телу — когда страдает одна конечность, на это реагирует все тело”,-сказал AFP дипломат одной из стран Персидского залива.- Теперь это основано на взаимном невмешательстве по принципу: «Мы (Саудовская Аравия) не будем говорить о Кашмире или уйгурах, вы не говорите о Хашогги»’.
Принц Мухаммад Бен Салман, известный в народе под аббревиатурой MBS, стремился позиционировать себя как чемпиона «умеренного» ислама, несмотря на то, что его международная репутация пострадала от убийства в 2018 году саудовского журналиста Джамаля Хашогги в Стамбуле.
Он поклялся расправиться с радикальными священнослужителями, но наблюдатели говорят, что многие из его жертв были сторонниками умеренного ислама, критиками и сторонниками его соперников.
Одним из таких священнослужителей является Сулейман аль-Двейш, связанный с бывшим наследным принцем Мухаммедом бен Найефом, ключевым соперником MBS.
Двейша не видели с момента его задержания в священном городе Мекка в 2016 году после того, как он написал в твиттере притчу о ребенке, избалованном его отцом, согласно лондонским правозащитным группам ALQST и источнику, близкому к его семье.
Это было воспринято как завуалированное оскорбление наследника и его отца короля Салмана.
Другой – Салман аль-Авда, умеренный священнослужитель, задержанный в 2017 году после того, как он призвал к примирению с соперничающим Катаром в своем твите. Он остается под стражей даже после того, как Саудовская Аравия прекратила свои разногласия с Катаром в начале этого года.
«Политически MBS устранил всех своих соперников, включая тех, кто разделял многие из тех же целей религиозной реформы», – сказала Кристин Диван.
По материалам AFP.
Фото- фактический правитель КСА Мухаммад бен Салман