Долгое время считалось, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти среди народа. Это не так. Вернее это может быть так на поверхностном социальном уровне, но это не истинная причина.
Настоящая причина разрушения Храма – это то, что учение которое возникло и развилось у народа Израиля должно было распространиться по всему миру. Для этого народ Израиля должен был скрыться, уйти в подполье (в галут), дав возможность другим народам подхватить это учение, и даже считать себя его настоящими продолжателями и носителями. Это осуществилось через христианство и ислам.
Если вдуматься, история просто невероятная. Пророк Исайя примерно между 733 – 701 годами до н. э. составляет книгу, в которой пишет:
> И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
> И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
Можно ли было себе представить в то время, чтобы религия одного отдельного народа распространилась по всему миру, а его главный Храм стал бы главным культовым центром для “всех народов”?
Как это может быть? Как могло бы быть, что народам Америки или в Австралии (о существовании которых, тогда, впрочем в жители Евразии еще не подозревали) будет какое-то дело до Храма в Иерусалиме и до тамошнего религиозного культа?
А уж идея о том, народы мира откажутся от войны звучала не просто очень наивно, но совершенно фантастично.
Но что мы имеем в итоге?
Книга, частью которой является текст пророка Исайи стала самой издаваемой книгой в мире. Эта книга есть в любой библиотеке, ее читают в огромном количестве культовых сооружений по всему миру. А в значительной части мира, если вы поселитесь в гостиницу вы найдете ее в прикроватной тумбочке.
История народа Израиля и изложение его религии в прямом виде, т.е. Библия или в пересказе – Коран (а Коран, собственно, и является таким пересказом) стала священным текстом большинства людей Земли. Ну просто как-то так вышло, и совсем не потому, что они полюбили евреев.
Почти все народы мира объединились в одну организацию, в Устав которой записали что они совместно стремятся избавить человечество от войн, и более того – перед зданием этой организации установили скульптуру напрямую изображающую цитату из пророка Исайи. И, опять же, все это не потому что все так полюбили евреев.
Все это подводит нас к тому, чтобы задуматься какие силы действуют в истории.
Ну так же, как мы не можем пощупать руками гравитацию, но, из наблюдений за происходящим в мире – возникает гипотеза, что такая сила действует, и мы придерживаемся этой гипотезы, потому что она наилучшим образом объясняет наблюдаемое.
Также и в истории, мы наблюдаем действие некой силы, без гипотезы о существовании которой сложно объяснимо то, что мы наблюдаем.
И вот тут, я бы не побоялся выдвинуть идею о том, что наличие определенной силы определяющей историю, должно учитываться в наших рассуждениях о нормах международного права.
То есть мы придем к тому, что тексты основных священных книг человечества – Библии (Танах) и Корана должны рассматриваться как нормы права, тем более что исторические, как ни крути, современное право на них основано.
Конечно, это процесс крайне сложный, и в том, числе мы должны прийти к тому, что тексты священных книг не надиктованы “буква в букву” свыше, а являются человеческим изложением пришедшего “свыше” понимания принципов лежащих в основе действия той силы, которая движет историей.
Это, если хотите, на самом деле похоже на изучение законов физики. Если мы присмотримся к процессу “открытий”, то заметим что они тоже результат откровения, которое затем записывается, излагается, осмысливается.
Конечно, хотя само слово “гений” собственно это же и означает, люди явившие миру великие открытия “законов природы” пророками себя не считают. Хотя наверное каждый из них в той или иной форме скажет, что сама идея пришла “свыше”
Рукой Эйнштейна конечно водила та же сила, что и рукой пророка Исайи, но и в том, и в другом случае мы имеем текст изложенный словами того, кто получил откровение и являющийся результатом его осмысления оного.
И, примерно то же имело место с великими законодателями, величайшим из которых, конечно, был Моисей, что опять же говорит об изначальном единстве права, науки и “религиозных” учений.
На фото: скульптура у здания Организации Объединенных Наций изображающая цитату из Книги Пророка Исаии: “и перекуют мечи свои на орала” (скульптор Вучетич Е.В.). Скульптура была подарком ООН от Советского Cоюза
Автор Виктор Агеев
Данный материал публикуется в рамках редакционной политики свободного обмена мнениями и не обязательно отражает позицию редакции ВиМ