Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополе) остается символическим центром греческой православной веры даже спустя почти шесть столетий после его падения под натиском османов и превращения в мечеть.
С 537 по 1453 год «Великая Церковь», как ее называли византийцы, была восточным сердцем христианства.
Огромный храм вмещал в общей сложности двадцать три тысячи верующих, а литургии в нем служили 525 священников, дьяконов и певчих.
Однако значимость собора Святой Софии («Святая Мудрость» в переводе с английского) несомненно заключалась не только в его внушительных размерах.
Собор Святой Софии в истории
Построенный на стратегическом участке земли в «Новом Иерусалиме», как назывался Константинополь во время его строительства, он был символом величия Византийской империи и господства христианской веры после десятилетий гонений со стороны римлян.
Он служил абсолютным центром религиозной, политической и художественной жизни всего византийского мира.
Роль собора Святой Софии в политике и религии остается спорной даже сегодня, спустя почти шестьсот лет с тех пор, как главный символ Византийской империи был захвачен османами, и спустя столетие после распада Османской империи.
Строительство собора в его новейшем виде было завершено в 537 году н. э., однако первоначальная церковь на месте собора Святой Софии, как говорят, была построена во времена Константина I в 325 году н. э. на фундаменте языческого храма.
Его сын, Констанций II, освятил великий собор в 360 году. В 404 году он был поврежден пожаром во время бунта, последовавшего за вторым изгнанием святителя Иоанна Златоуста, тогдашнего патриарха Константинопольского.
Он был перестроен и расширен римским императором Константом I. Восстановленное здание было повторно освящено в 415 году Феодосием II, но оно снова сгорело во время восстания «Ника» в 532 году.
Пожар собора зажег видение Юстиниана I о строительстве великолепного собора, чтобы поблагодарить Бога за спасение его трона во время восстания Ника и почтить христианский мир. В то же время, массивное здание должно было представить миру неоспоримую демонстрацию власти и богатства Юстиниана.
23 февраля император отдал приказ о строительстве собора Святой Софии. Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были призваны возвести величественный собор, который должен был стать величайшим символом христианства в мире.
Император Константин I преподносит Пресвятой Деве Марии модель константинопольской базилики Святой Софии. Фрагмент мозаики юго-западного входа в собор Святой Софии
Архитектура потрясающей святыни
Собор Святой Софии представляет собой совершенно оригинальное сочетание продольной базилики и централизованного здания с огромным 32-метровым главным куполом, поддерживаемым парусами, и двумя полукуполами, по одному с каждой стороны продольной оси.
В плане здание почти квадратное. Три нефа разделены колоннами с галереями наверху, а огромные мраморные опоры поднимаются, поддерживая купол. Опорные арки купола были покрыты мозаикой с изображением шести крылатых ангелов, называемых «гексаптеригон».
Стены над галереями и основание купола прорезаны окнами, которые при ярком дневном свете затемняют опоры и создают впечатление, что купол парит в воздухе.
Мрамор, использованный для пола и потолка, был добыт в Анатолии и Сирии, а кирпичи, использованные для стен, были привезены из таких далеких мест, как Северная Африка. Интерьер собора Святой Софии выложен огромными мраморными плитами, которые, как говорят, были созданы для имитации движущейся воды.
104 колонны собора Святой Софии были импортированы из храма Артемиды в Эфесе, а также из Египта. Здание имеет длину около 93 метров (9305 футов) и ширину 81 метр (266 футов), а в самой высокой точке куполообразная крыша возвышается на 61 метр (200 футов).
Архитекторы собора Святой Софии, создавая уникальное по своему общему впечатлению и невероятному вниманию к деталям пространство, создали здание, обладающее неоспоримой воздушностью и потусторонним качеством.
Собор имеет свое уникальное, жуткое духовное чувство, которое ощущают все, кто входит в него, и которое невозможно объяснить никакими законами архитектуры или инженерии.
Этот архитектурный шедевр был построен всего за шесть лет, что является удивительно коротким сроком для работы такого масштаба. Торжественное открытие провел Патриарх Минас 27 декабря 537 года. Император был поражен, когда вошел в храм. Он поднялся на кафедру, воздел руки к небу и воскликнул: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты сделал со мной эту работу. Я победил тебя, Соломон».
Великие землетрясения 553 и 557 годов, к сожалению, повлияли на устойчивость большого купола Святой Софии. 7 мая 558 года во время реставрационных работ восточная передняя стена купола рухнула и раздавила алтарь и кафедру.
Юстиниан приказал восстановить храм, и восстановление заняло почти шесть лет. Поскольку алтарь был разрушен, храм пришлось открывать заново.
Вторая церемония инаугурации была проведена с той же торжественностью, что и первая, 24 декабря 563 года тогдашним Вселенским Патриархом Константинопольским Евтихием.
Детали интерьера собора Святой Софии
Собор Святой Софии стал центром греческого православного мира
Собор Святой Софии стал резиденцией православного патриарха Константинополя и главным местом проведения византийских императорских церемоний, таких как коронации. Однако, как и другие церкви по всему христианскому миру, базилика также предлагала убежище от преследований преступникам.
В 726 году император Лев Исавр запретил почитание изображений, приказав армии уничтожить все религиозные иконы и положив начало периоду, известному как византийское иконоборчество. Все религиозные изображения и статуи были затем удалены из собора Святой Софии.
На протяжении многих лет огромная церковь страдала от пожаров и землетрясений, но всегда восстанавливалась. Во время Четвертого крестового похода Айя-София была разорена и осквернена рыцарями-крестоносцами с Запада.
Во время латинской оккупации Константинополя, которая длилась с 1204 по 1261 год, церковь стала римско-католическим собором. Энрико Дандоло, дож Венеции, который командовал разграблением и вторжением в город крестоносцев в 1204 году, похоронен внутри церкви, скорее всего, в верхней восточной галерее.
После того, как византийцы отвоевали город в 1261 году, храм был восстановлен, так как он был почти разрушен в предыдущие годы. Последующие византийские императоры пытались вернуть культовой церкви ее былую славу, но не имели большого успеха.
29 мая 1453 года, после более чем девяти столетий служения в качестве центра христианского мира, слава Святой Софии закончилась вместе с Византийской империей. Несмотря на смелые усилия последнего византийского императора Константина XI Палеолога , который храбро сражался, защищая Константинополь, город попал в руки османов во главе с султаном Мехмедом II.
Несмотря на то, что Айя-София находилась в запустении, христианский собор все еще производил сильное впечатление на новых османских правителей, и они решили превратить его в мечеть. К внешним углам здания были пристроены четыре минарета.
Много изменений произошло и внутри здания. Все сохранившиеся мозаики и святые иконы были покрыты штукатуркой или желтой краской, за исключением Богородицы (Девы Марии, изображенной с Иисусом).
Уникальный архитектурный стиль собора Святой Софии, и в частности его купол, оказал влияние на османскую архитектуру, особенно на развитие Голубой мечети, построенной в Стамбуле в XVII веке.
Мечеть снова
Собор Святой Софии превратился в мечеть. Кредит: wikimedia commons/ Allah Abu Bakr CC BY 2.0
В 1934 году президент Турции Кемаль Ататюрк превратил культовое здание в музей. В последние годы в соборе Святой Софии были проведены некоторые реставрационные работы, и несколько мозаик были обнаружены.
Несмотря на разрушительное воздействие времени, Айя-София по-прежнему общепризнанно считается одним из самых красивых зданий в мире. В 1985 году она была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В начале июля 2020 года Государственный совет Турции отменил решение Кабинета министров от 1934 года о создании музея, лишив памятник статуса, а последующий указ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана постановил перевести собор Святой Софии в разряд мечети .
Указ 1934 года был признан незаконным как по османскому, так и по турецкому законодательству, поскольку вакф Святой Софии, учрежденный султаном Мехмедом, определил это место как мечеть; сторонники решения утверждали, что Святая София является личной собственностью султана.
Это изменение статуса является спорным и вызывает осуждение со стороны турецкой оппозиции, ЮНЕСКО, Всемирного совета церквей и многих международных лидеров.