Главная ислам Может ли мусульманин соболезновать немусульманину, если у него умер близкий человек

Может ли мусульманин соболезновать немусульманину, если у него умер близкий человек

через Исмаил
0 комментарий 20

 

Смерть человека – большое горе для его родных и близких. Представители разных культур по-своему организовывают похороны и поминки, выражают соболезнования. При этом учитывается множество факторов, в том числе религиозная принадлежность покойника и его родственников. Согласно мусульманским обычаям, слова утешения и поддержки человеку, которого постигла утрата, варьируются в зависимости от того, является он единоверцем или нет.

Соболезновать необходимо

Исламский ученый Абу Бакр аль-Касани, живший в XII веке, написал книгу «Китаб аль-джаназа ва-ль-истифада мин хаза (Книга о джаназа)». Она была опубликована в 2006 году нижегородским издательством «Махинур» (переводчик А. Муслимов). Автор отметил, что мусульманин должен, услышав о смерти знакомого человека, проявить сочувствие к его родным и близким.

«Выражение соболезнования (тазия) совершается для успокоения семьи покойного. Моральной поддержкой со стороны родственников безусловно является напоминание близким умершего о терпении и о том, какую награду за терпение они получат, что жизнь и смерть это воля Аллаха и с этим нужно смириться, и молиться за покойного (делать дуа)», – написал Абу Бакр аль-Касани.

Богословы утверждают, что соболезновать людям, которых постигло горе, – это обязанность каждого мусульманина. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини, более известный как Ибн Маджа (824-887 гг.), составил сборник хадисов «Сунан Ибн Маджа», в котором приведены предания о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, его ближайших сподвижников. В этом религиозном тексте говорится: «Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллах в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства» (хадис 1601).

Впрочем, если утрата постигла не мусульманина, посочувствовать чужому горю тоже необходимо. Правда, стоит учитывать, кем был сам покойный.

Если горе у мусульман

Как написал в своей книге Абу Бакр аль-Касани, траур вдовы по умершему супругу не должен длиться дольше четырех месяцев и 10 дней. Всем остальным родственникам на выражение скорби отводится не более трех дней и ночей с момента смерти конкретного человека, кем бы он ни был. За это время необходимо успеть выразить соболезнование, позднее делать это нежелательно, ведь слова утешения могут лишь напомнить людям, отошедшим от скорби, о постигшем их горе.

Единственное исключение сделано для путников, которые узнали о смерти знакомого позже, чем прошло 3 дня с момента смерти. В таком случае необходимо выразить соболезнование родственникам покойного, не откладывая на потом.

Единоверцу, чей умерший член семьи тоже был мусульманином, необходимо сказать: «Да преувеличит Аллах твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение, и да простит Аллах твоего покойного» (в арабской транскрипции: ««А‘замал-лаху аджракя ва ахсана ‘аза-’акя ва гафара лимай-йитикя»).

Соболезнование желательно выразить всем родным и близким умершего, включая и друзей, начиная с тех людей, которым тяжелее всего пережить горе. Слова утешения и поддержки также можно отправить в письменном виде или просто передать через общего знакомого, если нет возможности лично посетить скорбящих.

На мусульманских похоронах часто можно услышать фразы: «Все мы принадлежим Аллаху, такова его воля», «Да ниспошлет Аллах вам терпение», «Да простит Аллах вашего умершего» и «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам». Все эти слова призваны успокоить людей, переживающих утрату. Скорбящие родственники обязательно благодарят знакомых за высказанные соболезнования.

Если умер мусульманин из немусульманской среды

Выражая слова утешения и поддержки человеку, не являющемуся приверженцем ислама, мусульманин должен учитывать: к какой религии относился сам покойный. Не обязательно все члены семьи придерживаются одной веры, человек может принять ислам (или отречься от него), следуя своим убеждениям.

Допустим, покойный был мусульманином, а его ближайшие родственники не относятся к братьям по вере. Тогда, выражая соболезнование, необходимо сказать: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение» (в арабской транскрипции: «Ахсанал-лаху ‘аза-’ака ва гафара лимай-итикя»).

То есть, пожелав покойному единоверцу прощение грехов и милость Всевышнего на том свете, нельзя говорить его родственнику, не являющемуся мусульманином, фразы вроде: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение». Следует помнить, что этот человек придерживается другой религии, и желать ему помощи Аллаха, как минимум, было бы не совсем этичным.

Если умер немусульманин

Бывает и так, что мусульманин хоронит близкого человека, принадлежавшего к другой вере. Тогда ему следует выразить соболезнование: «Да преувеличит Аллах твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение» (в арабской транскрипции: «А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака»).

Другими словами, пожелав помощь Аллаха брату по вере, которого постигла утрата, нельзя молить Всевышнего о прощении грехов покойного, который не был мусульманином. Это логично: если человек придерживался другой религии или являлся атеистом, то было бы странным желать ему милости Аллаха.

Кроме того, принося соболезнования, следует учитывать – не был ли покойный вероотступником. Ведь человек мог, родившись в семье правоверных, отказаться от религии предков. Большинство исламских богословов крайне негативно относятся к таким людям. Они ссылаются на текст Корана: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).

Человека, который отрекся от религии предков-мусульман, богословы считают отклонившимся от пути. И пожелание ему покоя на том свете не одобряется религиозными деятелями. Хотя это и не означает, что нельзя сочувствовать горю его правоверных родственников.

Если горе у немусульман

Очень часто по соседству с мусульманами живут приверженцы других религий. И их семьи тоже переживают горе в связи с кончиной близкого человека. В таких случаях можно выразить соболезнование общими фразами, в которых не упоминается имя Всевышнего. Например, просто пожелать людям утешения или посоветовать быть сильными перед лицом постигшей их утраты.

Следует ли выражать соболезнование приверженцам другой религии в связи с кончиной человека, не исповедовавшего ислам – на эту тему ведутся споры. Большинство религиозных деятелей считают это желательным, но не обязательным делом. Особенно, если нет никакой надежды, что скорбящие люди когда-нибудь уверуют в Аллаха. Подобного мнения придерживался, например, известный богослов-законовед шафиитского течения в исламе Шихабуддин Ахмад аль-Кальюби, который жил в XI веке.

Кстати, следует помнить, что немусульмане тоже могут выразить соболезнование приверженцам ислама, если у них умер родственник, независимо от религиозной принадлежности покойного.

ВиМ -по материалам сети

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать