Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Как византийская архитектура повлияла на мир

Как византийская архитектура повлияла на мир

через Исмаил
0 комментарий 44

 

Несмотря на относительную безвестность в западной историографии, византийская архитектура оказала глубокое влияние по всему миру. Византийцы, также известные как восточные римляне, разработали особый архитектурный стиль, который продолжает влиять на строительство по сей день.

Архитектура этой загадочной цивилизации, не ограничивающаяся пределами самой Византийской империи, произвела значительное впечатление на ее исламских и европейских современников. В частности, новообращенные в православие христиане, такие как Киевская Русь и булгары, переняли этот стиль, но близлежащие мусульманские державы также имитировали византийские элементы при строительстве своих мечетей.

После падения Константинополя и Византийской империи в 1453 году византийские беженцы перенесли свои знания в Италию и Европу, где византийский архитектурный стиль уже пустил корни.
Спустя долгое время после того, как сами византийцы канули в историю, возник архитектурный стиль возрождения. В период с 1840-х по девятнадцатый век архитекторы вдохновлялись на строительство современных зданий в стиле неовизантийского или византийского возрождения.

Кем были византийцы?

«Византия» – историографический термин, используемый для описания Восточной Римской империи в периоды поздней античности и средневековья. Восточная половина империи приобрела большую известность в четвертом веке нашей эры, когда император Константин перенес столицу в Византию и переименовал город в Константинополь.

Византийцы называли бы себя ромайои (ῬΩμαῖΟι), что означает римляне. В культурном отношении они были греко-римским народом, хотя в более обширной империи проживало множество различных народов.
Лингва франка Восточного Средиземноморья был греческим со времен эллинистического периода, но заменил латынь в качестве официального языка империи в 629 году нашей эры. Столица и сердце империи находились в Константинополе, хотя он ненадолго перешел под власть крестоносцев в 1204 году.

Три византийских королевства-преемника существовали в Никее, Трапезунде и Эпире до тех пор, пока Константинополь не был отвоеван в 1261 году войсками Михаила VIII Палеолога. Империя просуществовала до XV века, когда Константин XI Палеолог погиб во время последней битвы с османами в 1453 году.

Особенности византийской архитектуры


Византийская архитектура характеризуется высокими куполами и богато украшенной мозаикой. Колонны и круглые арки являются другими особенностями архитектурного стиля. Строительными материалами в византийский период, как правило, были мрамор, камень и кирпич.

Theodora (San Vitale)

Императрица Теодора ( мозаика церкви Сан-Витале)
Историки отмечают, что «византийские мастера адаптировали древние методы для новых целей». Действительно, византийские архитекторы, ремесленники и инженеры перенесли греко-римскую архитектуру древности в Средние века.

Непреходящим символом этого архитектурного стиля является собор Святой Софии. Колоссальный собор был построен по заказу византийского императора Юстиниана I и доминировал над городским пейзажем Константинополя с момента его завершения в 360 году нашей эры.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна

В шестом веке нашей эры Италия была завоевана королевством остготов. Король Теодерих Великий, предводитель остготов, провел свою юность в качестве политического заложника в Константинополе, где он получил хорошее образование и впитал традиции византийского императорского двора.

В первой четверти VI века Теодерих приказал построить роскошную часовню в своей столице Равенне. Позже она стала известна как базилика Сант-Аполлинаре-Нуово.


Базилика была построена в точном подражании византийскому архитектурному стилю. Это особенно примечательно, потому что первоначально она была построена как арианское место поклонения. Византийцы считали арианство еретической сектой христианства, но оно было популярно среди германских народов, таких как остготы.

Видны многие византийские архитектурные особенности. В частности, мозаики, украшающие стены базилики, практически неотличимы от настоящих византийских мозаик того же периода.

На мозаиках изображены несколько важных библейских фигур, включая Иисуса Христа, Трех мудрецов и ряд святых. На левой мозаичной стене Иисус изображен как безбородый римский император, в то время как справа он изображен как пожилой бородатый мужчина.


Купол скалы, Иерусалим

Во время мусульманского завоевания Сирии, между 634 и 638 годами нашей эры, византийцы потеряли контроль над Иерусалимом. Несмотря на враждебные отношения между византийцами и арабами, последние стремились включить элементы византийской архитектуры в свои собственные строительные проекты.

Куббат ас- Сахра
Столетия римского владычества привели к тому, что византийская архитектура наложила свой отпечаток на город. Новые мусульманские правители Иерусалима были вдохновлены позаимствовать определенные стилистические элементы у византийских церквей региона, чтобы включить их в свои мечети.

Лучшим примером является строительство «Купола скалы» по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика между 691 и 692 годами нашей эры.
Раджа ибн Хайва, Язид ибн Салам и сын последнего, Баха, отвечали за проект. Они черпали вдохновение в близлежащих византийских церквях и дворцовых зданиях, особенно восьмиугольной формы.

Византийские мастера выполнили внутреннюю мозаику купола в византийском стиле. Однако эти мозаики несли чисто исламское послание и не содержали ни одной из человеческих фигур, распространенных в византийском

искусстве.

Базилика Святого Марка, Венеция

Византийцев и венецианцев объединяла долгая история культурного обмена, торговли и войн. Основатели Венеции сами были римскими гражданами, и город ненадолго перешел под византийское правление Юстиниана I в шестом веке нашей эры.

BenQ Digital Camera

Внутри базилики св. Марка
По мере усиления могущества Венеции и ослабления власти Византии первая аннексировала некоторые византийские территории, такие как Крит.
Базилика Святого Марка, одна из самых знаковых достопримечательностей Венеции, имеет отчетливо византийские архитектурные черты, наряду с исламскими, романскими и более поздними готическими влияниями. Базилика была первоначально построена между 829 и 836 годами нашей эры и перестроена между 1063 и 1094 годами.
Его первоначальная структура была основана на церкви Святых апостолов в Константинополе, и она была централизованно спланирована по византийскому образцу, в отличие от прямоугольной формы, которая была более распространена в регионе.
Западный фасад, который остается сопоставимым со средневизантийскими церквями, возведенными в десятом и одиннадцатом веках, характеризовался рядом арок, установленных между выступающими колоннами.
Между двенадцатым и четырнадцатым веками Венеция вела серию войн с Византийской империей. Венецианцы привезли с собой много военных трофеев византийского происхождения, некоторые из которых украшали базилику.
В 1204 году, после того, как крестоносцы разграбили Константинополь, венецианцы вернули Триумфальскую кватригу, набор статуй с четырьмя лошадьми. Лошади были добавлены в базилику в качестве украшений. Сегодня они известны как лошади Святого Марка.

Поствизантийская архитектура в православном мире

Храм Александра Невского в Софии
После падения Константинополя в XV веке несколько православных стран Восточной Европы и на Балканах сохранили византийский архитектурный стиль, часто добавляя свои собственные интерпретации.
Стиль византийской архитектуры оставался популярным в Болгарии, России, Украине, Северной Македонии, Сербии, Румынии и Беларуси. Многие из этих регионов приняли православие в результате контактов с византийцами, и их церкви отражали оригинальный стиль.

В средневековой Болгарии архитектурные школы Преслава и Тырново находились под влиянием византийского стиля. Аналогичным образом, архитектурные школы Рашки, Вардара и Моравы обеспечили выживание византийского стиля в средневековой Сербии.

Использование куполов, колонн и некоторых кирпичей перекликалось с оригинальным византийским архитектурным стилем. Эти стили сохранились и были адаптированы к современному периоду. Собор Александра Невского в Софии, Болгария, является примером того, как византийский стиль выжил на средневековых Балканах, а затем слился с византийским возрождением девятнадцатого и начала двадцатого веков.

Голубая мечеть, Стамбул


После завоевания Константинополя (Стамбула) османы захотели оставить свой отпечаток на городе. Между 1609 и 1616 годами, во время правления султана Ахмеда I, османы построили Голубую мечеть.
Голубая мечеть черпала свое архитектурное вдохновение в соседнем соборе Святой Софии, который османы превратили в мечеть после захвата города.
Седефкар Мехмед Ага был архитектором, отвечавшим за строительство Голубой мечети. Мехмед Ага был вдохновлен творчеством своего мастера Мимара Синана и сочетанием исламской и византийской архитектуры.
Византийское влияние очевидно в куполах мечети, из которых пять главных и еще восемь второстепенных. Общий структурный профиль Голубой мечети соответствует профилю собора Святой Софии.

Замок Нойшванштайн, Бавария


На первый взгляд, замок Нойшванштайн, кажется, не имеет ничего общего с византийской архитектурой. Строительство касты историков началось в 1869 году. Он был заказан королем Баварии Людвигом II, хотя и не был завершен при его жизни.
Византийское архитектурное влияние Нойшванштайна прослеживается в его интерьере. Тронный зал и другие внутренние помещения спроектированы в соответствии с византийским стилем. Общий эффект заключается в том, что замок представляет собой смесь готического и романского стилей, которые доминируют во внешнем виде и структурных элементах, в сочетании с византийским внутренним декором.
Тронный зал, в частности, напоминает византийский дворец или религиозное пространство. Стены украшены мозаикой в византийском стиле, а люстра была спроектирована так, чтобы выглядеть как византийская корона.

Вестминстерский собор, Лондон


Между современными офисными зданиями в оживленной части Лондона расположен Вестминстерский собор, который выглядит так, словно его каким-то образом перенесли в британскую столицу византийцы. Однако строительство Вестминстерского собора фактически было завершено в 1903 году и было спроектировано английским архитектором Джоном Фрэнсисом Бентли.
Вестминстерский собор во многом является примером архитектурного движения неовизантийского или византийского возрождения, которое впервые стало популярным в 1840-х годах.
Бентли прочитал книгу У. Р. Летаби и Гарольда Суэйнсона “Церковь Святой Софии в Константинополе: исследование византийского строительства”, которая была опубликована всего за год до начала строительства Вестминстерского собора в 1895 году.

Bentley был вдохновлен несколькими церквями и соборами византийской эпохи, такими как собор Святой Софии в Константинополе, собор Святого Марка в Венеции и Сан-Витале в Равенне. Конструкция Вестминстерского собора из красного кирпича, колонны и внутренняя мозаика являются наиболее очевидными признаками византийского влияния.

Университет Райса, Техас


Византийское возрождение также стало популярным в Соединенных Штатах. Американские примеры интересны тем, что византийский архитектурный стиль применялся к зданиям светского назначения, в то время как в Европе большинство примеров – церкви.
В 1911 году был заложен первый краеугольный камень Университета Райса. Университет расположен на большом кампусе площадью 300 акров в Хьюстоне, штат Техас.
Первый президент университета Эдгар Оделл Ловетт хотел, чтобы здания кампуса были эстетически привлекательными, и выбрал неовизантийский стиль. Многие здания кампуса имеют характерные большие арки и колонны, а также кирпичи песочного и розового цветов, характерные для этого стиля.
Университет Райса является примером архитектуры в неовизантийском стиле для светского использования.
Византийская архитектура в видеоиграх?

Любопытный пример византийского архитектурного наследия можно найти в жанре видеоигр. Несколько локаций в стратегической ролевой видеоигре Mount & Blade II: Bannerlord были вдохновлены реальными местами в Византийской империи.
Bannerlord был разработан турецкой компанией TaleWorlds Entertainment. В игре присутствует вымышленный сеттинг с низким уровнем фэнтези, но мир Bannerlord сильно вдохновлен историческими миграциями и раннесредневековыми периодами истории.
Одна из фракций в игре, называемая Калрадская империя, является явным аналогом Византийской империи. Материальная культура, обычаи и военное снаряжение калрадов явно вдохновлены византийской историей.
Более того, калрадские города и поселения в игре имеют близкое сходство с византийскими сооружениями, какими они могли бы выглядеть в период своего расцвета. Например, вымышленные укрепления игры напоминают Феодосийские стены Константинополя, а цитадели и дворцовые сооружения некоторых калрадских замков и городов напоминают ротонду византийской эпохи, которая до сих пор стоит в Салониках.

Greek Reporter

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать