Главная Политика и общество Страсти по православию. Заметки главреда-религиеведа

Страсти по православию. Заметки главреда-религиеведа

через Исмаил
0 комментарий 131

 

Читатели, наверное, уже успели заметить, что на нашем нерелигиозном портале мы довольно много места уделяем вопросам религии. Преимущественно, речь идет об исламе и православии, но иногда размещаются сюжеты и о других исповеданиях. При этом мы избегаем и не допускаем межрелигиозной полемики и прямой апологетики того или иного исповедания. Мы сосредотачиваем внимание прежде всего на историко-культурном аспекте религий, например, православие подаем исключительно в тематическом контексте рубрики, посвященной истории и культуре Греции и греческого мира, точно также в изложении исламских проблем, мы делаем акцент на истории ислама и его универсальную значимость для всего мира.
Это, отчасти, происходит потому, что главред издания – человек верующий, но с точки зрения жесткой привязки к какой-либо религии и конфессии может ответить так – по вероисповеданию я – историк-религиевед. И, такие «верующие без привязки к конкретной религии» вполне себе нормальное и распространенное явление наших дней в мире, когда благодаря информационной революции нам доступны знания о самых различных религиях и формах духовности. Именно одним из последствий такой ситуации стало то, что люди не связывают себя (или не связывают очень тесно) с определенной религиозной группой, при этом живут по моральным принципам, проповедуемым большинством религий. Кстати, ведь и одной из причин религиозной ортодоксии для всех исповеданий в истории было то, что большинство людей жило в духовной среде своих традиционных религий, а окружающий мир воспринимался и часто искаженно через видение людей твоей собственной веры .Но информационная революция совершенно очевидно положила конец такой одномерной ортодоксии. Или, по крайней мере, создала ей очень серьезную альтернативу.
Но это не значит, что мы не можем высказать свое отношение к тому, что происходит в религиозной и церковной среде. Можем и должны, в том числе и с элементами здоровой и позитивной критики. Мы понимаем огромное значение религии как источника нравственной и жизненной подпитки для многих людей, ее влияние на формирование мировоззрение, и для наших не только умов, но и сердец важно, чтобы вера оставалась позитивно значимой сферой нашего бытия и, несмотря на всю свою многовековую интересную и важную историю,  была бы значимой частью современной жизни.
Вот поэтому, особенно в знаковые периоды календаря разных религий. Мы размышляем о их насущных проблемах и думаем как же их решить. В священный месяц Рамадан мы думали о том. почему в эти дни покаяния и общения с Вышним, продолжается конфликт с участием мусульман на Ближнем Востоке, а в московском «Крокусе» произошла трагедия, совершенная руками мусульман, или считающих себя таковыми.

А в эти достаточно прекрасные майские дни подходит к концу Страстная неделя и весь мир находится в трепетном ожидании воспоминании чуда воскресения из мертвых Иисуса Христа. Именно оно, а даже не евангельские наставления являются краеугольным камнем христианства. И поэтому именно сейчас хочется подумать о том как совершить маленькое «воскресение», избавившись от тех проблем, которые возникли в православно-христианском мире, как на уровне церквей, так и на уровне сознания отдельных верующих.

Ключевым практически для всех религий, является принцип единения, единства. Именно к нему своим наиболее горячим словом призывали в свои эпохи Моисей, Иисус и Мухаммад. И надо же какой иронический парадокс истории – именно этот принцип в наименьшей степени соблюдался и соблюдается последователями различных религий.

Сегодня мы немного поговорим о православии- ведущем вероисповедании в России. Есть несколько фактов самого последнего времени, которые не могут не тревожить.

11 апреля Вселенский патриарх Варфоломей на встрече с представителями Всемирного Совета Церквей открытым текстом обвинил Русскую Православную Церковь в «этнофелетизме» ( преобладании национально-политического фактора над принципами религии), назвал известную идею «Москва-Третий Рим» необоснованной, отметив, что нет ни «Первого», ни «второго» Рима, а есть Рим «Древний» и есть Рим «Новый». Воплощением «этнофелетизма» Патриарх назвал также теорию «русского мира» сегодня активно используемую, как в пропаганде, так и в политической идеологии России. А чуть позднее, 23 апреля, в издании « Православная газета», выходящем под патронажем Константинопольского патриархата, выходит перепечатанная с сайта «Радио Свобода» статья некоего Сергия Шумило, доктора философии и богословия, директора Международного института афонского наследия и одновременно научного сотрудника Института Украинской истории НАН Украины и исследователя Британского университета в Экстере, под заголовком «Русский мир» патриарха Кирилла – апология антихристианства, ксенофобии и насилия», в котором прошедший недавно Всемирный русский народный собор и принятые им документы сравниваются с действиями германских нацистов по отношению к христианской церкви в 30-х гг.

Мы не будем до и не собирались здесь подробно разбирать все то, что написал в своей статье этот «доктор философии». Скажем одно- учитывая слабую фактическую аргументацию изложенного мнения и одновременно целый букет националистически окрашенных антироссийских эмоций, можно сказать , что доктору философии и богословия, наверное  нужен еще один и квалифицированный доктор медицины. Но все факты подобного рода, вашего покорного слугу-главреда на размышления сугубо личного характера, несовпадающие как с редакционной политикой, так и позицией ассоциации международного сотрудничества «Время и мир», как структуре гражданского общества.

Не являясь членом церкви, ваш покорный слуга-главред, как российский гражданин, страстно желает в Страстную неделю поразмышлять над проблемами, которые может быть не до конца осознают практикующие православные, что называется «изнутри» церкви, и , может быть, своим вниманием предупредить их.

Есть такое понятие в авиации «опасное сближение», когда два летательных аппарата сближаются настолько, что могут столкнуться со всеми вытекающими из этого трагическими последствиями. По личному мнению главреда, в настоящий момент происходит опасное сближение церкви и политики, чреватое для первой болезненными последствиями эрозии и профанации ее сформировавшихся веками и вечных, вневременных духовных ценностей.

Нынешний российско-украинский конфликт, перешедший в открытое военное противостояние, к сожалению провел болезненный разрез ткани церковного православного единства, связывавшего наши близкие народы. Именно это обстоятельство, что противостояние распространилось также и на религиозную сферу углубило конфликт, сделало его еще более трудноразрешаемым. Ведь разлом пролег теперь не только по правительствам и политическим партиям, но также и по душам людей.

Современная украинское православие уже давно стало заложником националистов, зачастую крайних национал-экстремистов. Но и в российском православии не без проблем.

В частности вызывает серьезные сомнения деятельность т.н. «Всемирного русского народного собора». Как известно, российское законодательство не допускает создания политических партий по религиозному и национальному признаку .Однако Всемирный Русский Народный Собор, созданный в 1993 г, как общественная организация, под эгидой Русской Православной Церкви (. ее предстоятель одновременно возглавляет и ВРНС) в самые последние годы приобретает все более черты политической структуры, в сферу активности которого входят и вопросы внутренней и внешней политики. Причем очевидно, что ключевым словом –определением этой структуры стало «русский». А ключевую роль в нем стали играть круги и деятели националистически, и даже национал-экстремистски настроенные. Ито, что Церковь является основой ВРНС создает серьезную угрозу того. что всеобщее и всемирное учение Церкви окажется в подчиненном положении у более узких, более приземленных и , часто, не всегда моральных идей и принципов национализма. А это потенциально- деградация в ней духовного начала в глазах широких масс, если хотите.

Так что ж церкви, русским православным вообще не участвовать в политической, общественной жизни? Нет, никто к этому не призывает. Церковь, должна участвовать во всем этом и доносить свою позицию до общества. «Клир» может и должен говорить с «миром». Но это должен быть разговор и слово Церкви, как носительницы вселенских, универсальных принципов мироздания и миропонимания, в конкретной общественной среде и твердо придерживаться этих принципов. А основывая свою общественное видение и деятельность на эксклюзивистских «национально-центристских» или выражаясь церковно-академически «этнофелетических» идеях современное русской православие рискует оказаться их заложником. А ведь паства Русской православной церкви с точки зрения взглядов на политику. общества, жизнь весьма и весьма разнообразна и не укладывается в прокрустово ложе «русскоцентричности». Не все русские – православные, и не все православные (в России в том числе) – русские.

Кстати, довольно эффективно в этом смысле действуют церкви «греческой» православной традиции (Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Элладская). Они то же существуют под мощным прессингом проявлений этнофелетизма, причем проявлений конфликтных с современными общественными настроениями. И все же эти церкви не дают, в том числе и благодаря позиции епископата и духовенства, захлестнуть себя «этнофелетической» волной..

Все мы , жители сегодняшней России, верующие и неверующие, вышли из одной «гоголевской шинели» – СССР, где люди были донельзя идеологизированы, независимо от того, хотели они этого или нет и была ли их личная и профессиональная жизнь связана с этой идеологей. Вся атмосфера СССР, как рассол солью , была пропитана единственно верным «руководящим и направляющим» учением. А огурцов в рассоле не спрашивают, как и насколько они хотят засаливаться. Они сами засаливаются до мельчайшей клеточке, вполне себе свободно. И сегодня в одной церковной ограде, мы можем встретить и убежденных сторонников советско-коммунистических идей, по самой природе своей антихристианских и церковных, и «белых» православно монархистов, и современных рационалистов –технократов, родившихся уже после того, как СССР канул в лету. И это обстоятельство часто приводит к конфликтам словесным и иным между людьми, сегодня считающими себя верующими. Что делать?

Не предлагаю политических и правовых способов решения. Не о них здесь речь. Все проще. Нужно еще раз заглянуть в глубины души своей и подумать – зачем я в церкви. Думаю, что ответ большинства на этот вопрос не будет типа такого, что я пришел сюда политические убеждения свои пропагандировать и реализовывать. А если вдруг этот последний ответ будет положительным просто вспомнить Христову притчу о денарии кесаря и ее главную и такую простую «мегаидею»- Богу-Богово, а кесарю-кесарево. Тому, чтобы никоим образом не смешивать наши духовный и политический, светский миры, при этом не отказываясь от них учит нас сам Иисус, а не какой-то там шибко умный главред горе-интернетпортала.

Поэтому давайте оставим красные знамена и триколоры за церковной оградой. И войдем в Праздник. Праздник воскресения, как момент обращения к новой, лучшей во всех отношениях и может в чем-то вечной жизни.
Поэтому поздравляю всех с завтрашним праздником и тех, для кого это-Пасха, и тех, для кого- день советской печати, и день рождения Карла Маркса.
Искренне Ваш
Валерий Емельянов, главред

В статье выражено исключительно личное мнение автора, не отражающее позицию редакции и Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать