Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Представления о Рае и Аде в Древней Греции

Представления о Рае и Аде в Древней Греции

через Исмаил
0 комментарий 18

Древнегреческие концепции Рая и Ада, конечно, во многом отличаются от тех, которые предлагает христианство, но в других аспектах они точно отражают ужас и экстаз этих мест, с которыми мы ассоциируем их сегодня.
Подобно христианской концепции Ада, у греческого подземного мира был правитель, который был тесно связан с его владениями, одноименный бог Аид.
Но, как ни странно, в греческой концепции Рая не было бога или богини, которые олицетворяли бы его утонченные сферы; правитель «Элизиума» (античного рая) варьируется от автора к автору в греческой истории. Пиндар и Гесиод называют правителем Кроноса, в то время как поэт Гомер в своей «Одиссее» описывает светловолосого Радаманта как того, кто жил там.
Элизиум, или Елисейские поля (древнегреческое: ἨΛύΣιον πεδίον, Элизион педион) – концепция загробной жизни, которая развивалась с течением времени и была догматом некоторых греческих религиозных и философских сект и культов.
Первоначально он был отделен от греческого подземного мира и царства Аида, и сюда могли допускаться только смертные, связанные с богами и другими героями.

Позже, в версии, которая была более близка к более поздним верованиям христианства, концепция того, кто мог попасть в небесное царство, была расширена, включив в нее избранных богами, а также праведников и тех, кто был героем.
Согласно системе верований Древней Греции, они останутся нежиться на «Елисейских полях» после смерти, чтобы прожить благословенную и счастливую жизнь и заниматься любым делом, которым они наслаждались при жизни.
Аид был древнегреческим богом мертвых, царем Подземного мира
Аид (ᾍδης Хадес; Ἅιδης Хайдес), в древнегреческой мифологии бог мертвых и царь подземного мира, с которым его имя стало синонимом.
Аид был внуком Урана, бога небес, и Геи, богини Земли. Он был старшим сыном Кроноса и Реи, хотя он был последним сыном, которого отрыгнул его отец. Он и его братья, Зевс и Посейдон, победили поколение богов своего отца, титанов, и провозгласили себя правителями космоса.
Возможно, из страха даже произнести его имя, примерно в 5 веке до нашей эры греки начали называть Аида Плутоном (ΠλούΤων, Плоутон), корень которого означает “богатый”, учитывая, что из подземной обители (т.е. почвы) приходят богатства (например, плодородные культуры, металлы и так далее вкл.).
Люди иногда называли его “Зевс Катахтониос” (Ζεὺς Καταχθόνιος), что означает «Зевс подземного мира», те, кто чувствовал, что им следует избегать произносить его настоящее имя, поскольку он полностью контролировал Подземный мир.
Аид, как бог мертвых, был устрашающей фигурой для тех, кто еще жил; они не спешили встретиться с ним, неохотно давали клятвы его именем и отворачивали свои лица, принося ему жертвы. Поскольку многим было страшно просто произнести слово “Аид”, в обиход были пущены эвфемизмы.
Кроме того, его называли Климен (“печально известный”), Полидегмон (“принимающий многих”) и, возможно, Эвбулей (“добрый совет” или “благонамеренный”); все они были эвфемизмами для имени, которое было небезопасно произносить, которые превратились в эпитеты.
Поскольку драгоценные минералы добываются из-под земли (то есть из “подземного мира”, которым правит Аид), считалось, что он также контролирует и их. Софокл объяснил идею называть Аида Плутоном следующими словами: «мрачный Аид обогащает себя нашими вздохами и слезами».
Большую часть времени он проводил в своем темном царстве. Грозный в бою, он доказал свою свирепость в знаменитой Титаномахии, битве олимпийских богов против титанов, которая установила правление Зевса, согласно мифологии Древней Греции.
Внушающий страх и отвращение, Аид воплощал неумолимую окончательность смерти: «Почему мы ненавидим Аида больше, чем любого бога, если не потому, что он такой непреклонный?» Этот риторический вопрос задает Агамемнон в “Илиаде” Гомера.
По праву рождения Аид получил подземный мир, Зевс – небо, а Посейдон – море; однако земля, которая долгое время была провинцией Геи, была открыта для всех трех богов одновременно для любых действий, которые они пожелали совершить.
Аида часто изображали с его трехголовым сторожевым псом Цербером.
В жертвоприношениях Аиду участвовали черные животные, которые касались головами земли
Аид, однако, не был злым богом, ибо, хотя он был суровым, жестоким и немилосердным, его считали справедливым. Гадес правил Подземным миром и поэтому чаще всего ассоциировался со смертью и вызывал страх у людей, но он не был самой Смертью. Это был Танатос, сын Никс и Эреба, который был фактическим олицетворением смерти в Древней Греции.
Когда греки умилостивляли Аида, они били ладонями по земле, чтобы быть уверенными, что он их услышит. Ему приносили в жертву черных животных, таких как овцы. Кровь от всех хтонических жертвоприношений, в том числе для умилостивления Аида, капала в яму или расщелину в земле. Человек, приносивший жертву, должен был отвернуть лицо.
Этрусский бог Айта и римские боги Дис Патер и Оркус в конечном счете были приняты за эквивалент Аида и объединены в латинизированном образе Плутонаа (греч. ΠλούΤων, Плоутон), который сам по себе был более эвфемистичным названием, часто даваемым Аиду.
Плутон стал римским богом, который одновременно правил подземным миром и распределял богатства снизу. Это божество было смесью греческого бога Аида и элевсинской иконы Плутоса.
Происхождение имени Аид неясно, но обычно считается, что оно означает “невидимый” еще со времен Древней Греции. Обширный раздел диалога Платона “Кратил” посвящен этимологии имени бога, в котором Сократ отстаивает народную этимологию — не от “невидимого”, а от “его знания (eidenai) всех благородных вещей”.
Другие эпитеты Аида включают Agesander (Ἀγήσανδρος) и Agesilaos (Ἀγεσίλαος), оба из ágō (ἄγω, “вести”, “вести” или “принеси”) и anḗr (ἀνήρ “мужчина”) и Лаосом (λαός, “люди” или “люди”). В них Аид описывается как бог, который уносит людей.
Происхождение и жизнь Аида в древнегреческой мифологии
У него было три старшие сестры — Гестия, Деметра и Гера, а также младший брат Посейдон, бог моря, — всех их отец проглотил целиком, как только они родились. Зевс был младшим ребенком, и благодаря махинациям их матери Реи он был единственным, кто избежал этой участи.
Достигнув совершеннолетия, Зевс сумел заставить своего отца извергнуть своих братьев и сестер. После своего освобождения шесть младших богов вместе с союзниками, которых им удалось собрать, бросили вызов старшим богам за власть в Титаномахии, божественной войне.
Война длилась десять лет и закончилась победой младших богов. После их победы, согласно одному известному отрывку из “Илиады” (книга XV, стр.187-93), Аид и два его брата, Посейдон и Зевс, бросили жребий, кому править царствами.
Зевс получил небо, Посейдон – моря, а Аид – подземный мир, невидимое царство, в которое попадают души умерших, покидая этот мир. Некоторые мифы Древней Греции предполагают, что Аид был недоволен своим наследством, но, не имея выбора, он переехал в свое новое царство.

Аид похищающий Персефону

Аид и его супруга Персефона

Аид заполучил свою жену и царицу Персефону обычным насильственным способом, который встречается во всей греческой мифологии — путем похищения по приказу Зевса. Этот миф является самым важным, в котором принимает участие Аид.
Это также связывало элевсинские мистерии с олимпийским пантеоном, особенно в том виде, в каком они представлены в “Гомеровском гимне Деметре”, который является древнейшей историей похищения и, скорее всего, датируется началом VI века до нашей эры. Гелиос, бог солнца, сказал скорбящей Деметре, что Аид достоин стать супругом ее дочери Персефоны.
Гелиос сказал: “Эйдоней, Правитель Многих, не является неподходящим мужем среди бессмертных богов для твоего ребенка, поскольку он твой родной брат и рожден из того же рода; также, в знак чести, у него есть та третья доля, которую он получил при первом разделе, и он назначен владыкой те, среди кого он обитает”.
Аид как существо и место в мире Древней Греции существенно отличается от концепции Ада и сатаны в том виде, в каком христианство традиционно понимает эти понятия.
Самого Аида часто изображали скорее пассивным, чем злым; его роль часто заключалась в поддержании относительного равновесия между мирами. Обычно его изображали просто холодным и суровым, и он заставлял всех своих подданных в равной степени подчиняться его законам.
Интересно, что какие-либо другие индивидуальные аспекты его личности не были отмечены в литературе, поскольку, по-видимому, греки воздерживались уделять ему много внимания, чтобы не привлекать его внимания.

Ад — Подземный мир, “полный гостей”, которые не могли покинуть его.
Дом Аида описывался как полный “гостей”, хотя сам он редко покидал Подземный мир. Его мало заботило то, что происходило в верхнем мире, поскольку его основное внимание, по-видимому, было сосредоточено на том, чтобы никто из его подданных никогда не покидал его владений.

Он строго запрещал своим подданным покидать его владения и приходил в ярость, когда кто-либо пытался уйти или если кто-то пытался украсть души из его царства. Его гнев был одинаково ужасен для любого, кто пытался обмануть смерть или иным образом перечил ему, как, к своему сожалению, выяснили Сизиф и Пирифус.
Обычно безразличный к своим подданным, Аид был очень сосредоточен на наказании этих двух людей и особенно Пирифуса, поскольку он вошел в подземный мир в попытке украсть Персефону для себя и, следовательно, был вынужден сесть на “Стул забвения”.

Аид был изображен за пределами Подземного мира только однажды в мифологии Древней Греции, и даже это, как полагают, был случай, когда он только что покинул врата Подземного мира. Геракл выстрелил в Аида стрелой, когда тот пытался защитить город Пилос.

Однако после того, как в него стреляли, он отправился на гору Олимп, чтобы вылечиться. Помимо Геракла, единственными живыми людьми, отважившимися спуститься в Подземный мир, были также герои: Одиссей, Эней (в сопровождении Сивиллы) и Орфей, к которым Аид, тронутый музыкой Орфея, проявил нехарактерное милосердие по настоянию Персефоны.

Кроме того, Тесей появился там вместе с Пирифусом, а в позднем романе появилась и Психея. Никто из них не был доволен тем, чему они стали свидетелями в царстве мертвых. В частности, греческий герой войны Ахилл, которого Одиссей вызвал кровавым возлиянием, сказал в “Одиссее”:
“О сияющий Одиссей, никогда не пытайся утешить меня в том, что я умираю.
Я предпочел бы идти за плугом в рабстве у другого
Человек, у которого нет выделенной ему земли и не на что жить, лучше,
чем быть королем над всеми погибшими мертвецами”.

Согласно гомеровскому гимну Деметре, Персефона подчинилась Аиду не по своей воле, а была похищена им во время сбора цветов на полях Нисы. Ее отец, Зевс, ранее отдал Персефону Аиду в жены, как сказано в первых строках гомеровского гимна Деметре.

В знак протеста против его акта насилия Деметра наложила проклятие на землю, и в Древней Греции начался великий голод; несмотря на то, что боги просили ее снять проклятие, чтобы человечество не погибло и боги не были лишены возможности получать дары и жертвоприношения, Деметра объявила, что земля останется бесплодной до тех пор, пока она снова увидела свою любимую дочь.

Затем Зевс посылает за своим сыном Гермесом и приказывает ему спуститься в Подземный мир в надежде, что он сможет убедить Аида позволить Персефоне вернуться на Землю, чтобы Деметра могла снова увидеть свою дочь и остановить голод.
Гермес передает послание Зевса, и Аид подчиняется, говоря:

«Иди теперь, Персефона, к своей матери в темном одеянии, иди и будь добра ко мне в своем сердце: не будь так сильно подавлена; ибо я не буду для тебя неподходящим мужем среди бессмертных богов, ведь я родной брат отца Зевса. И пока ты здесь, ты будешь править всем, что живет и движется, и будешь обладать величайшими правами среди бессмертных богов: те, кто обманывает тебя и не умилостивляет твою силу подношениями, благоговейно совершая обряды и выплачивая подобающие подарки, будут наказаны навеки».

Зевс, однако, ранее предложил компромисс, с которым согласились все стороны: треть года Персефона будет проводить со своим мужем. Именно в это время, когда Персефона спускается в Подземный мир со своим мужем, на землю опускается зима, «аспект печали и траура».

Аид стерегущий преисподнюю с трехглавым псом Цербером

Дихотомия Аида и Диониса в Древней Греции

Философ Гераклит, объединяя противоположности, провозгласил, что Аид и Дионис, сама сущность неразрушимой жизни (Зоэ), были одним и тем же богом. Среди других свидетельств Карл Кереньи отмечает в книге «Элевсин: архетипический образ матери и дочери», что гомеровский гимн Деметре, обетные мраморные изображения и эпитеты – все это связывает Аида с Дионисом.

Он также отмечает, что скорбящая богиня Деметра отказалась пить вино, поскольку она заявляет, что ей было бы неприлично пить вино, которое является даром Диониса, после похищения Персефоны, из-за этой ассоциации. Это указывает на то, что Аид, возможно, на самом деле был “прикрытием” для подземного царства Диониса.
Он предполагает, что эта двойная идентичность, возможно, была знакома тем, кто соприкасался с Мистериями. Дионис также разделял несколько эпитетов с Аидом, таких как Хтоний (“подземный”), Эвбулей (“Добрый советник”) и Евклий (“славный” или “прославленный”).

Свидетельств культовой связи довольно много, особенно в южной Италии, особенно если учесть символику смерти, включенную в дионисийское богослужение. Статуи Диониса, найденные в Плутонионе в Элевсине, дают дополнительные доказательства, поскольку статуя имеет поразительное сходство со статуей Эвбулея, также известной как юношеское изображение Владыки Подземного мира.

И Аид, и Дионис ассоциировались с божественным трехсторонним божеством Зевсом. Орфики, в частности, верили, что Зевс и Аид были одним и тем же божеством, и изображали их как таковых.

Зевс изображался как имеющий воплощение в подземном мире, идентифицируя его буквально как Аида и приводя к тому, что Зевс и Аид, по сути, являются двумя представлениями и разными гранями одного и того же бога и расширенной божественной власти. Это поразительно похоже на сатану в христианской теологии, который когда-то сам был ангелом, прежде чем был отправлен в Ад, чтобы править там.

Эта природа и аспект Аида и Зевса, отображенные в орфических историях, являются объяснением того, почему и Аид, и Зевс считаются отцами Мелинои и Загрея. Роль объединения Аида, Зевса и Диониса как единого трехстороннего бога использовалась для представления рождения, смерти и воскресения божества и для объединения “сияющего” царства Зевса и темного царства Аида, лежащего под Землей.

Художественных изображений Аида или Преисподней очень мало, и они встречаются далеко друг от друга
Аид так редко изображался в произведениях искусства, а также в мифологии, потому что греки так боялись его. Его художественные изображения обычно встречаются в архаичной керамике.

Позже он был представлен в классическом искусстве в изображениях изнасилования Персефоны. На этих иллюстрациях Аид часто был молодым, но в других работах он также был показан в разном возрасте.
Из-за отсутствия изображений не было очень строгих правил при изображении божества. На керамике у него темная борода, и он представлен в виде величественной фигуры на “троне из черного дерева”. Его атрибуты в искусстве включают скипетр, рог изобилия, петуха и ключ, которые одновременно олицетворяли его контроль над подземным миром и служили напоминанием о том, что врата Подземного мира всегда были заперты, чтобы души не могли покинуть его.

Даже если двери были открыты, Цербер, трехголовый сторожевой пес Подземного мира, гарантировал, что, хотя всем душам было позволено свободно входить в Подземный мир, ни одна из них никогда не смогла бы сбежать. Собаку часто изображают рядом с богом для удобства идентификации, поскольку ни одно другое божество не имеет к ней такого прямого отношения.

Иногда художники изображали Аида отвернувшимся от других богов, поскольку он не нравился им так же, как и людям.
Как к Плутону, к нему относились в более позитивном свете. Он держит рог изобилия, символизирующий дары, которыми он одаривает людей, а также плодородие, с которым он становится связан.

Царство Аида включало Элизиум, Асфодел-луга и Тартар

Согласно мифологии Древней Греции, существовало несколько частей царства Аида, включая Элизиум, луга Асфоделей и Тартар. Мифограф Аполлодор описывает Тартар как «мрачное место в Аиде, столь же удаленное от Земли, как Земля удалена от неба». Это царство, конечно, больше всего напоминает то, что христиане могут считать Адом.
У эллинов умерший попадал в подземный мир, пересекая Стикс, переправляемый Хароном, который брал за проезд оболус – мелкую монету, которую благочестивые родственники клали в рот умершему.
Греки совершали умилостивительные возлияния, чтобы помешать умершему вернуться в верхний мир и “преследовать” тех, кто не устроил ему надлежащих похорон. Дальний берег реки охранялся Цербером, трехголовым псом, побежденным Гераклом. Пройдя за пределы Цербера, тени ушедших вступили в страну мертвых, чтобы предстать перед судом.

Стикс образовывал границу между верхним и нижним мирами.

Первая область Аида включала поля асфоделей, описанные в “Одиссее”, где тени героев уныло бродят среди низших духов, которые щебечут вокруг них, как летучие мыши. Только возлияния крови, предлагаемые им в мире живых, могут на время пробудить в них человеческие чувства.
За ними лежал Эреб, который можно было принять за эвфоним Аида, чье собственное имя было ужас. Существовало два водоема: Леты, куда стекались обычные души, чтобы стереть всякую память, и бассейн Мнемозины (“память”), куда вместо этого пили посвященные в Мистерии.
Во дворе дворца Аида и Персефоны восседают три судьи Подземного мира: Минос, Радамант и Эак. Там, в тривиуме, посвященном Гекате, где сходятся три дороги, души судят, возвращают на поля асфоделей, если они не добродетельны и не злы, отправляют дорогой в Тартар, если они нечестивы или порочны, или отправляют в Элизиум (Острова блаженных) с “непорочными” героями.

Элизиум был раем в Древней Греции

 

Образы Элизеума (рая) на древнегреческой погребальной вазе

Согласно Гомеру, Елисейские поля были расположены на западном краю Земли у ручья Океанос. Во времена греческого поэта Гесиода Элизиум также был известен как “Острова счастья” или “Острова (или островки) блаженных”, расположенные в западном океане на краю земли.
Фиванский поэт Пиндар свел острова Блаженных к одному острову, описав его как тенистые парки, жители которых предаются спортивным и музыкальным развлечениям.
В “Одиссее” Гомера Элизиум описывается как “рай”.:
“(На) Елисейской равнине… где людям живется легче всего. Там нет ни снега, ни сильных штормов, ни дождя, но океан никогда не посылает порывы пронзительного западного ветра, чтобы они могли охладить людей”.
По данным Евстафий Солунский, слово “Элизиум” (Ἠλύσιον) происходит от ἀλυουσας (ἀλύω, чтобы быть глубоко потрясенный от радости) или от ἀλύτως, синоним ἀφθάρτως (ἄφθαρτος, неподкупный),ссылаясь на жизни души в этом месте.
Греческий поэт Гесиод упоминает об “Островах блаженных” в своей дидактической поэме “Труды и дни”.:
“И они живут, не тронутые печалью, на островах блаженных вдоль берега бурлящего океана, счастливые герои, для которых дающая зерно земля приносит сладкие, как мед, плоды, расцветающие трижды в год, вдали от бессмертных богов, и Кронос правит ими”.
“Оды” Пиндара описывают награда, ожидающая тех, кто живет праведной жизнью:
“Добрые люди получают жизнь, свободную от тяжелого труда, не скребя силой своих рук землю или морскую воду ради скудного пропитания. Но в присутствии почитаемых богов те, кто с радостью сдержал свои клятвы, наслаждаются жизнью без слез, в то время как другие подвергаются тяжелому труду, на который невыносимо смотреть”.
В “Одах” далее написано, что: “Те, кто трижды выстоял, с обеих сторон, чтобы сохранить свои души свободными от всех проступков, следуют по дороге Зевса до конца, к башне Кроноса, где океанские бризы обдувают остров блаженных, а цветы сверкает золото, некоторые из великолепных деревьев на суше, в то время как вода питает другие. Этими венками и гирляндами цветов они вплетают свои руки в соответствии с праведными советами Радамантиса, которого великий отец, супруг Реи, чей трон выше всех остальных, держит рядом с собой в качестве своего партнера”.

В “Жизни Сертория” греческого историка Плутарха Элизиум описывается как:

“На островах Блаженства идут умеренные дожди с длительными интервалами и дуют ветры, которые по большей части мягкие и выпадают осадки в виде росы, так что на островах не только богатая почва, которая отлично подходит для вспашки и посадки, но и растут натуральные фрукты, достаточно обильные и полезные для здоровья. накормите, без труда и хлопот, праздный народ”.
Дополнительные описания Элизиума гласят: “Более того, на островах преобладает целебный воздух, благодаря климату и умеренным сменам времен года…Поэтому даже среди варваров распространилось твердое убеждение, что здесь находится Елисейское поле и обитель блаженных, о которых пел Гомер”.

Концепция Элизиума, Рая сохранялась на протяжении всей истории
Элизиум как языческое выражение, обозначающее рай, со временем вошел в обиход раннехристианских писателей.
В эпосе Данте “Божественная комедия” Элизиум упоминается как обитель блаженных в нижнем мире во время встречи Энея с тенью Анхиса на Елисейских полях: “С такой любовью потянулась тень Анхиса, если верить нашей величайшей музе, когда в Элизиуме он узнал его сын.”

В эпоху Возрождения героическое население Елисейских полей стремилось затмить свою прежнюю мрачную языческую репутацию; Елисейские поля позаимствовали часть яркого очарования рая.
В Париже Елисейские поля сохранили свое название “Елисейские поля”, которое впервые было применено в конце 16 века к бывшей сельской местности за пределами официальных партерных садов позади королевского французского дворца Тюильри. В расположенном неподалеку Елисейском дворце находится резиденция президента Французской Республики, по этой причине “Елисейский дворец” часто используется как метоним для обозначения самого французского президентства.

В “Двенадцатой ночи” Шекспира, когда Виола говорит: “Мой брат, он в Элизиуме”, она и елизаветинская аудитория понимают это как рай. В “Волшебной флейте” Моцарта Папагено сравнивает пребывание в Элизиуме с завоеванием своей идеальной женщины: “Des Lebens als Weiser mich freun, Und wie im Elysium sein”. (“Наслаждайся жизнью, как мудрый человек, И чувствуй, что я в Элизиуме”.)

Герой эпоса Мигеля де Сервантеса Дон Кихот описывает Дульсинею Тобосскую как “сверхчеловеческую красавицу, поскольку в ней воплощены все невозможные и причудливые атрибуты красоты, которые поэты приписывают своим дамам; ибо волосы у нее золотые, лоб – как Елисейские поля”.

Райское блаженство на “Елисейских полях”   на картине французского художника  19 в Анри Мартена

Представления о Рае поразительно схожи на протяжении веков; Аид и Ад заметно отличаются
В то время как древние греки рассматривали Аид как холодного и безличного судью душ, Ад, каким его представляет себе большинство людей сегодня, является самим воплощением зла. Возможно, эта версия о нем и месте, которым он правил, была туманной и неполной, потому что они даже не осмеливались много думать или писать об Аиде, поскольку боялись его.
Иногда Элизиум представляют как место, где герои свободны продолжать свои интересы, которым они следовали в своей жизни. Другие предполагают, что это место, наполненное пиршествами, спортом и песнями. Как бы мы ни смотрели на Небеса, кажется очевидным, что концепция Рая, которая передавалась из поколения в поколение из Древней Греции, имеет гораздо большее сходство с христианской версией, которую мы имеем сегодня, чем концепция Ада, или Гадеса.
Радость — это “дочь Элизиума” в оде Фридриха Шиллера “К радости” – том самом гимне, который олицетворяет саму Европу как гимн.
Автор- Патрисия Клаус

Иллюстрация Аид и Персефона. изображение на древней амфоре

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать