Почётный профессор экономики Афинского университета Василис Рапанос говорит, что реформы были проведены, но структура экономики не изменилась
Греции нужна программа, направленная на привлечение продуктивных инвестиций, которые помогут экономике расти на новой, прочной основе, — говорит экономист Василис Рапанос, добавляя, что это может — и должно — быть сделано только при широком консенсусе.
В интервью Kathimerini почётный профессор Афинского университета и бывший председатель правления Alpha Bank не стесняется говорить горькую правду, заявляя, что, несмотря на проведённые реформы, структура греческой экономики остаётся прежней, а функционирование государства по-прежнему проблематично.
Как вы реагируете на критику в том, что, несмотря на свою прибыль, банки по-прежнему удерживают низкие проценты по вкладам, экономят на дорогостоящих кредитах и взимают чрезмерные комиссии, что побудило правительство вмешаться?
Что касается процентов по вкладам, важно отметить, что подавляющее большинство депозитных счетов — около 75% — содержат менее 10 000 евро и предназначены для транзакций, а не для инвестиций. Такие вклады не приносят дохода. Остальные 25% вкладов относятся к инвестиционным продуктам, но даже эта категория обычно включает краткосрочные продукты с фиксированным доходом, которые также предлагают низкие процентные ставки.
Процентные ставки по кредитам в Греции немного выше, чем в остальной Европе, из-за более высокого кредитного риска. По мере повышения кредитного рейтинга кредитный риск будет снижаться, что приведёт к снижению процентных ставок. Что касается выдачи кредитов, я не думаю, что есть какой-то бизнес, который подал бы надёжную заявку и не получил бы одобрение. На самом деле конкуренция между кредиторами очень высока. Критика в основном касается малого бизнеса. Давайте будем честны: многие из этих предприятий не могут получить финансирование либо из-за того, что у них нет разрешения на ведение бизнеса от налоговой службы или службы социального обеспечения, либо из-за того, что их доходы слишком малы. Действительно, правительство установило минимальный предполагаемый доход для таких предприятий в целях налогообложения, исходя из предположения, что они не декларируют свои реальные доходы. Если малый бизнес декларирует годовой доход в размере 8000 евро и запрашивает кредит в размере 50 000 евро, как его можно выдать?
Что касается комиссий, то доходы банков от комиссионных в процентном соотношении к их общему доходу ниже, чем в среднем по еврозоне. Однако в некоторых случаях эти комиссии могут быть чрезмерными, и банкам следует взять на себя инициативу по их рационализации. Это обязательно произойдёт, особенно после недавних законодательных изменений.
Сейчас банки находятся на твёрдой почве? Европейская комиссия и Банк Греции по-прежнему выражают обеспокоенность качеством и количеством их капитала.
Положение банков с точки зрения капитала значительно улучшилось, но важно помнить, что значительная часть их капитала состоит из отложенных налоговых активов. Поэтому крайне важно, чтобы они ещё больше укрепили своё положение с точки зрения капитала и ускорили сокращение отложенных налоговых активов.
Поддержка реформ
После подписания трёх меморандумов, содержащих реформы, и в разгар реализации программы «Греция 2.0» и Фонда восстановления, которые включают многочисленные реформы, считаете ли вы, что Греция изменилась? Реформировано ли государство?
По правде говоря, реформы были проведены в нескольких областях, в том числе в сфере открытия и закрытия предприятий, упрощения процедур и цифровизации. Однако, несмотря на эти усилия, структура валового внутреннего продукта существенно не изменилась в период с 2008 по 2023 год. Целью реформ было перераспределение ресурсов из отраслей с низкой производительностью в отрасли с высокой производительностью для повышения производственного потенциала экономики. Судя по всему, этого не произошло. Структура экономики остаётся прежней, а производственные инвестиции по-прежнему находятся на низком уровне, в результате чего ВВП на отработанный час является самым низким в Европейском союзе.
В государственном секторе также были внесены многочисленные изменения, в основном за счёт цифровизации процедур, но его функционирование по-прежнему проблематично. Кроме того, существуют значительные задержки в отправлении правосудия и частые изменения в законодательстве. Для устранения этих препятствий необходимо разработать среднесрочный план — это также та область, в которой можно достичь консенсуса.
«Государство обязано выяснить, почему конкуренция не работает и как мы можем её усилить»
Важен ли консенсус?
Да. Какие бы изменения ни были внесены, они должны быть долгосрочными. Есть много вещей, в которых мы можем согласиться. Например, в необходимости более простой, понятной и рациональной налоговой системы. За последние 20 лет она постоянно менялась. Существует более 800 налоговых льгот, которые обходятся очень дорого, и никто не проверял, имеют ли они смысл. Я неоднократно призывал к созданию постоянного комитета для кодификации и упрощения налоговой системы.
Что касается расходов, мы все согласны с тем, что необходимо более эффективное управление. Муниципалитеты, больницы и все государственные учреждения должны вести бухгалтерский учёт, а их расходы должны оцениваться не только с точки зрения законности, но и с точки зрения эффективности. Я считаю, что по этим вопросам мы все можем найти общий язык.
Нужно ли нам больше государственных инвестиций?
Нам нужно правильно использовать Фонд восстановления и устойчивости и программы Европейского союза, но больше всего стране нужны частные инвестиции в производство — не в небольшие магазины и кафе, а в технологии и производство.
Похоже, в этом нет особого интереса.
Как я уже говорил, существует слишком много препятствий. Недавно мы узнали, что разрешение на строительство Microsoft до сих пор не получено, а прошло уже три года.
Экономика Греции растёт быстрее, чем экономики её партнёров по ЕС, но этого недостаточно, чтобы наверстать упущенное во время кризиса. В чём причина?
Даже правительство признало в своей среднесрочной бюджетной программе, что темпы роста ВВП после 2027 года, по прогнозам, снизятся до 1,5%. Это говорит о том, что даже после программы «Греция 2.0» в нашей экономике не сформируются сильные внутренние факторы, способные обеспечить значительный рост ВВП для достижения соответствия среднему европейскому показателю.
Кто виноват? Наша производственная модель — мы сами — и наша политическая система, которая сосредоточена исключительно на перераспределении, не решая вопрос о том, как сделать экономический «пирог» больше, чтобы всем хватило.
Государство как регулирующий орган
Вы часто говорили о необходимости нарушить табу на получение прибыли. Однако в последние несколько лет мы стали свидетелями чрезмерной прибыли и жадности, особенно в Греции.
Когда конкуренция здоровая, мы получаем разумную прибыль, а товары и услуги отвечают потребностям граждан. Проблемы возникают, когда конкуренция не работает эффективно. В этом случае государство может сыграть решающую роль либо через регулирующие органы, либо через Комиссию по конкуренции. Государство обязано выяснить, почему конкуренция не работает и как мы можем её усилить. Вы когда-нибудь слышали, чтобы такое поручали министерствам развития или финансов? Мы склонны говорить общими фразами, не вдаваясь в подробности. В нашей стране проводится меньше всего исследований о слабых местах экономики и о том, как с ними бороться. И даже те исследования, которые проводились, откладываются в долгий ящик. Я имею в виду, кто сегодня помнит доклад Писсаридеса?
Мы должны были внедрить его, но сделали ли мы это? Пошли ли средства из Фонда восстановления туда, куда их предлагал направить доклад Писсаридеса?
Боюсь, что нет. Например, они ходили на дневные операции, которые удовлетворяют социальные потребности, но не являются продуктивными инвестициями.