Главная История и География Османская империя – последний халифат. Что о ней необходимо знать

Османская империя – последний халифат. Что о ней необходимо знать

через Исмаил
0 комментарий 47

 

На протяжении веков империи были доминирующей формой политической организации. На Западе в некоторой степени знакомы с Британской, Французской и Германской империями, а также империями Испании и Португалии. Конечно, ,skb также империи римлян и греков. Однако одна империя, о которой иногда забывают — за пределами Турции — это Османская империя.

1. Каковы были размеры Османской империи и как долго она просуществовала?

Османская империя просуществовала почти шестьсот лет, с начала 1300-х годов до окончания Первой мировой войны. Слово “Османская” происходит от арабской версии Османа, имени ее первого правителя. Империя начинала скромно, как провинциальное княжество в Анатолии, которая сейчас является частью Турции.
Что превратило ее в растущую и значительную силу в мировой политике, так это постепенная экспансия на земли приходящей в упадок Византийской империи. Этот процесс завершился в 1453 году завоеванием Константинополя, столицы Византийской империи.
Константинополь был переименован в Стамбул, и он стал столицей новой растущей империи. В 15 веке город стал оживленным центром торговли и архитектурных инноваций. Последовал период неуклонной экспансии, и империя распространилась на части Ближнего Востока вдоль Красного моря, Северную Африку, Балканы и Восточную Европу и вплоть до стен города Вены.

2. Какой мощностью она обладала?

Расцвет могущества империи пришелся на XVI век, когда правил Сулейман Великолепный, один из самых продолжительных султанов империи. Свидетельством могущества империи является тот факт, что Сулейман получил на Западе прозвище “Великолепный”. В пределах Османской империи он был известен как “законодатель”.
Во время его правления империя приняла новый правовой кодекс и пережила период культурного ренессанса, основанный на сочетании христианских, исламистских и арабских элементов. Империя также предоставляла безопасный проезд евреям-сефардам, спасавшимся от преследований на Пиренейском полуострове (Испания и Португалия).
К началу XVI века в Османской империи существовала одна из крупнейших еврейских общин в мире. Константинополь не был официально переименован в Стамбул до 1930 года, когда он стал настоящим местом смешения культур, и на протяжении всего Ренессанса османы становились крупнейшим торговым партнером Западной Европы.

3. Каково было его влияние и связь с Европой?

Стены города Вены ознаменовали вершину могущества Османской империи и начало ее медленного и постепенного упадка. Империя стала предметом восхищения при европейских дворах. Его культурная жизнь привлекла внимание западноевропейских мыслителей и художников. Его военная организация и мощь привлекли внимание как теоретиков, так и политиков. Османы стали одной из ключевых тем эстетического и научного движения 18-го и 19-го веков, известного как ориентализм.

Важно отметить, что Османская империя частично была европейской империей. Ее влияние распространялось на такие земли, как Балканы и Юго-Восточная Европа, которые в настоящее время являются полностью европейскими. Несмотря на его ослабление в 18-м и 19-м веках, христианское и мусульманское население на Балканах и в Восточном Средиземноморье жило бок о бок друг с другом в относительно толерантных обществах.

Ситуация начала меняться в середине 19-го века в связи с централизацией власти и управления империей вдали от ее разнообразных и отдаленных частей. К началу 20-го века европейские провинции империи стали местами насилия и этнорелигиозных конфликтов. Поворотным моментом стали Балканские войны (1912-1913), которые отрезали от империи некоторые из ее самых разнообразных и богатых провинций в Юго-Восточной Европе.

4 Когда турецкий султан стал халифом (главой всех мусульман мира), а Османская империя халифатом тоесть именно наднациональным мусульманским государством?

Вплоть до первой четверти прошлого столетия в исламском мире существовал институт халифата. Халиф считался высшим духовным авторитетом и лидером мусульманской общины. До XVI века этот титул преимущественно носили арабы – начиная с первого праведного халифа Абу Бакра.
В 1258 году прекратил своё существование Арабский халифат. В середине XIII столетия монголы под командованием Хулагу захватили и разграбили Багдад, а затем Дамаск и Алеппо. Их наступление на земли Египта остановила смерть великого хана Мункэ, из-за чего Хулагу вынужден был вернуться. Остатки монгольской армии были разгромлены египетскими мамлюками.
В 1261 году мамлюкский султан Бейбарс провозгласил себя правителем Египта и Сирии. Кроме того, мамлюки контролировали Мекку и Медину. При этом титул халифа Бейбарс принять не мог, так как не имел на него никаких прав. Выходом из сложившейся ситуации стало провозглашение халифом Абуль-Аббаса аль-Мунтансира, который был представителем династии Аббасидов, правившей в Арабском халифате. Но вскоре он был убит, новым халифом стал аль-Хаким. Таким образом, в Мамлюкском султанате сложилось формальное двоевластие, хотя халиф фактически не обладал никакими полномочиями, а был скорее церемониальным лицом.
В XV столетии набирающая силу Османская империя вступила в конфликт с Мамлюкским султанатом за контроль над буферными территориями. Первая война (1485 – 1491) привела лишь к разделению сфер интересов двух государств. В 1512 году к власти в Османской империи пришёл султан Селим Грозный, который, в отличие от своего отца Баязида II, начал проводить агрессивную внешнюю политику. В 1516 году турки вторглись в земли мамлюков и уже через год захватили столицу султаната – Каир. Последний мамлюкский правитель Туман-бей был казнён, а халиф Мухаммад аль-Мутауакиль пленён и перевезён в Стамбул.
Ещё в августе 1516 года султан Селим I в торжественной обстановке принял титул халифа от последнего мамлюкского халифа Мутауакиля. Кроме того, титул «повелителя двух Святынь» (Мекки и Медины), который носили все халифы до этого, султан Селим изменил на «служителя двух Святынь». В июле 1517 года из Аравии в Стамбул были перевезены реликвии Пророка (с.г.в.), что окончательно закрепило право на халифат османских султанов.
Селим I, как и в своё время мамлюк Бейбарс, не имел законных прав на титул халифа, но, в отличие от последнего, османский султан не стал церемониться с традициями и присвоил халифат себе и своим потомкам силой оружия. В дальнейшем право на халифат позволяло османам считать себя единственными правителями исламского мира и представителями всех мусульман.
Формально духовная власть Стамбула распространялась и на мусульман Российской империи. В частности, в соответствии с Кючук-Кайнарджийским мирным договором (1774 г.) русский императорский двор признавал духовную власть османского султаната над своими подданными магометанской веры.
С распадом Османской империи после Первой мировой войны и становления светской Турции под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка в упадок пришёл и институт халифата, окончательно ликвидированный в 1924 году.

5. Каковы были ее отношения с арабским миром?
Османская империя распространила свое влияние на части того, что сейчас известно как арабский мир, от Каира до Алжира. Долгое время влияние османской империи на Ближнем Востоке было минимальным. Главной заботой была защита ключевых торговых аванпостов и священных городов ислама. Наличие взаимных торговых связей и экономик привело к тому, что различные регионы счастливо существовали как единое целое и сохраняли лояльность Османской империи.
Однако с началом Первой мировой войны это начало меняться. Рост арабского национализма и динамика военной пропаганды вызвали движения по всему арабскому миру, которые активно стремились порвать с османским государством.
6.Каково было влияние Османской империи на современную Турцию?
Поражение греческой армии в Анатолии в 1922 году силами турецкого национализма ознаменовало фактический крах Османской империи и появление нового государства-преемника, современной Турции. Греко-турецкая война стала призывом к сплочению антиколониальных панисламистских движений по всему Ближнему Востоку и Индии.
Но Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель и первый лидер Турции, хотел радикально порвать с османским наследием. Он перенес столицу нового государства из Константинополя в Анкару и инициировал ряд быстрых реформ, таких как смена алфавита и упразднение халифата, а также идею абсолютной монархии во всем исламском мире. Несмотря на радикальный разрыв с имперским прошлым, дискуссия между традицией и модернизацией продолжала определять эволюцию политической жизни Турции.

В последние несколько десятилетий Турция стала свидетелем возвращения политического и культурного движения, которое выступает против западной, светской ориентации страны и избирательно оглядывается на османское прошлое в качестве ориентира для настоящего. Решение правительства Эрдогана преобразовать знаменитый византийский храм Айя-София обратно в мечеть в 2020 году, несмотря на широкое международное осуждение, является наглядным примером уважения к османскому прошлому в современной Турции.

Подготовлено ИАЦ ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать