Смерть Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) означала, что его мечта о Греко-Персидской империи исчезла вместе с ним.
Представляя собой мешанину из Востока и Запада, Понтийская империя Митридата предстает как убедительная возможность того, чем могла бы быть империя Александра, слабое привидение этой мимолетной мечты.
Митридат в образе Геркала
Александр 2.0
Митридат (135–63 гг. до н.э.) был наследником двух культур и, естественно, воплощением двух миров. Он восхищался своим македонским происхождением так же, как и его персидские предки.
Заявляя о македонском происхождении с одной стороны и о персидском династическом происхождении с другой, Митридат использовал свое смешанное происхождение, чтобы выявить общие черты между своими разнообразными подданными.
Взяв на себя мантию Александра Македонского в качестве глобальной империи, Митридат предвидел альтернативу римскому господству — новый мировой порядок.
Для достижения этой амбициозной цели понтийский царь объединил своих греческих, анатолийских и персидских подданных в антиримскую межкультурную коалицию.
Результатом этого сотрудничества стали три войны против Рима, войны, которые доросли до геноцида.
Как он мог собрать такую разнообразную армию против такого грозного врага?
Митридат взял страницу из книги Александра и воплотил Восток и Запад, как по внешнему виду, так и по идее.
Понт: Как Александр видел империю
Карта Понтийского царства.
Митридат был родом из Понтийского царства, культурного плавильного котла, который одобрил бы Александр Македонский.
Север заснеженных “Альп” (Анатолийских гор) Понта был в значительной степени эллинским побережьем. Там греческие колонисты построили город Синоп, столицу Митридата.
Историк Страбон, сам понтийец, утверждал, что это был «самый примечательный из городов региона».
Территорию к югу от Альп иранцы называли Катпатука (земля лошадей), а греки — Каппадокию. Там преобладали деревни, за исключением нескольких поселений, таких как Амасия, родной город Страбона, и Кабейра.
В то время как эллинская культура доминировала на побережье, внутренние районы Каппадокии сохранили свое старое анатолийское негреческое наследие. Ростовцев (1932), пионер в истории Понтийского моря, описал эллинское влияние вокруг Черного моря как «тонкую греческую оболочку вокруг твердого туземного ядра».
Третьим фактором влияния на регион был Иран. Непреходящие реликвии персидского владычества были бы видны многим эллинистическим понтианцам. Страбон говорит, что понтийцы принимали священные обеты в государственном храме Зела, которые были посвящены персидским божествам: Анаитису, Оманусу и Анадату.
Более того, Зевс Стратиос, скорее всего, синкретическая реинкарнация Ахура Мазды, получал щедрые подношения от персидских царей, которые понтийские правители, в том числе Митридат Евпатор, продолжили. Сохранение персидских религиозных обычаев спустя долгое время после затмения власти Ахеменидов свидетельствует о том впечатлении, которое персидское присутствие произвело на понтийскую царскую власть и их подданных.
В последующий эллинистический период растущие темпы эллинизации царства означали, что династия Митридата должна была развиваться. Необходимо было найти баланс между новой волной этой древней формы глобализации и их персо-анатолийскими традициями, которые все еще господствовали в их владениях.
Божественное нисхождение
Монета Митридата Евпатора в образе Диониса
Двойственная родословная Митридата Евпатора дала ему прославленных предков и уникальный гибридный набор династических обычаев. Он был греко-персидским принцем, который практиковал смешанные религиозные обряды.
Божественные связи Митридата вполне согласуются с утверждениями самого Александра Македонского. Как и понтийский царь, Александр провозгласил Геракла и Диониса, среди других нуминозных фигур, своими предками.
Следовательно, понтийский царь воплощал в себе искупительные качества, резонирующие в греческом и персидско-анатолийском мирах. Для греков он установил мифическую связь с Дионисом, богом освобождения и новых начинаний, и взял теоним Митридат Евпатор Дионис.
Точно так же Митридат претендовал на наследство от Геракла, который освободил титана Прометея, создателя человечества. С другой стороны, считалось, что звездное рождение Митридата исполнило персидские пророчества о грядущем спасителе с Востока, как и его имя, «посланный Митрой».
Глобальные принципы
Ваза с изображением персидского царя-мага, проводящего огненный ритуал. Огненная церемония Митридата следовала традиционным обычаям его персидских предков. Фрагмент краснофигурной вазы 3297 г., сторона А, работы художника подземного мира, 4 век до н.э.
Персидский царь-маг проводит огненный ритуал. Огненная церемония Митридата следовала традиционным обычаям его персидских предков. Фрагмент краснофигурной вазы 3297 г., сторона А, работы художника подземного мира, 4 век до н.э. Фото: Staatliche Antikensamm lungen und Glyptothek, Мюнхен, общественное достояние
В дополнение к религиозному посредничеству, Митридат использовал растущее недовольство своих подданных в качестве оружия. Подобно тому, как Александр видел свою разнообразную империю, понтийский царь старался уважать греческие и иранские ценности.
И греки, и персо-анатолийцы страдали от римской оккупации. В материковой Греции и Анатолии общая ненависть к римскому владычеству спровоцировала межкультурный антагонизм против римской гегемонии.
Долги, накопленные римским налогообложением, препятствовали аса или Истине, выдающемуся персидскому догмату. Для греков римская оккупация рассматривалась как компрометация их eleutheria, или свободы, которая не соответствовала греческой идентичности.
Митридат признавал эти обиды в своих речах, наряду с монетами и другими намеками. Проявляя чуткость к обеим культурам, понтийский царь показал, насколько совместимыми могут быть иранская и греческая культуры.
Это может показаться удивительным, учитывая бурную историю, которая омрачала отношения между греками и иранцами. Вопиющие преступления были совершены в Афинах персами и греками в Персеполе по наущению Александра в качестве наказания.
Тем не менее, Митридат успешно гармонизировал две культуры, на что и была направлена политика Александра Македонского.
Было ли Понтийское царство Митридата тем, чем могла быть империя Александра?
Чувствительный к греческой и персидско-анатолийской культуре, Митридат опутал большую часть Восточного Средиземноморья в противостоянии с Римом. Митридат продолжил мечту Александра о международной империи, несмотря на то, что его войны против Рима не увенчались успехом. Тем самым понтийский царь доказал возможность эллино-персидской гипотезы Александра Македонского.
Мечта Александра объединить Восток и Запад не была идиллической мечтой, но в конечном итоге стала достижимой реальностью.
Фото:Статуя понтийского царя Митридата и Геракла Геракла — мифическая ассоциация, которую часто рекламировал Александр Македонский. Мрамор, римский имперский период (1-й век),