В этом обращении, произнесённом в Джальса Салане Кадиан 28 декабря 1937 года, Хазрат Муслех-и-Маудра рассуждает о материальных движениях в мировой истории и секретах их успеха, а затем исследует великие эпохи религиозных движений. Он заявляет, что революция, совершённая Обетованным Мессие, была, по сути, возрождением учений Святого Пророка Мухаммеда. Затем он говорит о революции, начатой Обетованным Мессией, излагает цели «Тахрик-и-Джадид» и связывает эту революцию с требованиями «Тахрик-и-Джадид». В заключение своего обращения он рассказывает о способах создания исламской цивилизации и обращает внимание ахмади на их обязанности.
Идеи, убеждения и концепции
После этого краткого обсуждения пяти [великих] течений и цивилизаций мира я расскажу о влиянии их основных идей.
Поскольку арийская цивилизация была основана на ценностях наследственного и расового превосходства, несмотря на своё развитие и рост, они так и не создали империю и не смогли создать систему социальной сплочённости, как персы. Римская империя, напротив, добилась прогресса, потому что её политические принципы означали, что, несмотря на завоевание различных народов, побеждённые народы всё равно могли выстраивать с ними отношения. Таким образом, римская цивилизация смогла развиваться и стала основоположницей эволюционной философии. Персы тоже заложили основы огромной империи, состоявшей из ряда независимых государств, управляемых центральным правителем. Во всех этих персидских государствах идея правительства внутри правительства проистекала из [дуалистической веры] в Аримана и Йездана.
Цивилизация вавилонян была основана на химии и астрономии. Они были экспертами в строительстве и управлении. Несмотря на то, что это самая древняя [из пяти цивилизаций], и сохранилось очень мало исторических источников, относящихся к ней, имеющиеся свидетельства ошеломляют.
Свидетельства вавилонской цивилизации в Священном Коране
В Священном Коране упоминается, что некоторые племена Вавилонской цивилизации существуют и по сей день. В суре «Фаджр» Всевышний Аллах говорит:
اَلَمۡ تَرَ كَيۡفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِعَادٍ اِرَمَ ذَاتِ الۡعِمَادِ الَّتِيۡ لَمۡ يُخۡلَقۡ مِثۡلُهَا فِي الۡبِلَادِ وَثَمُوۡدَ الَّذِيۡنَ جَابُوا الصَّخۡرَ بِالۡوَادِ وَفِرۡعَوۡنَ ذِي الۡاَوۡتَادِ الَّذِيۡنَ طَغَوۡا فِي الۡبِلَادِ فَاَكۡثَرُوۡا فِيۡهَا الۡفَسَادَ3
То есть основателей этой цивилизации называли народом Ада. [Стоит отметить, что] это название носили два народа: во-первых, народ, основавший Вавилонскую цивилизацию, и, во-вторых, те, кто пришёл ему на смену. В приведённом выше аяте речь идёт о первом народе. Аллах Всевышний спрашивает [верующих], знают ли они, как Он поступил с народом Ада, также известным как Ад-и-Ирам, который прославился строительством таких высоких зданий, что:
То, что не может быть создано в этом мире
Ни один другой народ не мог сравниться с ними в искусстве строительства. Вопреки общему правилу [то есть со временем] мир становится свидетелем прогресса и инноваций; однако до откровения Священного Корана ни одна цивилизация не могла сравниться с искусством строительства, доведённым до совершенства народом Ад.
И те, кто в тени, будут в тени
Жители Тамуда были ещё одним сообществом в государстве Ад и искусными скульпторами и каменщиками. [Их мастерство было настолько отточенным, что] они вырезали города в горах и строили уникальные и экстравагантные дворцы из камня.
И мы освободим его от оков
Египетских фараонов тоже можно считать потомками ‘Ада, потому что они тоже были ذِى الْأَوْتَاد [то есть повелителями огромных лагерей]. Некоторые комментаторы интерпретируют autad (أَوْتَادْ) как «колышки для палаток». Однако в данном случае такая интерпретация неверна. В данном случае autad означает высокие, величественные здания, возвышающиеся, как горы. В арабском языке горы также называют autad-ul-arz (أَوْتَادُ الْأرْضِ), то есть «ноги земли».2 Поскольку нос является самой выступающей частью лица, арабское слово, обозначающее нос, — watd, которое [происходит от того же корня, что и autad]. Главной особенностью [древнеегипетской] архитектуры является то, что её здания, как и горы, имеют треугольную форму. Кроме того, особое внимание уделяется высоте, а не внутреннему пространству. Следовательно, ذِى الْأَوْتَاد означает «те, кто строит высокие здания».
Как известно любому, кто бывал в Египте, пирамиды невероятно высоки. Туристы со всего мира съезжаются, чтобы увидеть их, и удивляются тому, как древние египтяне смогли поднять [такие большие] камни на такую невероятную высоту. Они настолько высоки, что требуется много времени, чтобы добраться до их вершины. Несмотря на моё намерение и желание, я не смог подняться ни на одну из пирамид. Однако моему другу это удалось. Но он так долго не возвращался, что я забеспокоилась, успеем ли мы вернуться домой до наступления ночи. Памятник Кутб-Минар [в Дели] не идёт ни в какое сравнение с этими пирамидами. Даже жители Запада восхищаются этими пирамидами, не в силах понять, как древним египтянам удавалось поднимать камни размером с человека на такую высоту.
Аллах Всевышний призывает нас обратить внимание на пример фараона, который смог построить высокие и прочные пирамиды. Далее Он говорит, что хранители этой цивилизации, а именно народ ‘Ада, в эпоху своего расцвета и развития причинили большой вред миру и стали чрезвычайно высокомерными из-за своей силы. Он также напоминает нам [не забывать], как Он поступил с ними и уничтожил их.
Таким образом, вавилоняне уделяли большое внимание строительству зданий и обсерваторий. Сохранившиеся руины Ада свидетельствуют о существовании множества великолепных сооружений. Было время, когда европейцы отрицали, что народ Ада когда-либо существовал, и настаивали на том, что нет никаких свидетельств существования древнего сообщества с таким названием. За последние 20 лет их взгляды изменились, в основном благодаря новым археологическим находкам. Совсем недавно я прочитал книгу христианского историка, в которой он утверждает, что ни в одной исторической книге, даже если в ней тысячи страниц, нет информации о народе Ад, которая была бы равна той, что содержится в нескольких словах Священного Корана.
Свидетельства о вавилонской цивилизации содержатся в Ветхом Завете
Подробности, рассказанные о вавилонянах в Торе, подтверждают рассказ Священного Корана. Следовательно, в Библии говорится:
Тогда они сказали: «Пойдём, построим себе город и башню, которая дойдёт до небес, и сделаем себе имя, чтобы не рассеяться по лицу всей земли». Господь сошёл посмотреть на город и башню, которые построили смертные. И Господь сказал: «Посмотрите, они — один народ, и у них один язык, и это только начало того, что они будут делать; теперь для них нет ничего невозможного». Пойдёмте, давайте спустимся и запутаем их язык, чтобы они не понимали друг друга».5
Из вышеупомянутого отрывка становится ясно, что, согласно еврейской истории, вавилоняне славились своей способностью строить высокие здания. Действительно, как записано в приведённом выше отрывке, причиной [Тора] называет множество языков, потому что в какой-то момент вавилоняне начали строить великолепную башню, которая должна была служить им знаком, который спас бы их от разногласий. Однако Всевышний пожелал, чтобы они разделились на фракции. Поэтому, чтобы положить конец их проекту, Он создал различия в их языке. В результате раздора их власть пришла в упадок, и башня, которую они так хотели построить, осталась недостроенной.
Хотя причина, указанная в этом рассказе [об их неудаче], не более чем выдумка, она всё же раскрывает историческую правду о том, что вавилоняне были мастерами в строительном деле и возводили такие высокие здания, что их вершины, казалось, касались небес.
В Священном Коране рассказывается о фараоне так же, как и в Библии, но с одним заметным отличием. В библейском повествовании показано, что Бог Всемогущий допускает абсурдную мысль о том, что, строя высокие здания, люди могут достичь божественности. Однако в Священном Коране эта наивность приписывается фараону, и никто не может отрицать, что это более соответствует истине. В Священном Коране Аллах Всевышний рассказывает историю о фараоне. В ней фараон инструктирует [своего инженера] Амана:
فَاَوۡقِدۡ لِيۡ يٰهَامٰنُ عَلَي الطِّيۡنِ فَاجۡعَلۡ لِّيۡ صَرۡحًا لَّعَلِّيۡۤ اَطَّلِعُ اِلٰۤي اِلٰهِ مُوۡسٰي ۙ وَاِنِّيۡ لَاَظُنُّهٗ مِنَ الۡكٰذِبِيۡنَ6
То есть, когда Моисей пришёл и предъявил фараону свои требования, фараон позвал Амана и велел ему построить и подготовить высокое каменное сооружение в качестве обсерватории и телескопов, чтобы оно могло открывать тайны небес и тем самым раскрывать истинную природу Бога Моисея.
Точно так же об этом рассказывается в Суре аль-Мумин:
وَقَالَ فِرۡعَوۡنُ يٰهَامٰنُ ابۡنِ لِيۡ صَرۡحًا لَّعَلِّيۡۤ اَبۡلُغُ الۡاَسۡبَابَ اَسۡبَابَ السَّمٰوٰتِ فَاَطَّلِعَ اِلٰۤي اِلٰهِ مُوۡسٰي وَاِنِّيۡ لَاَظُنُّهٗ كَاذِبًا6
То есть фараон приказал своему инженеру Ахаму построить для него башню такой высоты, чтобы она открыла ему тайны небес и правду о Боге Моисея. Это не означает, что башня должна была доходить до неба; скорее, она должна была быть такой высокой, чтобы с неё можно было лучше рассмотреть небеса. Фараон намеревался установить на её вершине сложные телескопы, чтобы увидеть Бога Моисея. Однако [в конце стиха] фараон прямо говорит, что считает Бога Моисея ложным. Другими словами, он стремился развеять подозрения в том, что его действия были продиктованы сомнением и что, возможно, он верил в существование Бога Моисея. Строительство этой башни было продиктовано не сомнениями или опасениями с его стороны, а желанием доказать, что Моисей был лжецом.
Другой стих Священного Корана также подразумевает, что жители Ада были известны строительством высоких зданий. Аллах Всевышний говорит:
اَتَبۡنُوۡنَ بِكُلِّ رِيۡعٍ اٰيَةً تَعۡبَثُوۡنَ وَتَتَّخِذُوۡنَ مَصَانِعَ لَعَلَّكُمۡ تَخۡلُدُوۡنَ وَاِذَا بَطَشۡتُمۡ بَطَشۡتُمۡ جَبَّارِيۡنَ7
То есть Бог сказал жителям Эдема: «Вы строите величественные сооружения на вершинах каждой горы, возводите огромные фабрики и химические заводы и думаете, что будете жить вечно». Точно так же современные европейцы верят, что их образ жизни будет существовать вечно. (Здесь Масания означает фабрики и химические заводы). Далее Бог говорит: «Когда вы (жители Эдема) захватываете страну, вы уничтожаете её культуру и заменяете её цивилизацию своей». (Значение «Джаббар» — возвыситься, подчинив себе другого, а также уничтожить культуру и цивилизацию одной нации и установить и заменить её своей собственной). Из слов وَإِذَا بَطَشْتُمْ بَطَشْتُمْ جَبَّارِيْنَ8 можно сделать вывод, что в эту эпоху военное оружие значительно усовершенствовалось. На самом деле некоторые историки выдвигают предположение, что архитектура [древневавилонских зданий], найденных в горных поселениях, свидетельствует о том, что люди того времени изобрели порох и динамит. В свете этого можно интерпретировать вышеупомянутый стих так, что [Бог сказал людям Эдема, что] они изобрели разрушительное оружие, с помощью которого хотели уничтожить другие народы и создать собственную цивилизацию и культуру.
Краеугольный камень западной цивилизации
Краеугольным камнем современной западной цивилизации является материализм, который, в свою очередь, основан на принципах наблюдения и опыта. Следовательно, это подпитывает чувство крайней формы национализма.
Истинная жертва может быть принесена только тогда, когда люди верят в существование другого мира за пределами этого мира и отказываются от чего-то ради других, не ради мирской выгоды, а ради достижения духовного блага. Однако те, кто отвергает загробную жизнь, [эгоистично] стремятся получить всё только для себя.
Крайние формы национализма порождены материализмом. То же самое можно сказать и о роскоши. Стремление к более изысканным способам проведения досуга, еде, напиткам и одежде также проистекает из материализма. Если человек считает, что вся прибыль и выгода достижимы только в этой жизни, это [неизбежно] приводит к мысли, что всеми формами удовольствия нужно наслаждаться в полной мере. Соответственно, на Западе материализм достиг беспрецедентного уровня развития.
Различия между римской и западной цивилизациями
Разница между римской и западной цивилизациями заключается в том, что у римлян было правовое государство, что привело к тому, что их философия была больше сосредоточена на конкретных деталях, а не на общих принципах. Поэтому я [также] включаю культуру и философию древних греков в своё понимание римской цивилизации. Все направления [римской] философии основывались на этом принципе. При ближайшем рассмотрении подхода к медицине в Древнем Риме становится ясно, что он был основан на общих принципах, которые затем определяли конкретные детали практики. Сначала предлагаются общие принципы, а затем из них выводятся подробности. Этот философский взгляд также был распространен в их основной теологии и политике, то есть в выводе конкретных правил из некоторых общих принципов. Однако, поскольку основы нынешней западной цивилизации основаны на материализме, то есть на опыте и соблюдении определенных принципов, следовательно, весь их акцент делается на этих конкретных принципах. Люди Запада либо выводят конкретные правила из общих принципов, либо они высмеивают общие принципы и считают их совершенно ненужными и бесполезными. Древнегреческие врачи относили все болезни к четырём категориям гуморов9, используя общие принципы медицины для диагностики и лечения заболеваний. Однако греческий врач относил все болезни к четырём категориям, основанным на гуморах, диагностируя и леча заболевания в соответствии с медицинскими принципами. Однако специалист в области современной медицины выявляет конкретные симптомы каждого заболевания и лечит их соответствующим образом. Он не считает необходимым связывать их с определённой формой заболевания.
Пять движений и цивилизаций, [о которых я упомянул], являются наиболее важными в известной истории мира. Их влияние прослеживается во всех цивилизациях, науках и культурах мира. Все остальные политические [институты] и философии подчинены им, хотя и с небольшими вариациями. Некоторые школы мысли якобы освободились от философских оков этих пяти движений и сформировали собственную философию, в то время как другие, несмотря на незначительные изменения, по-прежнему воплощают основные принципы этих более ранних моделей.
Причины успеха Великих мировых движений
Успех этих пяти движений и цивилизаций был основан на том, что они несли с собой новое послание. Они не только захватывали территории в ходе завоевательных войн, но и порабощали умы людей. Соответственно, всякий раз, когда их политическая власть ослабевала, их философские принципы сохранялись, и те, кто когда-то был их подданными, продолжали править миром в соответствии с этими фундаментальными принципами, что привело к преемственности мысли и знаний. В соответствии с волей Аллаха основатели этих движений правили какое-то время, а затем были свергнуты. Однако их движения просуществовали много лет, и даже сегодня влияние большинства из них ощущается во многих сферах.
В современной Индии влияние арийцев по-прежнему ощущается во всех аспектах [общественной] жизни. По сей день брахманы и кшатрии не подпускают к себе шудр. Недавно в ряде газет была опубликована история из Мадраса, в которой сын брахмана женился на чамаре.10 В результате они стали жить отдельно после того, как родители жениха заставили их переехать в другой дом. Однажды они решили испытать веру своего сына и посмотреть, сохранилась ли его дхарма11 после женитьбы. Поэтому они пригласили его к себе домой и накормили большим количеством солений. Они либо уничтожили, либо спрятали все свои сосуды с водой. Когда сын наелся, ему, естественно, захотелось пить, но, куда бы он ни посмотрел, он не мог найти воды. В отчаянии он поспешил домой, который находился примерно в полутора километрах от него. Он пробежал всё это расстояние и, придя домой, сразу же сказал жене, что хочет пить, и попросил её принести ему воды. Она сказала ему, что, хотя в доме есть вода, единственная доступная посуда для питья — это её чашка, которой он может воспользоваться, если захочет. Однако её муж ответил, что это противоречит дхарме. Когда жажда стала настолько невыносимой, что он почувствовал себя на пороге смерти, он попросил жену сначала набрать воды в рот и вылить её ему в рот, что она и сделала. Родители, которые тайно наблюдали за происходящим, подбежали к нему и заявили, что благодаря Пармешару12 дхарма их сына не ослабла.
Эта абсурдная история является примером гротескной и глубоко укоренившейся расовой ненависти, характерной для арийского движения, и показывает, что даже в наши дни его влияние держит в плену сердца миллионов людей, что приводит к непрекращающейся напряжённости в отношениях между брахманами и неприкасаемыми в Индии.
Время от времени философская мысль, продвигаемая этими движениями, претерпевает определённые изменения по мере того, как в ткань изначальной идеи вплетаются новые идеи. Однако основные философские принципы остаются прежними. Подобные изменения происходят и в современной Индии. Длительная эпоха британского правления, а также развитие и рост других западных стран посеяли семена западных идей в стране. С каждым днём они укореняются всё глубже, а их побеги и ветви разрастаются во всех направлениях. Это особенно верно в отношении образованных слоёв общества, чей образ жизни окрашен в цвета западных идеалов. Они смотрят на всё с западной точки зрения. Движение за независимость стремилось отказаться от западных идей, но в соответствии с историческим прецедентом сделало это лишь поверхностно. Например, если бы британцы покинули Индию сегодня, то установленные ими формы правления, то есть советы, парламенты и различные административные обычаи, остались бы прежними. [В будущем], когда перед новыми председателями советов встанет сложный вопрос, они сначала потратят день или два на обдумывание. Это означает, что они будут изучать обычаи и методы работы западных парламентов, чтобы принять правильное решение. Таким образом, любые изменения, произошедшие в Индии, будут равносильны тому, что в Англии мистер Чемберлен сменит мистера Болдуина [на посту премьер-министра] или если в будущем майор Эттли займёт его место. Если к моменту обретения независимости не возникнет новое движение, западные идеалы будут по-прежнему править, хотя и могут принять иной облик. Несмотря на то, что Ганди настаивал на отказе от западных идеалов, ему приписывают создание новой философии. Однако он по-прежнему придерживается принципов, которые, по-видимому, отверг. На его образ мышления повлиял Запад. Краеугольным камнем западной цивилизации является материализм, который поощряет беспринципные действия, такие как говорить одно, а делать другое. Соответственно, последователи Ганди заявляют о мире, тайно готовясь к войне. Они громогласно пропагандируют политику ненасилия, в то же время убивая множество мусульман при каждом волнении. Их принципам можно лишь lip-service, но не следовать им.
По правде говоря, когда под влиянием материализма человек отрицает существование загробной жизни, ничто не мешает ему уничтожать тех, кого он считает своими противниками. Более того, они прилагают все усилия, чтобы причинить неудобства своим врагам. Конгресс может утверждать, что они придерживаются новой философии Ганди, но на самом деле их действия пронизаны западным влиянием. Пока в их сердцах есть место для материалистических идей, они будут воспроизводить события, произошедшие в Европе, на индийской сцене.
Успех пяти великих мировых цивилизаций был обусловлен тем, что в их основе лежала сильная философия. Их основатели не только завоёвывали территории других народов, но и порабощали сердца и умы их жителей таким образом, что даже после того, как физические оковы их власти были сброшены, их власть сохранялась на протяжении сотен и тысяч лет.
Примечания:
1. Слово «сатана», используемое в новоперсидском языке, в основном означает «зло или чистый хаос».
2. Слово «Бог», используемое в новоперсидском языке, в основном означает «чистую божественность».
3. Разве ты не видел, как твой Господь поступил с Ад-племенем Ирама, обладателями высоких построек, подобных которым не было создано в этих краях, и с Тамудом, который вырубал скалы в долине, и с Фараоном, повелителем огромных лагерей? Они преступали границы в городах и творили в них много зла. (Сура «Фаджр», 89: 7-13)
4. Тарих уль Араб Кабал Ислам, Джурджи Зайдан [Издатели]
5. Бытие, новая исправленная стандартная версия, обновленное издание, 11: 4-8 [издательство]
6. И сказал фараон: «О Аман, построй для меня высокое здание, чтобы я мог достичь небес, чтобы я мог взглянуть на Бога Моисеева, и я непременно сочту его лжецом». (Сура «Мумин», 40:37-38)[издатели]
7. Вы строите памятники на каждом возвышении в поисках тщетной славы и возводите дворцы, как будто будете жить вечно? И когда вы налагаете руки на кого-либо, вы налагаете их как тираны. (Сура аш-Шуара, 26:129-131) [Издатели].
8. И когда вы налагаете руки на кого-либо, вы налагаете их как тираны. (Сура аш-Шуара, 26:131) [Издатели].
9. Древнегреческие врачи выделяли четыре гуморальные жидкости: кровь, флегму, жёлтую желчь и чёрную желчь. Считалось, что эти жидкости влияют на темперамент и здоровье человека, а их дисбаланс считался причиной болезней. [Издатели].
10. Термин «чамар» относится к касте в индуистской социальной иерархии, которая традиционно считается одной из низших каст или зарегистрированных каст (ранее известных как «неприкасаемые»).
11. Дхарма — это термин, обозначающий веру в индуизме, который относится к моральному долгу, праведности и естественному порядку, поддерживающему космическую и социальную гармонию.
12. В индуизме Пармешар — это Верховный Бог или Абсолютное Божественное Существо.